Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

Анкета для  родителей по выявлению наличия традиций в семье

 

1. Какие традиции существуют  в вашей семье? (перечислить)

2. Как и где Вы  предпочитаете отдыхать?

3. Берёте ли Вы с  собой на отдых своих детей?

4. Уделяете ли Вы  внимание своим детям во время  совместного отдыха?

5. Чем Вы любите  заниматься в свободное от  работы время?

6. Занимаетесь ли Вы  и Ваш ребёнок каким-либо видом  спорта?

7. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребёнок?

8. Обсуждаете ли Вы  со своим ребёнком после просмотра  любимые телепередачи?

9. Намечаете ли Вы  в ближайшее время посетить  совместно с ребёнком какие-либо  культурно-досуговые места?

10. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком посещённые культурно-досуговые места?

 

 

Приложение 2

 

Беседа с родителями о семейных традициях

 

1. Какие традиционные  праздники существуют в вашей  семье?

2. Как вы готовитесь  к встрече праздников?

3. Какое участие в  подготовке к праздникам принимают ваши дети?

4. Готовите ли вы  друг другу подарки к праздникам?

5. Принято ли в вашей  семье собираться за большим  столом?

6. Ходите ли вы по  выходным или праздникам в  гости к родным или знакомым?

7. Рассказываете ли  вы своим детям сказки на ночь?

8. Укладываете ли вы  своих детей спать?

9. Существуют ли в  вашей семье разграничение обязанностей  между членами семьи?

10. Посредством каких  традиций, обычаев осуществляется  связь поколений в вашей семье?

 

 

Приложение 3

 

Опросник родительских отношений Варги - Столина (ОРО)

 

Опросник родительского  отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения (отношения  родителей и детей) у взрослых, обращающихся психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей общения с ними. Родительское общения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Опросник разработан А.Я. Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г.

Опросник состоит из пяти шкал.

1. Принятие/отвержение  – шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

2. Кооперация – социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

3. Симбиоз – шкала  отражает межличностную дистанцию  в общении с ребёнком. При высоких  баллов по этой шкале можно  считать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям  с ребёнком. Содержательно эта  тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация  – отражает форму и направление  контроля за поведением ребёнка.  При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребёнку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребёнка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. Маленький неудачник – отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантелизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Текст опросника  ОРО

 

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно стараться держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребёнку  приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду  по отношению к своему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  другие дети потешаются над  моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто  совершает такие поступки, которые  достойны только презрения.

15. Для своего возраста  мой ребёнок немножко незрелый.

16. Мой ребёнок специально  ведёт себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребёнок впитывает  в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребёнка трудно  научить хорошим манерам при  всем старании.

19. Ребёнка следует  держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда  друзья моего ребёнка приходят  к нам в дом.

21. Я принимаю участие  в своем ребёнке.

22. К моему ребёнку  «липнет» все дурное.

23. Мой ребёнок не  добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего  ребёнка.

26. Когда я сравниваю  ребёнка со сверстниками, они  кажутся мне взрослее и по  поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием, провожу с ребёнком все свое свободное время.

28. Я часто жалею  о том, что мой ребёнок растет  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю  себя на враждебном отношении  к ребёнку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребёнок достиг всего  того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны  приспосабливаться к ребёнку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребёнка.

33. Принимая семейные  решения, следует учитывать мнение  ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35. В конфликте с  ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  со своим ребёнком.

38. Я испытываю к  ребёнку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребёнком.

41. Самое главное –  чтобы у ребёнка было спокойное  и беззаботное детство, все  остальное приложиться.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  моего ребёнка.

44. мой ребёнок может  вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения  своего ребёнка.

46. Мой ребёнок часто  раздражает меня.

47. Воспитание ребёнка  – это сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему  ребёнку.

50. За строгое воспитание  дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется,  что я ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы  своего ребёнка.

54. Мой ребёнок не  в состоянии сделать что-либо  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребёнок вырастет  не приспособленным к жизни.

56. Мой ребёнок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием своего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь  своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен  иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях своего ребёнка  и не скрываю этого от него.

61. Весьма желательно, чтобы ребёнок дружил с теми  детьми, которые нравятся его  родителям.

 

 

Ключи к опроснику.

 

1. Прин6ятие/отвержение: 3,4,8,10,12,14,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,

53,55,56,60.

2. Образ социальной  желательности поведения:

6,9,21,25,31,33,34,35,36.

3. Симбиоз:

1,5,7,28,32,41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация:

2,19,30,48,50,57,59.

5. Маленький неудачник:

9,11,13,17,22,28,54,61.

Порядок подсчета текстовых  баллов

При подсчете текстовых  баллов по всем шкалам учитывается  ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение;

2 – социальная желательность;

3 – симбиоз;

4 – гиперсоциализация;

5 – инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим  шкалам. Эти шкалы опубликованы авторами теста и используются многими другими психологами в их публикациях.

Мы не приводим их здесь из-за плохой психометрики практически всех шкал теста. Например, нам понятно, как высшие возможные «сырые» баллы (по трём шкалам из пяти!) могут иметь процентиль, не равный 100 (по второй шкале за максимум – девять «сырых» баллов - испытуемый получает в соответствии с данными авторов теста всего восемьдесят процентилей). С нашей точки зрения, пользователи этой методики должны собрать собственные нормы и провести перестандартизацию теста на своей выборке.

Во-вторых, по мнению многих экспертов, в первом субтесте десять вопросов сформулированы так, что балл по ним необходимо давать за ответ  «нет», а не за ответ «да», как  указывают авторы теста. Именно этим – ошибкой в ключах – можно, вероятно, объяснить, что все результаты по этой шкале с 24 – 31 балла имеют процентиль 100.

Впрочем, психометрика этой шкалы (и других шкал этого теста) просто никуда не годится, например, по первой шкале уже 15 «сырых» баллов из возможных 31 имеют процентиль 90,5, т.е. на остальные возможные 16 баллов приходится всего 9,5 процентиля!

Десять указанных вопросов первой шкалы, для которых баллы  необходимо начислять за ответ «нет», пользователи должны определить сами как эксперты. По результатам наших  многочисленных опросов студентов и работающих психологов, это вопросы: 3,20,26,27,37,38,43,45,53,536.

 


Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста