Роль труда в развитии личности детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 07:51, доклад

Краткое описание

Стоящая перед массовой школой задача соединить обучение с производительным трудом не менее важна и для специальной коррекционной школы. Однако наряду с общими задачами специальная коррекционная школа имеет еще и свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых школьников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового обучения и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового обучения связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Роль труда.docx

— 31.04 Кб (Скачать файл)

Остановимся на наиболее важных волевых качествах, формируемых  у школьников при правильной постановке процесса воспитания на занятиях по труду в специальной коррекционной школе.

Целеустремленность —  это подчинение человеком своих  действий и усилий определенным целям, осознаваемым как жизненно важные и практически ценные. Особе значимы для воспитания целеустремленности далекие: перспективные цели. При включении выполняемых в каждый данный момент действий в далекие, перспективные задачи человек не может не действовать целеустремленно, так как смысл того, что он делает, он видит в цели, которая в будущем будет достигнута. Действия, выполняемые человеком с установкой на достижение перспективной цели, способствуют формированию у него целеустремленности как черты личности. Вместе с тем следует отметить, что воспитательное значение перспективной цели, ее общественная ценность определяются ее нравственным содержанием и межличностными отношениями. Целеустремленность всегда связана с преодолением трудностей и с проявлением настойчивости в работе. Следует, однако, иметь в виду, что о целеустремленности как о положительной черте личности можно говорить лишь тогда, когда поставленная цель полезна и значима для коллектива и общества.

Самостоятельность — волевое  качество личности, выражающееся в  стремлении проявлять собственную  инициативу в работе, не дожидаться помощи и подсказок других. Столкнувшись с трудностями, самостоятельный  человек не ждет помощи со стороны  других, а сам ищет путей их преодоления  и делает все возможное для  того, чтобы добиться цели. Это, конечно, не исключает, а, наоборот, предполагает наличие готовности прислушиваться к советам и рекомендациям  других. Как известно, самостоятельность  — важное условие достижения успешных результатов в процессе обучения и развития. Однако по мере систематического проявления самостоятельности в  учебной, трудовой и общественной деятельности у школьника начинает формироваться  самостоятельность как черта  характера. Другими словами, умение и привычка действовать всегда самостоятельно превращается в устойчивое качество личности, обозначаемое понятием «самостоятельность». По мнению некоторых исследователей, основа самостоятельности в учебной деятельности — способность к переносу ранее усвоенных знаний, навыков и умений в другие условия деятельности. Побуждая ученика к активной самостоятельной работе вместе с тем оказать ему конкретную помощь, в которой он нуждается. Иногда бывает, что учащийся активно и добросовестно относится к работе, хочет получить наилучшие результаты, но это ему не удается из-за того, что он не умеет правильно ее организовать. Не имея опыта в преодолении встречающихся трудностей, ученик начинает чувствовать себя беспомощным, терять веру в свои силы. В таких случаях ученику надо помочь, ободрить его. Надо систематически приучать его к самостоятельности, вырабатывать у него умение приводить себя в состояние мобилизационной готовности, когда это нужно, и настойчиво добиваться поставленной цели.

 Дисциплинированность  — это очень ценная черта  характера, выражающаяся в направлении  усилий на лучшее выполнение  деятельности и подчинение своего  поведения требованиям поставленной  цели. Дисциплинированность требует  от человека готовности к преодолению  трудностей и настойчивого стремления  добиться хороших результатов.  Для того чтобы дисциплинированность  стала чертой характера ученика,  его следует систематически приучать  ответственно относиться к выполняемой  деятельности, добиваться намеченной  цели, соблюдать принятые в коллективе  правила и нормы поведения.

Настойчивость — умение и привычка доводить начатое дело до конца. Это важная волевая черта  характера, которую следует формировать  у воспитанников вспомогательной  школы в процессе труда. Настойчивый  человек может длительное время  добиваться поставленной цели, подчинять  ей свои действия. Он не останавливается  перед трудностями и неудачами. В нужный момент мобилизует себя и  делает все возможное для достижения желаемой цели. Настойчивость всегда связана с проявлением известной самостоятельности и инициативности в работе и в жизни. В этой связи следует подчеркнуть, что в сложной жизненной ситуации олигофрены нуждаются в руководстве и направляющем воздействии окружающих. Если их предоставить самим себе и не помочь им разобраться в специфических особенностях ситуации, то они могут совершить ряд ошибок, непродуманных и непоправимых действий и поступков.

Коллективизм — черта  характера, выражающая отношение человека к другим людям, с которыми он участвует  в совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Учащийся, обладающий чертой коллективизма, принимает активное участие в жизни ученического коллектива, уважает своих товарищей, хорошо к ним относится. Его личные интересы подчинены интересам коллектива, в своих действиях он не руководствуется  индивидуалистическими, эгоистическими соображениями. Коллективизм как черта личности предполагает осознание человеком важности совместных стараний для достижения хороших результатов в работе. Коллективизм предполагает также наличие привычки и опыта совместной работы при выполнении ответственных и общественно значимых заданий. Коллективистические качества личности формируются в специальной коррекционной школе только в условиях коллективной деятельности, определенным образом организованной и осуществляемой под наблюдением и руководством учителя. Каждому из школьников, участвующих в коллективной работе, следует давать доступную и наиболее интересную для него задачу.

Важную роль в развитии коллективизма у старшеклассников играет производственная практика. Знакомство с жизнью и деятельностью рабочих  на предприятии убеждает учащихся вспомогательной  школы в том, что для достижения хороших результатов в совместной работе каждый член трудового коллектива должен стараться работать возможно лучше и добиваться хороших показателей. Общение с рабочими оказывает большое влияние на развитие самосознания учащихся, на формирование у них свойственных советским рабочим черт характера, в том числе и черты коллективизма. Отношение рабочих к делу, выражающееся в борьбе за повышение производственного плана, за повышение качества продукции, производительности труда, оказывает благотворное влияние на развитие личности учащихся и формирование у них чувства коллективизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что качества личности органически  связаны между собой и поэтому  нельзя по одному отдельно взятому  качеству судить о личности в целом. В зависимости от соотношения  данного качества с другими определяется его общественная ценность и значимость. Такие, например, качества личности, как  самостоятельность, инициативность, настойчивость, имеют положительное общественное значение лишь в том случае, когда  они находятся в сочетании  с соответствующими моральными качествами: коллективизмом, товариществом, добротой. Если же человек самостоятелен, инициативен  и настойчив, но преследует при этом корыстные, эгоистические цели, то они  характеризуют личность отрицательно.

Воспитывая учащихся вспомогательной  школы в процессе трудового обучения, следует прежде всего вырабатывать у них чувство долга, приучать к тому, чтобы в своих действиях и поступках они руководствовались только необходимостью соблюдать требования учителя, быть послушными, но и осознанием необходимости совершать справедливые поступки в отношении товарищей, школы, школьного коллектива, приносить пользу другим людям.

В процессе трудового обучения большое внимание должно быть уделено  сообщению необходимых знаний и  сведений о правилах и нормах поведения. Это очень важно, так как умственно  отсталый ребенок многого знает  и не понимает. Следует, однако, подчеркнуть, что одно знание того, как нужно  себя вести и поступать в различных  условиях, не гарантирует правильного  поведения. В ряде случаев ребенок  в состоянии рассказать, как надо вести себя в той или иной ситуации, а в жизни ведет себя вопреки  своим знаниям. Очень важно поэтому приучать учащихся к правильным нормам поведения, не ограничиваясь сообщениями знаний и сведений о правилах поведения. В большей мере, чем в массовой школе, во вспомогательной школе необходимо следить за тем, чтобы у школьников не возникал разрыв между знаниями о правилах и нормах поведения и их реальным поведением. Любое качество личности включает в себя мотив, отражающий отношение человека к своим поступкам, к своему поведению, и закрепленный способ поведения. Качество личности представляет собой сплав мотивов и соответствующих форм поведения. Формирование правильного отношения к своему поведению и поступкам и закрепление соответствующих способов поведения – одна из важнейших задач вспомогательной школы.

        Литература

 

1. Борков Т.Н. «О формировании  у школьников организованности  в труде».

    Москва, 1988 г.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С «О детях с отклонениями в развитии».

    Москва, 1990 г. 

3. Тарасов В.Н. «Трудовое  обучение в вспомогательной школе и трудовое

     устройство окончивших школы». Москва, 1998 г.

4. Чукова Н.Г. «Развитие самостоятельности в старших классах в процессе

    овладения политехническими  умениями». Москва, 2000 г.


Информация о работе Роль труда в развитии личности детей с ограниченными возможностями