Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:30, курсовая работа
Краткое описание
Роль школы в воспитании детей очень велика. После семьи - это важнейший социально значимый институт. Как писал Барбюс Анри, известный французский писатель,: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее .»От эффективности образовательно - воспитательного процесса в школах зависит становление нового российского демократического государства.
Содержание
Введение……………………………………………………………2 Глава 1. Система школьного образования в РФ(1992-2012гг) §1.1 Структура системы образования в РФ……………………..4 §1 .2 Финансирование образования…………………………….8 § 1.3 Изменения численности обучающихся в школах……….14 Глава 2 Реформа школьного образования в РФ в 1992-2012 гг. § 2.1 закон об образовании 1992 года……………………………15 § 2.2 закон об образовании 2012 (новшества)………………...…17 Заключение………………………………………………………..20 Список использованной литературы…………………………….21
Степень участия
бюджета того или иного уровня в финансировании
расходов зависит от целого ряда факторов,
в том числе: от государственного устройства
и общей системы государственного управления;
законодательного распределения ответственности
за виды образования; сложившихся традиций
и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые
и территориальные принципы управления.
Это позволяет классифицировать структуру
финансовых потоков на содержание образования
по уровням бюджетов. Федеральный уровень
включает в себя три направления финансирования
расходов:
- на финансирование
учреждений федерального ведения
в основном учреждении профессионального
образования;
- на реализацию
федеральных образовательных целевых
программ, таких как «Дети-сироты»,
«Молодёжь России», Программа развития
образования и т.п.
В последние годы
наметилась тенденция к целевому выделению
средств, для чего на федеральном уровне
создаются различные фонды, в том числе
и на финансирование федеральных мандатов.
Поскольку право на образование является
одним из основных конституционных прав
граждан РФ, то при недостаточности средств
у регионов в дальнейшем предполагается
шире использовать систему софинансирования
образования.
Региональный и
местный уровни аналогичны федеральному.
В территориальных бюджетах предусматриваются
средства на проведение мероприятий и
содержание учреждений, находящихся в
их ведении, и реализацию собственных
программ развития. В тех случаях, когда
одни и те же расходы финансируются из
разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое
финансирование». Если же источниками
поступления финансовых ресурсов являются
не только бюджетные ассигнования, но
и внебюджетные средства, употребляется
термин «многоканальное финансирование».
Правовой базой
для привлечения внебюджетных источников
финансирования в образовательную отрасль
явилась целая серия законодательных
актов, среди которых кроме Федерального
закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ
«Об общественных объединениях и общественных
организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях», от
12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях».
В настоящее
время система частного предпринимательства
в образовании отражает общественную
реакцию на новые направления
развития экономики государства. Рынок
образовательных услуг призван удовлетворять
не только государственный заказ, который
обеспечивается бюджетными ассигнованиями,
но и социальный заказ различных групп
населения и предприятий. В процессы образования
включаются как формирующийся класс предпринимателей,
так и представители различных движений
национальных объединений, религиозных
общин. Стремление реформировать систему
образования в своих интересах побуждает
их открывать альтернативные негосударственные
учебные заведения и оказывать финансовую
поддержку государственным. В свою очередь
и государственные учреждения вправе
предлагать широкий спектр образовательных
услуг населению на платной основе. Привлечение
дополнительных источников на цели образования
может осуществляться двумя путями:
- предпринимательской,
условно-предпринимательской или
специфической деятельностью самого
образовательного учреждения;
- взаимодействие
с юридическими и физическими
лицами, способными осуществлять
благотворительность в пользу
образовательного учреждения.
Закон ввел индексацию
бюджетов образовательных учреждений
в соответствии с ростом инфляции, и установленными
налоговыми вычетами для предприятий,
учреждений, организаций и физических
лиц (включая иностранные) вкладывающие
капитал в образование. Процесс муниципализации
и децентрализации поднял вклад местного
бюджета в финансировании образования.
Решение стратегической задачи совершенствования
экономических механизмов в сфере образования
предполагается обеспечить за счет внедрения
новых моделей финансирования образовательных
организаций всех уровней образования,
внедрения механизмов, способствующих
развитию экономической самостоятельности
образовательных организаций и учреждений,
повышения инвестиционной привлекательности
сферы образования, способствующей притоку
инвестиций, а также финансовых, материальных,
интеллектуальных и иных ресурсов в систему
образования. В условиях недостатка
бюджетных средств возрастает роль
внебюджетных источников финансирования,
которые могут привлекаться образовательными
учреждениями. Законодательство в области
образования предоставило возможность
осуществлять практически все виды приносящей
доходы деятельности, за исключением прямо
запрещенных. За последние годы в образовательных
учреждениях получили развитие не только
платные формы обучения, оказание широкого
спектра образовательных услуг, но и иные
виды деятельности, не связанные непосредственно
с образовательным процессом. К ним относятся
различные платные услуги, консультационная
деятельность, создание учебными заведениями
коммерческих организаций и участие в
их деятельности, сдача в аренду закрепленных
за образовательными учреждениями объектов
собственности и др. Образовательное учреждение,
осуществляя платную образовательную
деятельность, сохраняет за собой право
на налоговые льготы при соблюдении следующих
условий:
- доходы от
указанной деятельности государственного
или муниципального образовательного
учреждения за вычетом доли
учредителя (собственника) реинвестируются
в данное учреждение, в том
числе на увеличение расходов
на заработную плату (п. 2 ст. 45 Закона
РФ "Об образовании");
- доход от
указанной деятельности негосударственного
образовательного учреждения полностью
идет на возмещение затрат
на обеспечение образовательного
процесса (в том числе на заработную
плату), его развитие и совершенствование
в данном образовательном учреждении
(п. 2 ст. 46).
В этом случае платная
образовательная деятельность не рассматривается
как предпринимательская, а, следовательно,
может быть применена норма о предоставлении
налоговых льгот.
Таким образом, финансирование
образовательных учреждений представляет
собой процесс, направленный на решение
его текущих задач и задач развития. В
целом объём бюджетных ассигнований на
реализацию государственных гарантий
в области образования в современной российской
практике определяется на основе применения
элементов стандартизации процесса обучения,
финансового нормирования расходов, формирования
государственного (муниципального) заказа
по видам бюджетных услуг. Однако нельзя
не сказать, что при любой системе финансирования
экономическая эффективность и социальная
справедливость в образовании должны
дополнять друг друга.
1.3 Изменения численности
обучающихся в школах
В 2012 учебном году
за парты сели 13,34 миллионов детей,
это меньше на 44%,чем 15 лет назад. исследователи
связывают это с тем, что демографическая
ситуация в стране начала резко ухудшаться
с начала 90-х годов.
Ежегодно снижение
числа учеников в школах России связано
с демографическим спадом, который наблюдался
в стране до недавнего времени. Однако
в ближайшее время его увеличения ждать
не приходиться. Такая ситуация в школах
и вузах будет наблюдаться еще около пяти
лет.
Число детей школьного
возраста (7-17 лет) росло с начала 1980-х годов,
достигло пика во второй половине 1990-х,
а затем стало сокращаться (отрицательная
динамика количества школьников наблюдается
с 1998/99 учебного года, когда в школах обучались 22 млн ребят).(см приложение
1)
Как видно из таблицы2,
снижение рождаемости началось с 1990 года,
что и привело к резкому снижению числа
школьников в 1997г.
Рождаемость продолжала
падать до 1999 года и потом начала расти.
Это связано с выработкой правительством
различных мер социальной и экономической
поддержки, с особым вниманием правительства
РФ к демографической проблеме.
Глава2
Реформа школьного образования в РФ в
1992-2012 гг.
2.1 Закон об образовании
1992 года
Основы
реформирования системы образования рассматриваются
с точки зрения таких процессов, как интеграция
в европейское образовательное пространство,
формирование новой экономической модели
современного образования и освоение
организационно управленческого состава,
обеспечивающего указанные процессы.
Потребность в реформировании образования
связана с объективными процессами данного
этапа развития общества. Форма общества,
которая позволила перейти человеку к
массовому производству новых знаний
с использованием мощных инструментов,
которыми являются информационные компьютерные
технологии и получила название общества,
основанного на знаниях.
Начало реформ в
сфере образования началось с закона «об
образовании» 1992 года5
Закон «Об образовании» 1992 года рассматривал
образование как социальную сферу, выделяя
его гуманитарную сущность и гуманистический
смысл и предваряя положение Конституции
РФ о социальном государстве. Он был признан ЮНЕСКО
самым прогрессивным и демократическим
образовательным актом конца XX столетия.
Задача разработки
базового закона об образовании была поставлена
сразу после создания комитета по науке
и народному образованию Верховного Совета
России летом 1990 года. В наследство от
прежнего Совета, новый комитет получил
проект аналогичного закона, но этот проект
вносил в систему образования лишь незначительные
изменения, и был отвергнут.
Рабочую группу
по подготовке нового законопроекта возглавил
заместитель председателя Комитета М.И.
Вильчек- депутат из Самары.
Закон был принят
Верховным Советом, но отклонен президентом.
На совместном заседании палат Верховного
Совета РФ 10.07.1992г от имени профильного
комитета М.И Вильчек предложил три поправки,
которые были приняты.
Постсоветское развитие
России происходило такими темпами, что
возникла необходимость создания качественно
нового закона об образовании, учитывающего
не только современные реалии, но и современные
вызовы. То есть оказался необходимым
закон, не только обеспечивающий текущие
процессы развития, но содержащий механизмы
качественного роста образования.
2.2 Закон об образовании
2012 года(новшества)
5 сентября 2005 года
Владимир Путин объявил о старте
четырёх приоритетных национальных
проектов: "Образование", "Здоровье",
"Доступное жилье" и "Развитие
агропромышленного комплекса". По
мнению главы государства, "во-первых,
именно эти сферы определяют
качество жизни людей и социальное
самочувствие общества. И, во-вторых,
в конечном счете решение именно
этих вопросов прямо влияет
на демографическую ситуацию
в стране и, что крайне важно,
создает необходимые стартовые
условия для развития так называемого
человеческого капитала".см приложение
3
Приоритетный национальный
проект "Образование" призван ускорить
модернизацию российского образования,
результатом которой станет достижение
современного качества образования, адекватного
меняющимся запросам общества и социально-экономическим
условиям. В нацпроекте заложено два основных
механизма стимулирования необходимых
системных изменений в образовании. Во-первых,
это выявление и приоритетная поддержка
лидеров - "точек роста" нового качества
образования. Во-вторых - внедрение в массовую
практику элементов новых управленческих
механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной
основе лучших учителей и школ, внедряющих
инновационные программы, способствует
повышению открытости образовательной
системы, её восприимчивости к запросам
общества. Поощрение талантливых молодых
людей призвано сформировать основу для
реализации инновационного потенциала
российской молодёжи. Важным институциональным
изменением является внедрение новой
системы оплаты труда учителей. На это
системное изменение работает и вводимое
в рамках национального проекта вознаграждение
за классное руководство: принцип установления
размеров доплат стимулирует развитие
подушевого финансирования в образовании.
Интернетизация
российского образования нацелена на
распространение через образование современных
технологий во все сферы производства
и общественной жизни. Выравнивание возможностей
всех российских школьников и учителей
обеспечивает принципиально новое качество
образовательных услуг. Кроме того, разработка
электронных образовательных ресурсов
нового поколения приведёт к принципиальным
изменениям результатов образования,
расширению возможностей реализации индивидуальных
образовательных программ. Поставляемые
в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное
оборудование, а также автобусы для сельской
местности существенно повышают доступность
качественного образования для всех российских
школьников.
Все вышеназванные
направления тесно связаны с ещё одним
направлением национального проекта -
модернизацией региональных систем образования
- оно предполагает введение новой системы
оплаты труда работников общего образования,
направленной на повышение доходов учителей,
переход на нормативное подушевое финансирование,
развитие региональной системы оценки
качества образования, обеспечение условий
для получения качественного образования
независимо от места жительства и расширение
общественного участия в управлении образованием.
Таким образом, направления
приоритетного национального проекта
«Образование» образуют целостную мозаику,
разные компоненты которой дополняют
друг друга, с разных сторон направляя
образовательную систему к единым целям,
обеспечивая системные сдвиги.
Новый закон, реализующий
национальный проект «образование»,1 января
2013 года был подписан Президентом.
С этого момента он приобрел полную юридическую
силу.
Три с лишним года
шла работа над документом. Вначале закон
содержал 400 страниц текстового документа
и был похож, скорее, на справочник. Там
была масса мелких вопросов, вплоть до
размеров окладов различных работников
образования. За время работы над ним закон
прошел много экспертных обсуждений. Были
организованы даже общественные слушания
в Интернете. Причем проходили они весьма
бурно: более 11 0006 виртуальных комментариев
оставили пользователи на страницах официального
сайта. Все они были проанализированы
и включены в новую версию законопроекта.