Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

- 3 ребёнка из 15 (20%) при  раскладывании картинок по стопкам  нуждались в помощи педагога, не могли объяснить свои действия.

Результаты методики представлены в рисунке 4

 

Рис.4.

 

По результатам данных методик можно сделать следующий вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах[22].

На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 3).

Цель: выявить какие  традиции есть в современных семьях.

Методика проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в семье Мошкиных стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.

В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый год, восьмое марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к праздникам, вместе отдыхают во время отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.

Родители из шести  семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут вспоминать дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от родителей.

Результаты беседы представлены в рисунке 5

 

Рис.5.

Для выявления нравственных ценностей в семье мы разработали  анкету из 10 вопросов (Приложение 2).

Цель: выявить какие  традиции существуют в семье и  как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили  нам выявить каким семейным традициям  отдают предпочтение родители. Обработка  результатов анкетирования показала, что:

из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые  места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;

восемь семей (53%) ведут  активный образ жизни лишь во время  отпуска;

четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.

Результаты анкетирования  представлены в рисунке 6

Рис.6.

Для выявления родительского  отношения к детям был предложен тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина[8].

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который  позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень  родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ  родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу «симбиоз»  и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину  родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения  к ребёнку наблюдается в 3 семьях (20%), к нейтральному уровню можно  отнести 7 семей (47%), родительские отношения  которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях (33%).

По результатам этой методики мы видим, что большинство  семей используют неэффективные  отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.

Результаты исследования представлены в рисунке 7

Рис.7.

Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются  на всех сторонах воспитания, в том  числе и нравственном. Наиболее распространенными  негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:

- бездуховность родителей,  отсутствие стремления духовного  развития детей;

- безнравственность,  наличие аморального стиля и  тона отношений в семье;

- отсутствие нормального  психологического климата в семье;

- безграмотность в  психолого-педагогическом отношении  (отсутствие целенаправленности  воспитания, беспринципность, противоречивость  в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).

- отсутствие семейных  традиций, что, несомненно сказывается  на нравственном воспитании детей  в семье.

 

Выводы по второй главе

 

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно в семье ребёнок  получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Воспитывать в детях  надо все элементы их нравственного  мира. Все важно. Гармония нравственного  мира человека, гарантия его доброты  обеспечиваются только всеми его  слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. И в этом смысле семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей.

К сожалению, воспитание даже в лучших семьях нередко сводится лишь к умственному развитию детей, к овладению ими иностранными языками, хорошими манерами, к разностороннему  развитию в различных областях науки, искусства и культуры. В этих целях родители нередко обращаются к помощи репетиторов, домашних учителей. Однако, все это действительно полезно лишь тогда, когда сами родители в итоге не оказываются на втором плане и когда конечной целью воздействий на ребёнка является нравственность. Главное в нравственности – отношение к другому человеку как равному себе, как другу, но не как средству решения собственных проблем.

 

Заключение

 

Семья характеризуется  определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

В результате взаимовлияния  индивидов в семье, она выступает  как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и  передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется  ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно  богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности  в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного  поведения.

Нравственность ребёнка  – это необходимое условие  его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и  эмоций, моральных знаний о добре  и зле.

Поэтому в жизни каждого  человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В ходе нашего исследования нами были разработаны и внедрены анкеты, которые нам помогли выяснить какую роль играет семья в нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что на процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста влияет прежде всего стиль взаимоотношений в семье и то, на сколько актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными являются семейные традиции, благодаря которым у ребёнка формируются нравственные качества, чувства, потребности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

 

 

Список литературы

 

  1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
  2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
  3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.
  6. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. – Изд. 2-е. – М.: «Юрид. лит»., 1989. – 368 с.
  7. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
  8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
  9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
  10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
  11. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
  12. Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклассная работа со старшеклассниками. / Под ред. Д.И. Водзинского. – Мн.: «Народная асвета», 1982. – 151 с.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. – 639 с.
  14. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
  15. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
  16. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
  17. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.
  18. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
  19. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Академия», 2000. – 72 с.
  20. Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
  21. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: «Академия», 2001. – 316 с.
  22. Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 159 с.
  23. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М.: «Академия», 2002. – 192 с.
  24. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С. 3.
  25. Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
  26. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 5 – 15.
  27. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 7 – 14.
  28. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9 – 11.
  29. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 314 с.
  30. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. – 736 с.
  31. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 4-е. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 444 с.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста