Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Омский Государственный  педагогический университет

Кафедра педагогики и  психологии детства

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа №1

«Роль семьи  в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Студентка 2 курса заочного отделения

факультета педагогики и психологии детства

Сокоренко Валентина  Владимировна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры  П и ПД

Сенченко Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

Омск 2008

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста

1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность обусловлена  тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие  на личность ребёнка состоит в  том, что никто кроме самых  близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать проблему нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;

- охарактеризовать процесс  нравственного воспитания детей  младшего дошкольного возраста;

- выявить специфику  нравственного воспитания в различных  типах семей с детьми младшего дошкольного возраста;

- эмпирически исследовать  роль семьи в нравственном  воспитании детей младшего дошкольного возраста;

- проанализировать полученные  результаты и сделать выводы;

Гипотеза: эффективность  процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от:

- стиля взаимоотношений  в семье;

- актуализации проблемы  в сознании родителей;

- семейных традиций.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: наблюдение, беседа;

База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста

1.1 Проблема  нравственного воспитания в психолого-педагогической  литературе

 

Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал:

«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит:

«Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает  человека и, преобразуя, создаёт ему  вторую природу».

Человек не рождается  совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит[1,3].

В век материального  лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно

известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без  них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.

Конечно, воспитать без  определённых приёмов и продуманных  мероприятий нельзя, но без душевного  контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда  вспахивается и удобряется почва, а  затем в неё сеют зёрна. Все  знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети[2,41].

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного  домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.

Как социальный институт семья выполняет определенные функции.

Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому  представлена (см.рис.1):

 

Рис.1.

Основные функции современной семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности  в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества.

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

Получение хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других.

Экономическая

Экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности в обмен на услугу).

Сфера первичного социального  контроля

Моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми.

Формирование и поддержка  правовых и моральных санкций  за недолжное поведение в нарушение  моральных норм взаимоотношений  между членами семьи.

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи.

Духовное взаимоотношение  членов семьи.

Социально-статусная

Предоставление определённого  социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры.

Удовлетворение потребностей и социальная поддержка.

Досуговая

Организация рационального  досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая  терапия.

Получение индивидами психологической  защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви.

Сексуальная

Сексуальный контроль.

Удовлетворение сексуальных  потребностей.


 

Таким образом, функции  семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других приводит к формированию исторических типов семьи, качественно различающихся по ценностным ориентациям.

С. Голод выделяет следующие типы семей:

- «патриархальную» (или  «традиционную»);

- «детоцентристскую» (или  «современную»);

- «супружескую» (или  «пост-современную»).

Характеристика этих типов и сочетаний с анализом «тактик семейного воспитания»  имеет существенное значение для  анализируемой проблемы.

Патриархальная форма  семейных отношений рассматривается  как наиболее архаичная. Она опирается  на зависимость жены от мужа и детей  от родителей.

Главенство в такой  семье проявляется в том, что  в его руках экономические  ресурсы и он принимает основные решения. В традиционной семье жестко закреплены внутрисемейные роли, в ней господствует родительская власть и авторитарная система воспитания. Она проявляется в

систематическом подавлении взрослыми инициативы и чувства  собственного достоинства у детей. Авторитарность ребёнка, систематическое лишение его права голоса, игнорирование его интересов и желаний – всё это серьезные просчёты, гарантия неудач в развитии его личности.

С середины 19 века в Европе начинает формироваться другой тип  семьи – детоцентристский, для которого характерно возвышение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.

Детоцентристская семья  по природе малодетна, функция продолжения  рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем, рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.

Рождение детей ослабляет  духовные контакты супругов, отдаляет мужей от жен, скованных материальными  заботами.

В свою очередь желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности.

Вместе с этим система  воспитания детей в семье такого типа характеризуется рядом негативных черт. Родители, гипертрофируя чувство  долга по отношению к детям, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждая его от забот, усилий и трудностей, принимают их на себя. Опека предполагает ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает с последствиями жёсткого авторитаризма: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива. Они отстранены от проблем семьи, опекаемый «уходит» от ответственности и приложения каких-либо усилий. Их подготовка к столкновению с реальными жизненными трудностями блокирована родителями. Дети из таких семей оказываются самыми неприспособленными, объективно неблагополучными, не способными к личной ответственности.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста