Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 05:35, курсовая работа
Задачи исследования:
1. сбор материала по проблеме исследования;
2. структурирование и систематизация данного материала;
3. раскрытие основных понятий, необходимых для изучения данной проблемы;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. 5
1.1 ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 5
1.2 СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ 7
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. 13
2.1 ТИПЫ СЕМЬИ. 13
2.2 УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 15
2.3 РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР И АВТОРИТЕТ. ВИДЫ ЛОЖНОГО АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Хозяйственная
функция обеспечивает многообразные
хозяйственные потребности
Одна
из предпосылок существования
Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, поделиться радостью, горем, получить совет, наставление. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.[11, C.19]
Особая
роль в восстановительной функции
семьи принадлежит умело
Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба получают и усваивают.
В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования.
Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности - залог счастливого детства ребенка.
Семья
является носителем социальных, духовных
и других ценностей, родовых традиций.
Следовательно, если семья чтит эти
ценности, старается поддерживать благоприятную
домашнюю атмосферу, то и ребенок в этой
семье вырастит полноценной и сформировавшейся
личностью. Но есть и другие факторы, влияющие
на формирование личности, такие как состав
семьи, характер родителей, их воспитательные
методы адресованные ребенку.
Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года.
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности.[3, C.279] Это происходит по причине того, что в данной семье родители заняты заработком денежных средств, а значит, они уделяют намного меньше времени своим детям.
Вышеперечисленные виды семей должны больше времени уделять ребенку. Молодая семья не может в полной мере дать ребенку все необходимое, по причине того, что чаще всего оба родителя также как и в нуклеарной семье только становятся «на ноги». Они также много времени проводят на работе и единственный для них выход, отдавать свое чадо либо на поруки к бабушке с дедушкой, либо целиком и полностью возлагать воспитательный процесс на плечи воспитателей в детского сада.
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. К полным семьям чаще всего относят семьи, в которых есть мачеха или отчим. Такие семьи считаются полными из-за того, что в них есть муж или отчим, жена или мачеха и дети (ребенок). Отчим или мачеха должны заботиться о детях супруги или супруга, соответственно, как о своих, а дети должны слушать их как отца или мать.
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка.[6, C.108-113] Как правило, это результат развода или смерти мужчины в трудоспособном возрасте.
Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены.
Также стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании ребенка с бывшим отцом или матерью, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками особенно если у родители не совсем ладили с ними. Ребенок принимает сторону оставшегося из супругов, что вызывает у него недоверие всем кроме близкого родителя.
Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми.
В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки.
Неблагополучные
семьи. Неблагополучная семья - это
семья, в которой нарушена структура,
обесцениваются или игнорируются основные
семейные функции, имеются явные
или скрытые дефекты
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Также к этому списку можно отнести социально-бытовую и жилищную неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
В каждой из таких семей должно продолжаться воспитание, не смотри на трудности, что бы не случилось в семье, родители должны обеспечить ребенку благоприятную атмосферу семейного благополучия, проявлять постоянную поддержку, продолжить трудовое и литературное становление ребенка, придерживаться определенного распорядка
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.[22, C.95-97] [1, C.70] */
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру и сплочает семью как коллектив. [25, C.112]
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.[24, C. 70]
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка