Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
- 3 ребёнка из 15 (20%) при
раскладывании картинок по
Результаты методики представлены в рисунке 4
Рис.4.
По результатам данных методик можно сделать следующий вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах[22].
На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 3).
Цель: выявить какие традиции есть в современных семьях.
Методика проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в семье Мошкиных стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.
В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый год, восьмое марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к праздникам, вместе отдыхают во время отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.
Родители из шести семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут вспоминать дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от родителей.
Результаты беседы представлены в рисунке 5
Рис.5.
Для выявления нравственных ценностей в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение 2).
Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено
ответить на вопросы, которые позволили
нам выявить каким семейным традициям
отдают предпочтение родители. Обработка
результатов анкетирования
из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;
восемь семей (53%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска;
четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.
Результаты анкетирования представлены в рисунке 6
Рис.6.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина[8].
Цель: выявить родительское отношение к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы
родителей, мы получили следующую картину
родительского отношения к
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.
Результаты исследования представлены в рисунке 7
Рис.7.
Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:
- бездуховность родителей,
отсутствие стремления
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального
психологического климата в
- безграмотность в
психолого-педагогическом
- отсутствие семейных
традиций, что, несомненно сказывается
на нравственном воспитании
Выводы по второй главе
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. И в этом смысле семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей.
К сожалению, воспитание даже в лучших семьях нередко сводится лишь к умственному развитию детей, к овладению ими иностранными языками, хорошими манерами, к разностороннему развитию в различных областях науки, искусства и культуры. В этих целях родители нередко обращаются к помощи репетиторов, домашних учителей. Однако, все это действительно полезно лишь тогда, когда сами родители в итоге не оказываются на втором плане и когда конечной целью воздействий на ребёнка является нравственность. Главное в нравственности – отношение к другому человеку как равному себе, как другу, но не как средству решения собственных проблем.
Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В ходе нашего исследования нами были разработаны и внедрены анкеты, которые нам помогли выяснить какую роль играет семья в нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что на процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста влияет прежде всего стиль взаимоотношений в семье и то, на сколько актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными являются семейные традиции, благодаря которым у ребёнка формируются нравственные качества, чувства, потребности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Список литературы
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста