Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать четкое определение понятия профессиограммы;
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;

Содержание

Введение………………………………………………………………....……….3
1. Деятельность каменщика………………………………………………..….4
2. Профессиограмма………………………………………..……………………7
3. Психограмма………………………………………………………..…………9
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14
Заключение………………………………………………………………….……15
Список использованной литературы………………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОГРАММА.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Профессиограмма и психограмма на каменщика

 

1. Общая характеристика  профессии

Профессия относится к  типу “человек - техника”.

  Каменщик участвует в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений. Производит монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит, перекрытий и других сборных элементов, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях, разбирает кирпичные своды всех видов, ремонтирует кирпичные стены, производит замену кирпичных и бутовых фундаментов в зданиях, осуществляет монтаж вентиляционных блоков. Использует ручные и механизированные орудия труда (кельму, кирку, лопату, расшивку). При кладке стен, приготовлении раствора, транспортировке материалов значителен объем ручного труда. Некоторые операции сложны и требуют мастерства (кладка колодцев, колонн и арок, заделка "пустот" новым кирпичом при соблюдении "швов" и "стыка" старой кладки и некоторые другие). Каменщик работает в помещении или на открытом воздухе, индивидуально или в составе бригады. Работа средней физической тяжести,  может  выполняться  на высоте. Профессия имеет 2-6 разряды.

 

2. Требования  к индивидуальным  особенностям

Физическая сила и выносливость, гибкость и подвижность тела и  рук, развитое чувство равновесия, отсутствие боязни высоты, координация движений рук, точный глазомер, пространственное воображение, техническое мышление, устойчивое внимание, наглядно-образная память.

 

3. Медицинские противопоказания

Работа противопоказана  людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, а также имеющим предрасположенность к простудным заболеваниям.

 

4. Требования к профессиональной  подготовке

Хорошая подготовка по физике, химии, математике, материаловедению.

Должен знать: правила  техники безопасности; приемы передачи сигналов, команд крановщику грузоподъемного  крана; основные виды и свойства природных  и искусственных строительных материалов, растворов; технологию возведения и  монтажа частей здания; назначение, устройство, правила эксплуатации инвентаря, инструментов, приспособлений, применяемых  при  выполнении  работ по кладке и ремонту каменных конструкций  зданий и сооружений.

Должен уметь: производить  и разбирать различные виды кладки; производить в каменных зданиях  монтаж сборных элементов; осуществлять работы по заделке швов в сборных  конструкциях; ремонтировать кирпичные  стены и фундаменты.

Рассмотрим таблицу профессионально  важных качеств, где выставлены баллы по уровню развитости  способностей.(см. приложение 2)

- 3 балла – высоко развиты способности;

 - 2 балла – средне развиты способности;

 - 1 балл – ниже среднего развитие способностей.

По данным таблицы была построена диаграмма, которую можно посмотреть в приложении 3.

 

 

 

5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.  Профессиограмма используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности: социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические.

Профессиограмма перечень требовании, которым должен соответствовать каменщик, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.

Профессиограмма обосновывается на исследовании всей технологии работы, на личностные качества человека которые нужны в данной сфере труда. И является основой для составления содержания подготовки  каменщика.

 

 

 

 

Заключение

Изучив и проанализировав  литературу по данной теме, установили что для успешной и плодотворной подготовки каменщика не последнюю роль играет профессиограмма. Она охватывает и показывает различные стороны профессиональной деятельности. Следовательно,  при подготовке каменщика опираются именно на нее, описывается психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. И уже учитывая все это, составляется программа и план обучения и полностью определяется его содержание и конкретные требования к учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Бодров   В.А.  Психология профессиональной пригодности 2001, с 512

2. Гордеева, Н.Н. Проспектированная профессиограмма специалиста как средство управления его профессиональным развитием. –Екатеринбург, 1995;

3. Горбунова, Кирилюк: 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм.- изд. Феникс  2009,с 441;

4.  Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих ( ЕТКС) с 276;

5. Конажевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск 1978г., 248 с.

6 . Копылова Е.Н. Каменщик: Новый строительный справочник – Ростов-на-Дону: Феникс 2007.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996 г., 308 с.

8. Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий. М.,2005.,57 с.

9. Руденко В.И. Справочник каменщика. Практическое пособие - Ростов-на-Дону: Феникс 2007.

10. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - Москва,2008, с 464;

11. Скакун В.А.  Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведении – М: 2001г.,50 с.

12. Управление персоналом организации: Учебник . Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285;

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Фрагмент единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессии (каменщик)

 

Каменщик 2 разряд

Характеристика работ. Выполнение простейших работ при кладке и  ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

Должен знать: основные виды стеновых материалов. Способы приготовления  растворов. Способы пробивки гнезд  и отверстий в кладке. Правила  разборки кладки фундаментов, стен и  столбов. Виды стропов и захватных  приспособлений. Основные виды такелажной оснастки. Правила перемещения и  складирования грузов малого веса.

Примеры работ. Кладка кирпичных  столбиков под половые лаги. Приготовление  растворов вручную. Очистка кирпича  от раствора. Пробивка гнезд, борозд и  отверстий в кирпичной и бутовой  кладке вручную. Разборка вручную бутовых  фундаментов, кирпичной кладки стен и столбов. Засыпка каналов или  коробов порошкообразными материалами  или минеральной ватой. Зацепка  поддонов, контейнеров, железобетонных изделий и других грузов инвентарными стропами за монтажные петли, скобы, крюки и т.п.

 

Каменщик 3 разряд

Характеристика работ. Выполнение простых работ при кладке и  ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

Должен знать: основные свойства стеновых материалов и растворов, а  также гидроизоляционных материалов, применяемых для изоляции фундаментов  и стен. Простые системы кладки и перевязки швов. Приемы кладки простых стен. Способы расстелания раствора на стене, раскладки кирпича и забутки. Правила работы пневматическим и электрифицированным инструментом. Основные виды деталей и сборных конструкций, применяемых при возведении каменных зданий и сооружений. Требования к качеству кирпичной кладки и сборных железобетонных конструкций, монтируемых в каменных зданиях.

Примеры работ. Кладка простых  стен из кирпича и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой  швов по ходу кладки. Заполнение каркасных  стен. Устройство фундаментов из бутового камня и кирпичного щебня под  залив. Устройство цементной стяжки. Устройство горизонтальной гидроизоляции  фундамента рулонными материалами. Заделка кирпичом и бетоном борозд, гнезд и отверстий. Пробивка проемов  в кирпичных и бутовых стенах при помощи механизированного инструмента. Разборка кладки мостовых опор при  помощи механизированного инструмента. Пробивка гнезд, борозд и отверстий  механизированным инструментом. Монтаж в каменных зданиях железобетонных перемычек над оконными и дверными проемами и нишами.

 

Каменщик 4 разряд

Характеристика работ. Выполнение работ средней сложности при  кладке и ремонте каменных конструкций  зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

Должен знать: способы  кладки стен средней сложности. Способы  кладки простых стен с одновременной  облицовкой. Способы кладки стен облегченных  конструкций. Способы кладки из стеклоблоков. Способы монтажа сборных элементов  и деталей среднего веса. Способы  строповки и крепления монтируемых элементов. Армирование кирпичных стен и перегородок.

Примеры работ. 1. Здания и  промышленные сооружения. Кладка стен средней сложности из кирпича  и мелких блоков под штукатурку и  с расшивкой швов по ходу кладки. Кладка простых стен с одновременной  облицовкой. Кладка простых стен облегченных  конструкций. Монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит перекрытий и покрытий, перегородок, лестничных маршей, площадок, балконных плит, ступеней. Установка оконных и дверных балконных коробок и блоков, подоконных досок и плит. Устройство перегородок из кирпича, а также из гипсошлаковых и других плит. Расшивка швов ранее выложенной кладки. Конопатка и заливка швов в сборных железобетонных конструкциях перекрытий и покрытий. Укладка стальных элементов и деталей в кладку. Кладка стен и фундаментов из бутового камня под лопатку. Кладка колодцев постоянного сечения и коллекторов прямоугольного сечения. Разборка кирпичных сводов всех видов. Ремонт поверхностей кирпичных стен с выломкой негодных кирпичей и заделкой новым кирпичом с соблюдением перевязки швов со старой кладкой. Ремонт и замена отдельных участков кирпичных и бутовых фундаментов в существующих зданиях. Смена подоконных плит и отдельных ступеней лестниц. Монтаж вентиляционных блоков. Кладка конструкций из стеклоблоков. Устройство в каменных зданиях заполнений проемов и перегородок из стеклопрофилита. Монтаж асбестоцементных труб для мусоропровода. 2. Мосты и гидротехнические сооружения. Кладка фундаментов и мостовых опор. Кладка соединительных и щековых стенок опор. Кладка прямолинейных надводных стенок и кордонных камней портовых сооружений. Монтаж сборных бетонных и железобетонных элементов конструкций среднего веса, применяемых при возведении каменных мостов и гидротехнических сооружений.

 

Каменщик 5 разряд

Характеристика работ. Выполнение сложных работ при кладке и  ремонте каменных конструкций зданий, промышленных сооружений, мостов и  гидротехнических сооружений.

Должен знать: способы  кладки сложных стен. Способы кладки стен средней сложности и сложных  с одновременной облицовкой.

Примеры работ. 1. Здания и  промышленные сооружения. Кладка под  штукатурку и с расшивкой швов по ходу кладки сложных стен. Кладка колонн прямоугольного сечения. Кладка карнизов. Фигурная теска кирпича. Кладка стен средней сложности и сложных  с одновременной облицовкой. Кладка стен облегченных конструкций средней  сложности и сложных. Кладка клинчатых  перемычек. Кладка колодцев переменного  сечения и коллекторов круглого и шатрового сечения. Перекладка клинчатых перемычек с разборкой  старой кладки. Кладка с одновременной  облицовкой декоративным цветным кирпичом по заданному рисунку. 2. Мосты и  гидротехнические сооружения. Кладка из естественного камня надсводного  строения арочных мостов. Кладка из естественного камня труб, лотков и оголовков. Кладка из тесаного камня  наружных верстовых рядов мостовых опор прямолинейного очертания.

 

Каменщик 6 разряд

Характеристика работ. Выполнение особо сложных работ при кладке и ремонте каменных конструкций  зданий, промышленных сооружений, мостов и гидротехнических сооружений.

Должен знать: способы  кладки особо сложных конструкций, их возведения и раскружаливания.

Примеры работ. 1. Здания и  промышленные сооружения. Кладка и  реставрационный ремонт особо сложных  каменных конструкций, сводов и арок (в том числе и с одновременной  облицовкой). Кладка колонн круглого и  переменного сечения. 2. Мосты и  гидротехнические сооружения. Кладка из естественного тесаного камня  ледорезов с подбором камня. Укладка  карнизных и подферменных камней мостовых опор. Кладка подпятовых камней в арках и сводах каменных мостов. Кладка сводов и арок.[4,138с]

 

 

Приложение 2

 

№ п/п

профессионально важные качества

баллы

1

зрительное восприятие (действия восприятия)

2,5

2

слуховое восприятие (действия восприятия)

2

3

память (мнемические действия)

3

4

воображение (имажитивные действия)

2,5

5

внимательность(действие внешнего контроля)

2,5

6

техническии интелект (логические действия)

1,5

7

словесно-логическии интелект (логич. действия)

2

8

организаторские способности( логич. действия)

2

9

устная речь (интерперсональные действия)

1,5

10

общительность (интерперсональные действия)

2

11

самоконтроль

3

12

психомоторика (двигательные действия)

3

Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика