Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Прежде чем отметить
вехи становления отечественной
системы нравственного
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность[13].
По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Нравственность представляет
собой сложное социально-
Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.
Социальная суть морали
проявляется в функции
С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.
Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.
Мораль, будучи внешней
по отношению к детской личности
социальной силой, обеспечивает процесс
адаптации ребёнка к
Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Очевидно, что морально-этические качества личности – это первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в младшем возрасте[10].
Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.
Честь быть создателем первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.
Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя
значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.
Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» - своего рода педагогической энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и физического воспитания, говорил о необходимости гармоничного развития ребёнка начиная с младенческого возраста. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце».
Заслуживают внимания идеи
и другого русского общественного
деятеля и педагога – А.Г. Ободовского,
посвятившего себя подготовке наставниц
в Санкт-Петербургском
О значении и содержании нравственного воспитания говорил в своей книге «Мысли о воспитании» детский писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев. Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ нравственного воспитания.
Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.
Основным принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности. «Основания воспитания и цель его, а следовательно и его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому». Понимая, что цивилизация не лучшим образом воздействует на нравственное состояние общества, главный выход из этого положения Ушинский видел в просвещении. Особую роль Ушинский придавал христианской религии, считая её роль ведущей в нравственном воспитании.
Прежде чем рассказать об основанной Л.Н. Толстым Яснополянской школе, необходимо вспомнить принципы, лежавшие в основе педагогической деятельности великого писателя: не сердитесь и будьте в мире со всеми; не забавляйтесь похотью блудной; Не клянитесь никому и ни в чём; не противтесь злу, не судите и не судитесь; не делайте различия между народами и любите чужих так же, как своих.
В Яснополянской школе ученики сами выбирали занятие, учителя, место в классе, имели реальную свободу слова. Их «душевные силы… были в самых выгодных условиях». Толстой изучал личность ребёнка в бесконечном многообразии её проявлений и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в книгах для школы, прежде всего в рассказах нравственного содержания для детей.
Таким образом, Ушинский и Толстой не только в теории, но и на практике создали новую гуманистическую педагогику.
В основе педагогической деятельности Сухомлинского лежат иные подходы к воспитанию.
«Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то
ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности».
Таким образом, в условиях единой общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось востребованным только в наши дни.
Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и в зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребёнок входит в мир социальных отношений», в Программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», А в
программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трёх программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:
В основе работы по социально-нравственному становлению личности дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.
Эти качества формируются в процессе эмоционального насыщенного содержательного общения взрослого с ребёнком в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль[9,104].
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса,
взаимодействия
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста