Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать четкое определение понятия профессиограммы;
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;
Введение………………………………………………………………....……….3
1. Деятельность каменщика………………………………………………..….4
2. Профессиограмма………………………………………..……………………7
3. Психограмма………………………………………………………..…………9
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14
Заключение………………………………………………………………….……15
Список использованной литературы………………….…………
Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика
1. Общая характеристика профессии
Профессия относится к типу “человек - техника”.
Каменщик участвует в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений. Производит монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит, перекрытий и других сборных элементов, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях, разбирает кирпичные своды всех видов, ремонтирует кирпичные стены, производит замену кирпичных и бутовых фундаментов в зданиях, осуществляет монтаж вентиляционных блоков. Использует ручные и механизированные орудия труда (кельму, кирку, лопату, расшивку). При кладке стен, приготовлении раствора, транспортировке материалов значителен объем ручного труда. Некоторые операции сложны и требуют мастерства (кладка колодцев, колонн и арок, заделка "пустот" новым кирпичом при соблюдении "швов" и "стыка" старой кладки и некоторые другие). Каменщик работает в помещении или на открытом воздухе, индивидуально или в составе бригады. Работа средней физической тяжести, может выполняться на высоте. Профессия имеет 2-6 разряды.
2. Требования к индивидуальным особенностям
Физическая сила и выносливость, гибкость и подвижность тела и рук, развитое чувство равновесия, отсутствие боязни высоты, координация движений рук, точный глазомер, пространственное воображение, техническое мышление, устойчивое внимание, наглядно-образная память.
3. Медицинские противопоказания
Работа противопоказана
людям, страдающим заболеваниями сердечно-
4. Требования к профессиональной подготовке
Хорошая подготовка по физике, химии, математике, материаловедению.
Должен знать: правила техники безопасности; приемы передачи сигналов, команд крановщику грузоподъемного крана; основные виды и свойства природных и искусственных строительных материалов, растворов; технологию возведения и монтажа частей здания; назначение, устройство, правила эксплуатации инвентаря, инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работ по кладке и ремонту каменных конструкций зданий и сооружений.
Должен уметь: производить и разбирать различные виды кладки; производить в каменных зданиях монтаж сборных элементов; осуществлять работы по заделке швов в сборных конструкциях; ремонтировать кирпичные стены и фундаменты.
Рассмотрим таблицу
- 3 балла – высоко развиты способности;
- 2 балла – средне развиты способности;
- 1 балл – ниже среднего развитие способностей.
По данным таблицы была построена диаграмма, которую можно посмотреть в приложении 3.
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика
Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы. Профессиограмма используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности: социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические.
Профессиограмма перечень требовании, которым должен соответствовать каменщик, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.
Профессиограмма обосновывается на исследовании всей технологии работы, на личностные качества человека которые нужны в данной сфере труда. И является основой для составления содержания подготовки каменщика.
Заключение
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, установили что для успешной и плодотворной подготовки каменщика не последнюю роль играет профессиограмма. Она охватывает и показывает различные стороны профессиональной деятельности. Следовательно, при подготовке каменщика опираются именно на нее, описывается психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. И уже учитывая все это, составляется программа и план обучения и полностью определяется его содержание и конкретные требования к учащимся.
Список использованной литературы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности 2001, с 512
2. Гордеева, Н.Н. Проспектированная профессиограмма специалиста как средство управления его профессиональным развитием. –Екатеринбург, 1995;
3. Горбунова, Кирилюк: 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм.- изд. Феникс 2009,с 441;
4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих ( ЕТКС) с 276;
5. Конажевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск 1978г., 248 с.
6 . Копылова Е.Н. Каменщик: Новый строительный справочник – Ростов-на-Дону: Феникс 2007.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996 г., 308 с.
8. Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий. М.,2005.,57 с.
9. Руденко В.И. Справочник каменщика. Практическое пособие - Ростов-на-Дону: Феникс 2007.
10. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - Москва,2008, с 464;
11. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведении – М: 2001г.,50 с.
12. Управление персоналом организации: Учебник . Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285;
Приложение 1
Фрагмент единого тарифно-
Каменщик 2 разряд
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Должен знать: основные виды стеновых материалов. Способы приготовления растворов. Способы пробивки гнезд и отверстий в кладке. Правила разборки кладки фундаментов, стен и столбов. Виды стропов и захватных приспособлений. Основные виды такелажной оснастки. Правила перемещения и складирования грузов малого веса.
Примеры работ. Кладка кирпичных
столбиков под половые лаги. Приготовление
растворов вручную. Очистка кирпича
от раствора. Пробивка гнезд, борозд и
отверстий в кирпичной и
Каменщик 3 разряд
Характеристика работ. Выполнение простых работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Должен знать: основные свойства
стеновых материалов и растворов, а
также гидроизоляционных
Примеры работ. Кладка простых стен из кирпича и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по ходу кладки. Заполнение каркасных стен. Устройство фундаментов из бутового камня и кирпичного щебня под залив. Устройство цементной стяжки. Устройство горизонтальной гидроизоляции фундамента рулонными материалами. Заделка кирпичом и бетоном борозд, гнезд и отверстий. Пробивка проемов в кирпичных и бутовых стенах при помощи механизированного инструмента. Разборка кладки мостовых опор при помощи механизированного инструмента. Пробивка гнезд, борозд и отверстий механизированным инструментом. Монтаж в каменных зданиях железобетонных перемычек над оконными и дверными проемами и нишами.
Каменщик 4 разряд
Характеристика работ. Выполнение работ средней сложности при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Должен знать: способы
кладки стен средней сложности. Способы
кладки простых стен с одновременной
облицовкой. Способы кладки стен облегченных
конструкций. Способы кладки из стеклоблоков.
Способы монтажа сборных
Примеры работ. 1. Здания и промышленные сооружения. Кладка стен средней сложности из кирпича и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по ходу кладки. Кладка простых стен с одновременной облицовкой. Кладка простых стен облегченных конструкций. Монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит перекрытий и покрытий, перегородок, лестничных маршей, площадок, балконных плит, ступеней. Установка оконных и дверных балконных коробок и блоков, подоконных досок и плит. Устройство перегородок из кирпича, а также из гипсошлаковых и других плит. Расшивка швов ранее выложенной кладки. Конопатка и заливка швов в сборных железобетонных конструкциях перекрытий и покрытий. Укладка стальных элементов и деталей в кладку. Кладка стен и фундаментов из бутового камня под лопатку. Кладка колодцев постоянного сечения и коллекторов прямоугольного сечения. Разборка кирпичных сводов всех видов. Ремонт поверхностей кирпичных стен с выломкой негодных кирпичей и заделкой новым кирпичом с соблюдением перевязки швов со старой кладкой. Ремонт и замена отдельных участков кирпичных и бутовых фундаментов в существующих зданиях. Смена подоконных плит и отдельных ступеней лестниц. Монтаж вентиляционных блоков. Кладка конструкций из стеклоблоков. Устройство в каменных зданиях заполнений проемов и перегородок из стеклопрофилита. Монтаж асбестоцементных труб для мусоропровода. 2. Мосты и гидротехнические сооружения. Кладка фундаментов и мостовых опор. Кладка соединительных и щековых стенок опор. Кладка прямолинейных надводных стенок и кордонных камней портовых сооружений. Монтаж сборных бетонных и железобетонных элементов конструкций среднего веса, применяемых при возведении каменных мостов и гидротехнических сооружений.
Каменщик 5 разряд
Характеристика работ. Выполнение сложных работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, промышленных сооружений, мостов и гидротехнических сооружений.
Должен знать: способы кладки сложных стен. Способы кладки стен средней сложности и сложных с одновременной облицовкой.
Примеры работ. 1. Здания и
промышленные сооружения. Кладка под
штукатурку и с расшивкой швов
по ходу кладки сложных стен. Кладка
колонн прямоугольного сечения. Кладка
карнизов. Фигурная теска кирпича. Кладка
стен средней сложности и сложных
с одновременной облицовкой. Кладка
стен облегченных конструкций
Каменщик 6 разряд
Характеристика работ. Выполнение особо сложных работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, промышленных сооружений, мостов и гидротехнических сооружений.
Должен знать: способы кладки особо сложных конструкций, их возведения и раскружаливания.
Примеры работ. 1. Здания и
промышленные сооружения. Кладка и
реставрационный ремонт особо сложных
каменных конструкций, сводов и арок
(в том числе и с
Приложение 2
№ п/п |
профессионально важные качества |
баллы |
1 |
зрительное восприятие (действия восприятия) |
2,5 |
2 |
слуховое восприятие (действия восприятия) |
2 |
3 |
память (мнемические действия) |
3 |
4 |
воображение (имажитивные действия) |
2,5 |
5 |
внимательность(действие внешнего контроля) |
2,5 |
6 |
техническии интелект (логические действия) |
1,5 |
7 |
словесно-логическии интелект (логич. действия) |
2 |
8 |
организаторские способности( логич. действия) |
2 |
9 |
устная речь (интерперсональные действия) |
1,5 |
10 |
общительность (интерперсональные действия) |
2 |
11 |
самоконтроль |
3 |
12 |
психомоторика (двигательные действия) |
3 |
Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика