Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:44, реферат
В настоящее время, и на протяжении существования обучения вообще, педагоги включены в профессиональную группу, на которую социумом возлагаются две важнейшие и взаимосвязанные задачи. Во– первых, это - сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом, а во – вторых социализация личности на каждом этапе ее формирования, начиная с младшего дошкольного возраста.
Введение
Речевой этикет как компонент педагогической культуры
1.1 Понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности
1.2 Коммуникативная компетентность педагога
Речевая агрессия как актуальная проблема современности
2.1 Понятие речевой агрессии
2.2 Способы преодоления речевой агрессии педагогом
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1.1 Понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности
1.2 Коммуникативная компетентность педагога
2.1 Понятие речевой агрессии
2.2 Способы преодоления речевой агрессии педагогом
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время, и на протяжении существования обучения вообще, педагоги включены в профессиональную группу, на которую социумом возлагаются две важнейшие и взаимосвязанные задачи. Во– первых, это - сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом, а во – вторых социализация личности на каждом этапе ее формирования, начиная с младшего дошкольного возраста.
Педагог - это личность, которой, по содержанию своей профессиональной деятельности, необходимо обладать совокупностью универсальных качеств. Подтверждением тому является многообразие функциональных обязанностей любого педагога, и все расширяющаяся система получения информации учащихся.
В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров определяют четырнадцать различных функциональных обязанностей педагога, среди которых большое значение имеет реализация образовательных и воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы и неформального общения с ними.
Целью нашей работы явилось исследование речевого этикета в педагогическом общении.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1 Речевой этикет как компонент педагогической культуры
1.1 Понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности
В настоящее время, по мнению российских и зарубежных исследователей в области педагогики, общие требования к педагогу можно сформулировать следующим образом: педагог должен обладать высокой профессиональной и педагогической компетентностью, и высоким уровнем культуры.
По нашему мнению, данный список необходимо дополнить одной из самых важных коммуникативных компетенций педагога-профессионала – умением владеть правилами речевого этикета.
Бесспорно, в ситуации педагогического общения этикет имеет особое значение, так как речь преподавателя не только основной инструмент профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, учащимися, а значит, неизбежно, распространяющийся [8].
Само понятие «речевой этикет» преподавателя и просто «речевой этикет» не идентичны в работах исследователей данной проблемы. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как правила речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями людей, которые вступают в общение. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения [1].
Особенность понятия «речевой этикет педагога» определена спецификой педагогического речевого общения. В работах А.К. Михальской, мы видим, что речевой этикет преподавателя должен стать образцом, который выражает систему «должных и желаемых ценностей» [6].
Целесообразно заметить и то, что речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно выражать свои мысли, не прибегая к просторечным выражениям [4]. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания самого высказывания в связи с определенной ситуацией. Литературно-языковые нормы иными словами можно определить, как правильность речи, то есть соблюдение норм современного русского языка.
Важным компонентом языковой культуры является языковое мастерство. Здесь речь идет не только о следовании нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении вариант [7].
Наиболее частыми нарушениями речевого этикета в речи педагога выступают следующие:
Речь педагога должна стать для обучающихся образцом, не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. Педагог стремиться к тому, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения. Это требует от него эмоциональных затрат и времени, и определяющую роль в этой ситуации играет здоровый психологический климат в группе, а создание его невозможно без использования преподавателями правил речевого этикета.
Главной задачей речевого этикета выступает установление контакта доброжелательного и доверительного общения. Однако, следует заметить, что соблюдение правил речевого этикета важно еще и потому, что процесс обучения и контроль знаний несут в себе элемент стресса для учащихся. Задача педагога заключается в том, чтобы вежливым словом и уважительным отношением помочь пройти любой путь адаптации, а также смягчить стрессовые ситуации во время контроля знаний.
Без взаимоуважения, без установления контакта доверительного общения невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Здесь следует уточнить, и то, что в связи с гуманитаризацией образования и переходом к гуманистической педагогике личность обучаемого является центральным понятием педагогической науки.
К сожалению, большая часть педагогов придерживаются сугубо авторитарных позиций и не интересуются мнением учащихся, дисциплинированность и субординацию часто заменяют полным неумением высказывать свое мнение. Зачастую учащиеся просто не могут высказать свою мысль, так как если она не совпадает с мнением педагога, она априори не верна. Такая тенденция губительна для развития учащихся, гибкости мышления и развития творческих способностей. Все это выражается в речевом общении участников образовательного процесса, в использовании преподавателем единиц со сниженной стилистической окраской, проще говоря, в нарушении правил речевого этикета [8].
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что педагог – профессионал должен обладать многими качествами, в том числе быть и коммуникативно компетентен. Речь о коммуникативной компетентности пойдет в следующем пункте нашей работы.
1.2 Коммуникативная
В контексте нашей работы целесообразно рассмотреть понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения [1]. Как было выявлено нами в предыдущем пункте нашей работы, коммуникативная компетентность преподавателя является одним из компонентов его педагогической культуры.
Тактичность в межличностном общении выступает в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными, учете его мнения по поводу спорного вопроса.
Иными словами, сама коммуникативная компетентность выступает неотъемлемым компонентом речевого этикета. Исследователи подтверждают, что резкая критика бесполезна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство достоинства и вызывает у него агрессию по отношению к педагогу. [3]. Как следствие, мы видим нарушение контакта доброжелательного общения и сложно в этой ситуации вести речь о высоком уровне эффективности обучения вообще.
Главным принципом современной педагогики выступает педагогическое взаимодействие, которое определяет совместная работа участников образовательного процесса, а параметрами данного процесса являются доверие и равенство.
Часто достижение целей в педагогическом общении сопровождается определенными трудностями, их причиной может выступать коммуникативный барьер между участниками. Типичными причинами таких трудностей являются: замена педагогом реального общения диалогом с самим собой, отсутствие внимания к учащемуся, авторитарность педагогического стиля. Особое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и учеников, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией и закрепляются доверительные отношения с педагогом.
Давая характеристику коммуникативному поведению преподавателя важно выделить такие свойства, как тон речи, манера обращаться к ученикам, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики и жестов.
Следует заметить, что применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает некоторые трудности. Недоразумения во время работы, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны педагога верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон, что является признаком профнепригодности.
Соблюдение правил речевого этикета со стороны преподавателей очень важно не только в группе учащихся. Педагог общается с коллегами, родителями учащихся, выступает на конференциях, иными словами, речевой этикет не должен исчезать из жизни педагога при выходе из учебной ситуации [6].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением.
Коммуникативная компетентность выступает неотъемлемым компонентом речевого этикета. Встает вопрос о том, какой должна быть реакция педагога на речевую агрессию. Данный вопрос рассмотрен нами в следующей главе нашей работы.
2.1 Понятие речевой агрессии
В настоящее время,
проблема речевой агрессии является актуальной
для педагогического общения. Исследователи
отмечают, что агрессия слова все активнее
участвует в играх и развлечениях подростков,
проникает в разговоры отцов и детей, учителей
и учеников. Если определять речевую
агрессию, то можно назвать ее оскорбительное
сообщение, словесное выражение негативных
эмоций или намерений в неприемлемой в
данной речевой ситуации форме.
Проблема заключается в том, что часто
люди, демонстрируя явную склонность к
такому общению, при этом не оценивают
свою речь как агрессивную [3].
Здесь следует учитывать,
что учащиеся в классе могут словесно
оскорблять, высмеивать друг друга, чтобы
повысить собственную самооценку («Я лучше
тебя»), продемонстрировать позицию лидера.
Часто, агрессия проявляется и в речи педагога,
как правило, в виде повелительно-
Исследования психологов подтверждают,
что именно речевая агрессия педагога
может иметь наиболее опасные последствия.
У учащихся снижается самооценка, возникает
неуверенность в себе, появляется сначала
страх перед конкретным педагогом, а потом
и перед обучением вообще. Что самое опасное
в данной ситуации, что ребенок (а зачастую
и взрослый) не осознает, что агрессия
педагога направлена не на его личность,
а на поведение конкретной ситуации. Отсюда,
у учащегося возникает ощущение, что он
«плохой» [4]. С другой стороны, добиваясь
сиюминутных целей послушания в неэтичной
форме, педагог невольно провоцирует ответную
агрессию со стороны его собеседников.
Не стоит забывать, о том, что педагог, как мы уже говорили в предыдущей главе, является образцом, и дети усваивают агрессивную модель речевого поведения, а затем используют ее в общении со сверстниками. Агрессивная речь является явным признаком авторитарного стиля общения, отсутствия профессионализма и приводит к отчуждению и непониманию учащихся.
Иными словами, мы можем констатировать, что агрессия слова не только недопустима в этическом отношении, но и оказывается не продуктивной с коммуникативной точки зрения. Задача педагога заключается в том, чтобы научиться успешно, контролировать, преодолевать агрессию слова [8].
Самой большой проблемой является непонимание опасности речевой агрессии в современном мире в целом и в педагогическом общении в частности. В том, случае, если педагог отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, он ничего не сможет изменить в своем общении.
Отсюда, наиболее общее направление предотвращения агрессии в педагогической среде – самонаблюдение и самоконтроль педагога над собственным речевым поведением.
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию своего собеседника в данном случае, учащегося [1]. Степень эмпатийности, умение сопереживать проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности учащегося, важны для коммуникативной компетенции педагога. И конечно же, терпимость, снисходительность необходимы для характеристики педагога, как профессионала.