Рифмовки на автоматизацию звуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:36, реферат

Краткое описание

Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С', 3, 3', Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л',Р,Р'.Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Вложенные файлы: 1 файл

рифмовки.docx

— 396.44 Кб (Скачать файл)

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

У Кати бычок 
Глупый чудачок: 
Вздумал обучать 
Катю мычать.* 

Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т

Но не ходят, а  стоят. 
День и ночь они скучают 
О починке всё мечтают. 

Чайник, печку, мяч, бачок, 
Баночку, часы, посуду, 
Чистота будет повсюду. 
Мечтаю я стать силачом, 
Ведь силачу все нипочём. 
Смельчаку и силачу 
Любое дело по-плечу.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Гусь гогочет  и гогочет, 
Не пойму чего он хочет? 
— Я хочу чистой водички, 
Семечек и чечевички. 

Ездить на мопеде. 
Учатся олени 
Танцевать на сцене. 
Дети учатся читать, 
Чтобы обо всём узнать.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Очень плохо спится. 
Мечтает лисица 
Навестить куницу. 
Сплетница лисица 
В неведенье томится: 
Зачем куница 
Ездила в столицу?*

Спела Таня Свете. 
Танины частушки 
Обо всём на свете: 
О чистой водице, 
О смелой кунице, 
О чуткой медведице, 
О чудесах и волшебнице.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

ЧИП - ТКАЧ

Заказала модница-бабочка  паучку Чипу платье для танца. День и ночьткал паучок. Днём ему помогали гусеницы, а ночью — светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилосьчудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в  клетке мечтает.Очень он хочет помочь кому-нибудь:часики починить, песенку сочинить,блинчиков испечь. Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» —и угостили меня чем-нибудь вкусным, — думает он.

— Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? — сказали они. 
Оказывается мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА

Жил-был маленький  паучок поимени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он когда-нибудь сможет полетать. «Птички летают, пчёлки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» — думал он. 
И вот однажды сплёл Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понёс паучка. Чип от радости дажезапел: 
— Чудесный полёт, 
Прекрасный полёт, 
Вот только бы мне 
Не сбить самолёт. 
Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! А может ты и чирикать научился?» 
 
А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил.

ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят пауч ки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.* 

Автоматизация звука  Щ

Обещали угостить. 
Пищу подходящую 
Для щуки поищи, 
Ведь хищная щука 
Не будет есть щи. 

Ищут щётки, ищут клещи, 
Плащ, ботинки, ящик, лейку. 
Папа купит им ищейку.

Щенок к ящику  бежит. 
Он ищет её тщательно 
И стащит обязательно. 

Щенок тащит щепку. 
Ведь для щенка 
Пока и щепка велика.

ЩЕНОК-НЕПОСЕДА

Катя обещала  маме помыть овощи для щей. Её отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его  в ящик. Но несиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился иупал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь.Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещанья надо выполнять; а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул.* 
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация Ч-Щ

Щуку он поймать  мечтает, 
Но поплавок, как часовой, 
Не качнётся над водой. 
Почему не хочет щука 
Пообедать? Вкусно ведь! 
Может видит плохо щука? 
Может ей очки надеть?* 

Нам не надо помощи. 
Тащит воду Ванечка, 
Таня чистит овощи.

ДОБЫЧА

Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в  ящик. Севв кустах, лисёнок не сводил глаз сящика и, улучив момент, стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своегожилища, не отщипнув ни кусочка.Очень хочет лисёнок удивить свою маму.* 

ЩЕНОК И ПЛАЩ

С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел  таких чудных вещей.Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи.

Автоматизация звуков Л, Л

Дупло у белок  — это дом. 

Он за хвост слона  водил.

Кипятила Клава  молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно  Клава глядит, когда молоко закипит.

Волк завоет на луну.  
Нет оленя, белки, тёлки.  
Плохо, голодно ему. 

Ей платье, платок и панаму купил. 
В платье над лугом голубка летала. 
Не только меня она напугала.

Плыла на лодке  лайка. 
У лайки балалайка. 
Долго пела лайка мне 
О погоде, о луне.

Мила сделала  салат. 
Маме помогала Мила. 
Мама Милу похвалила. 

Луна на облако легла, 
А облако как одеяло 
Луну окутало, поймало. 
Листья клёна пожелтели, 
Птицы к югу улетели. 
Дождику идти не лень 
И всю ночку, и весь день. 

Клубнику и хлеб, 
Молока полбокала, 
Булку и лук, 
Лимон и малину, 
Похлёбку, бульон 
И блина половину.

Надела платье, белый бант. 
Сказала: «У меня талант: 
Могу я лаять, петь, скакать, 
Вальс и ламбаду танцевать». 

ЛУНА И ВОЛКИ

Волки сегодня охотились  на лугу около болота. Не поймали  ни лося, ни лани. В полнолуние уселись  голодные волки на холме и завыли.

Над облаками плыла  луна. Поглядела она на волков и  улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Лось поел котлету. 
Долго топал он потом 
И плевался под кустом: 
«Не надо мне котлету, 
Не надо мне конфету! 
На лугу, в лесу и в поле 
Сена я наемся вволю». 

БЕЛКА

Клава гуляла по аллее  и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету  и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки иуселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Дома Клава глядела  на ладонь и вспоминала, какие лукавые  были у белки глазки. 

Автоматизация звуков Р, Р

Рае и Егорке. 
Кроит из бархата портной 
Роме куртку с бахромой. 
Подруга выдра у бобра. 
Она проворна и хитра. 
Бобёр и выдра поутру 
Играют в новую игру. 
Храпит медведь в корнях ракиты. 
К нему попробуй подойди ты. 

Тигры храбры, 
Кобры мудры, 
А бобры добры. 

Играет Рома на трубе, 
Макар играет на гармони, 
А Герман на аккордеоне. 
Квартет играет в парке 
Под кедрами у арки.

Роет нору хмурый рак. 
Рак бы рад её не рыть, 
Но ведь где-то надо жить. 
(Работать раку неохота, 
Не радует его работа.) 

Захар и Егор. 
Захар дрова рубит, 
Егор метёт двор.

В каждый дом идёт с экрана. 
Вот такой у папы труд. 
Его диктором зовут. 
Есть у Ромы огород, 
В нём морковка растёт 
И горох, и помидоры. 
Рома фермер будет скоро. 

Где-то в роще за бугром, — 
Не боится грома Рома, 
Ведь у Ромы папа дома.

Там морковка и  горох, 
Справа огород Федоры. 
В основном там помидоры. 
В парке высокая горка стоит. 
На горке сердитый Егорка сидит. 
Боится Егорка 
Съехать с крутой горки. 
Фёдор встаёт с петухами с утра. 
Много забот у него и Петра. 
Надо двум братьям дров нарубить, 
Чтоб спозаранку печь протопить. 

Там ругаются два  рака. 
Не уступит раку рак, 
Как же обойтись без драк?

Несъедобен мухомор. 
Не смотря на красоту, 
Не годится он в еду.

Едет крот. 
У крота под горкою огород. 
Радует крота природа: 
В реке рыба, бобр у брода, 
Радует крота дорога 
От огорода до порога 
Дома радует крота 
И уют, и темнота. 

Ведёт к норе водопровод. 
Протянет трубы от пруда. 
Кран поверни — и есть вода.

Дай, повар, крупы  воронятам, 
Дай, повар, раков енотам, 
Баранок дай бегемотам. 
Дай, повар, Роману тортик в обед, 
Творог Егору, а Рае — конфет.

Спорит Рая со всем домом; 
И поэтому народ 
Её спорщицей зовёт.

Борису суп из риса, 
А Борис Раису 
Угостит ирисом.

О том, как красива 
Природа вокруг. 
Говори красиво: 
Фёдор, ветер, грива, 
Барабан, мундир, топор, 
Карта, марка, мухомор. 

Будка Трезора. 
Не пустит Трезор 
Гостей за забор.

И гостей зовёт  с утра, 
Но никто из зверей 
Не приходит в гости к ней. 
Почему-то звери 
Кобре той не верят.

МЕЧТА ТАРАКАНА

У Ромы в кармане  дырка. Рома набивает карман едой. Таракан  ходит за Ромой и подбирает  сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт  в гости своих друзей, и будет  у них пир горой. Дырка в  кармане неряхи — мечта каждого таракана.

ИГРА

У Юры ракета. У  Раи ракетки. Утром Юра и Рая  играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом  они идут во двор и играют в бадминтон  Раиными ракетками. Друг друга Юра  и Рая понимают. 

Дифференциация звуков Л-Р-Л-Р

Едет Владимир 
В город Владимир, 
Так как у Владимира 
Родные во Владимире.

Я красивый и страшно  милый, 
А когда я кого-то глотаю, 
Долго плачу потом и страдаю. 

Наш рыбак поймал на мели. 
— Вот улов, так улов! 
Радовался рыболов. 

Забрал Юлу, 
И сел с юлой 
Играть в углу. 
Не захотела для Юры 
Юла петь без Юли. 
Из полена Папа Карло 
Буратино смастерил. 
Неприятностей немало 
Папа Карло пережил. 

Клара на кларнете 
Играли дуэтом 
Кириллу и Пете. 
На поляне лось стоит 
Хитрый волк за ним следит. 
Не боится лось врага, 
Ведь даны ему рога. 

Внимательным взглядом 
За цаплей следил. 
Проворная цапля 
Лягушку схватила, 
Слёзы блеснули 
В глазах крокодила.

Сёла и города. 
Нет ни звука, 
Ни проблеска света. 
Легкокрылая тьма 
Растворится сама, 
Только лучик прольётся рассвета. 
У Иры на клумбе 
Растут георгины, 
Фиалка, тюльпан, 
Гладиолус, малина, 
Астры, ромашки 
И мандарины. 
Чего не должно быть 
На клумбе Ирины? 

Покоряют океаны. 
Видят с борта корабля 
Страны дальние, моря. 
Не боятся капитаны 
Ни волны, ни урагана. 
И когда я взрослым стану 
Буду смелым капитаном.

ДРУЗЬЯ

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что  комарик такой маленький и  умеет летать. Комару нравилось, что  слон такой большой и умеет  бегать. 
А кроме того, у слона был хобот, а у комарика — хоботок. 
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там. 
Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо.

Сегодня с утра. 
Там видел газель, 
Леопарда, бобра, 
Мартышку, оленя, 
Дрофу и гориллу, 
Жирафа, тюленя, 
Лису, крокодила. 


Информация о работе Рифмовки на автоматизацию звуков