Роль общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие общения в психологии.
Дать общую характеристику дошкольного возраста.
Охарактеризовать роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.2
Понятие общения в психологии……………………………….……стр.3
Общая характеристика дошкольного возраста……………..…….стр.7
Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста…………………………………………….. .стр.10
Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………..стр.14
Заключение…………………………………………………………………стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маврина.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.2

  1. Понятие общения в психологии……………………………….……стр.3
  2. Общая характеристика дошкольного возраста……………..…….стр.7
  3. Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста…………………………………………….. .стр.10
  4. Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………..стр.14

Заключение…………………………………………………………………стр.20

Список используемой литературы……………………………………...стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гумманизация современного образования, создание личностно-ориентированной модели педагогического пространства требуют пересмотра и переоценки основных психолого-педагогических факторов полноценного развития личности ребёнка. Среди них одно из приоритетных мест, бесспорно, принадлежит общению, взаимодействию личности с социальным окружением. Изучение проблемы специфики общения дошкольника со сверстниками имеет не только первостепенно-теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований к учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе, предполагающему высокий уровень организаций социальных взаимодействий ребёнка со сверстниками. Решение этой проблемы во многом связано с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения. Иными словами, гумманизация учебно-воспитательного процесса предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со сверстниками.

           Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Её родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он ещё в 30-х годах привлёк внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребёнка, способствующему разрушению эгоцентризма. Усиление интереса к этой проблеме произошло в зарубежной психологии в конце 60-х-начале 70-х годах, когда были экспериментально установлены устойчивые связи между особенностями опыта общения со сверстниками в детстве и некоторыми важными личностными и когнитивными характеристиками во взрослом и подростковом возрасте. 

          Современная возрастная, педагогическая  и социальная психология располагает обширными сведениями, характеризующими общение детей, как с взрослыми, так и со сверстниками. Так, обширный пласт исследований раскрывает вопросы развития общения ребёнка со сверстниками (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, Т.М. Сорокина),  детско-родительских отношений (М. Земска, Е.П. Панько, И.К. Фридман, Г.Т. Хоментаускас), нарушения внутрисемейных отношений (М.И. Буянов, Н.В. Жгутикова, А.И. Захаров) влияние общения на развитие личности ребёнка ( Т.В. Архиреева, С.Г. Якобсон, С.П. Тищенко). В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой общения дошкольника со сверстниками постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения общения с окружающими как социального института.

Объектом  исследования является коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является комплексный анализ особенностей общения дошкольников со сверстниками на различных этапах дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

          Цель исследования конкретизируется  в следующих задачах:

  1. Рассмотреть понятие общения в психологии.
  2. Дать общую характеристику дошкольного возраста.
  3. Охарактеризовать роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
  4. Провести сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Работа состоит из введения, четырёх основных глав, заключения и списка литературы.

  1. Понятие общения в психологии.

Последние десятилетия в  отечественной науке проблема общения  рассматривалась и изучалась  как один из основных видов человеческой деятельности. Достаточно отметить, что  Б.Г. Ананьев признал общение одним  из основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Сама триада ведущих видов деятельности была выделена в советской психологии ещё в 30-е годы Л.С. Выгодским, но в ней значилось не общение, а конкретная форма его – игра как ведущий вид деятельности ребёнка. Б.Г. Ананьев существенно расширил представление об этом третьем виде деятельности, определив его как общение людей. А.Н. Леонтьев считал, общение и труд двумя основными видами человеческой деятельности. Для изучения общения большое значение имело так же сопряжение его со смежными науками: с одной стороны, с лингвистикой, семиотикой, теорией информации; с другой стороны с педагогикой и этикой. Исследования в этих областях показали, какую важную роль общение играет во временном и пространственном аспектах повседневной жизни людей. Общение не только формируется как осознанная деятельность ребёнка, но, в первые полгода его жизни оно приобретает статус ведущей деятельности, позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Появление же новой ведущей деятельности неизбежно влечёт за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми. Позднее в семилетнем возрасте, у ребёнка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Соответственно развивается и общение, становясь, всё более сложным и богатым по формам, и не только межличностным, но и групповым.

       Таким  образом, общение есть первый  вид деятельности, которым овладевает  человек в онтогенезе, и уже  это одно достаточно показывает  значение общения в человеческой  жизни, как условия успешного  осуществления всех других видов  деятельности. А.Н. Леонтьев писал:  «Общение в своей исходной  внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» [4].

        В  социальной психологии общение  рассматривается как один из  основных сфер жизни, в которых  происходит социализация личности. В.В. Новиков отмечает: «Личность  существует и реализует себя  в общении с людьми, а этому  предшествует процесс социализации»  [5]. Социализация «это ни что иное как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей» [2]. Процесс социализации начинается с момента рождения человека и продолжается в течение  всей его жизни. Социализацию личности принято рассматривать как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс и отношение, и способ и результат становления личности в общении и деятельности. Личность в общении как сфере социализации «приобретает новые черты: усваивает определённые конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, её социальных качеств» [11].

         Таким образом, общение является  необходимым условием и средством  социализации личности. Дошкольный  период рассматривается в рамках  до трудовой стадии социализации. И в настоящее время в социальной  психологии мало исследований  посвящённых именно этому периоду.  Общение не сводится  к только  наблюдаемым актам людей, оно  в них обнаруживается. Как любая  деятельность, общение побуждается  особыми потребностями и мотивами, завершается особым результатом.  Поэтому можно представить структурные  компоненты коммуникативной деятельности  следующим образом:

  1. Предмет общения-другой человек.
  2. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию других людей, а через них и с их помощью к самопознанию.
  3. Коммуникативные мотивы-то ради чего предпринимается общение.
  4. Действие общения-единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как свой объект (инициативные акты и ответные действия).
  5. Задачи общения-цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия общения.
  6. Средства общения-это операции, с помощью которых осуществляется действия общения.
  7. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в процессе общения.

Коммуникативная деятельность на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности черт и характеристик по обозначенным параметрам, и будут являться формой общения.

Можно выделить три категории общения: 

  • Деловые;
  • Познавательные;
  • личностные;

три категории  средств общения:

  • экспрессивно-мимические;
  • преобразованные локомоции (движения);
  • предметные действия, речевые высказывания;

четыре основные формы общения: 

  • непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (первые полгода жизни);
  • деловое общение, выражающее стремление ребёнка к практическому сотрудничеству с взрослым в конкретных ситуациях;
  • форма общения связанная с овладением речью и разворачивающаяся на основе познавательных мотивов (период «почему»);
  • форма общения, связанная с преобладанием личностных мотивов, т.е. потребностью в оценивании другого и самого себя.

Продуктом общения ребёнка  является формирование у него образа самого себя и установление взаимоотношений с окружающим миром. Изучение влияния общения на психическое развитие ребёнка, позволило раскрыть важные его механизмы и представить общение как определяющий фактор психического развития. Решающая роль общения в психическом развитии ребёнка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей (дети-маугли); явлениями «госпитализма», наблюдающимися при дефиците общения детей с взрослыми; позитивными фактами, полученными в формирующих экспериментах.

  1. Общая характеристика дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются: ролевая, режиссёрская, игра с правилами, дидактическая игра.

        Сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью  дошкольника, поскольку в ней  складываются личностные механизмы  поведения и поскольку главные  психические новообразования этого  возраста наиболее эффективно  проявляются и формируются в  игре. Существует несколько торий  детской игры. В большинстве из  них игра рассматривается как  средство ухода ребёнка в свой  детский мир и как инстинктивное  стремление ребёнка к активности  и к удовольствию. Ролевая игра  имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей  игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. [7]. Отличительной особенностью познавательной позиции ребёнка дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само понятие, был введён в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит не выделение самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, т.е. речи для себя не обращённой к собеседнику. Развитие мышления в дошкольном возрасте идёт по линии преодолении эгоцентризма и развития децентрации. В отечественной психологии интенсивно разрабатывалась идея Л.С. Выготского об опосредованном характере познавательных процессов человека.

       Воображение  можно определить как способность  к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребёнка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослыми. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и в творческих видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия. Выделяют две главные функции воображения: познавательная и аффективная. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.

       Воля  и произвольность являются разными  по своему содержанию психологическими  образованиями. Развитие воли  связано со становлением и  оформлением мотивационной сферы  ребёнка, развитие произвольности  определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своём генезисе. В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребёнка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребёнка происходит в процессе особого взаимодействия ребёнка с взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. В дошкольном возрасте опосредование поведения ребёнка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребёнка в сфере овладения своим поведением.

Информация о работе Роль общения дошкольников со сверстниками