Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности спортивно-массовой работы в школе с учащимися младших классов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность спортивно-массовой работы в младшем звене школы;
- проанализировать на практическом примере особенности реализации спортивно-массовой деятельности в школе;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы проблемы организации спортивно-массовой работы в школе
1.1 Роль и место спортивно-массовой работы в школе
1.2 Понятие и сущность спортивно-массовой работы с младшими школьниками
1.3 Организация спортивно-массовой работы в младшем классах школы
2. Методика организации и проведения спортивно-массовой работы
2.1
2.2 Сценарии физкультурно-оздоровительных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю. Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников[16, c.122]. На сегодняшний день в общеобразовательных школах особенное внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с младшими школьниками.
В программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Влияние многих факторов приводит к ослаблению иммунитета, что влечет за собой: увеличение числа и длительности заболевания; увеличение тяжести течения заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; развитие тяжелых осложнений.
Частые заболевания младших школьников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций.
Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками является активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.
В целом физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности. Специфические задачи конкретных видов физкультурно-оздоровительной работы диктуются закономерностями работоспособности младших школьников в течение урока, учебного дня, недели, четверти, учебного года.
При всей значимости урока как основы
процесса физического воспитания в школе
главенствующую роль в приобщении к ежедневным
занятиям физическими упражнениями учащихся, также принадлежит
и внеклассной физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работе. За ней будущее
т. к. даже индивидуально-
Можно сделать вывод, что одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.
1.3 Организация спортивно-массовой работы в младшем классах школы
На современном этапе в младшей школе осуществляется специально разработанная программа, которая работает по трем направлениям:
Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.
Также большое внимание уделяется занятиям физической культурой в младших классах:
- совершенствование жизненно-
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих
- развитие интереса к
самостоятельным занятиям
- обучение простейшим
способам контроля за
Функции физического воспитания в начальной школе следующие:
Содержание уроков физкультуры в начальной школе определяется программой для учащихся 1–4-х классов, адаптированной к разным уровням здоровья детей. Необходимый перечень оборудования и инвентаря для проведения занятий по физической культуре представлен в Приложении.
По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников распределяют по трем медицинским группам: основная, подготовительная и специальная. Для детей каждой из выделенных групп установлены обязательные и дополнительные виды физкультурных занятий. Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются. Для детей подготовительной группы, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (наиболее распространены нарушения осанки), целесообразно включать в физкультурные занятия специальные корригирующие упражнения.
Спортивные секции в школе - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.
Врачебный контроль, осуществляемый врачом, является важной частью медицинского обслуживания и физического воспитания учащихся младшего звена. Совместно с учителями младших классов, учителем физической культуры врач планирует занятия. Врач проводит врачебно-педагогический контроль, отбирает 1 – 2 учащихся для наблюдения за адаптацией организма к физической нагрузке во время занятий. Врач, совместно с учителем физического воспитания проверяет санитарно-гигиенические условия места занятий, состояния спортивной формы и обуви, интересуются самочувствием учащихся. Врач определяет оздоровительную значимость занятий в классах с учетом санитарно-гигиенических условий проведения занятий, наличия навыка правильной осанки и дыхания, улучшения самочувствия.
Кроме того, в младшем звене школы проводятся дни здоровья. В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "Веселые старты", "А, ну-ка мальчики!", "А, ну-ка девочки!", "Папа, Мама, Я - спортивная семья!",в зимних условиях - катания на лыжах, санках .
Физическое здоровье детей- младших школьников неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в школе во многом зависит от взаимодействия учителей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
В своей работе учителя младшего звена используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:
В содержание оздоровительного физкультурного занятия в СШ№4 включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей:
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
Основные правила.
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.