Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить основы формирования трудовых умений у младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Объект курсовой работы: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования курсовой работы: формирование трудовых умений дошкольников в ходе выполнения поручений.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю развития трудового воспитания детей в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть поручение , как основной метод формирования трудовых умений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

2 Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях

 

2.1 Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста

 

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.

В дошкольных учреждениях  воспитатели проводят большую работу по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Они понимают, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей [14].

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой  труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате  и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.

Труд детей  дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется  в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда [15].

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются  положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был  вкусным, и т.п.). Младшие дошкольники  при этом ещё не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как будто ведут машину, как будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость  потрудиться: вымыть посуду, которой  пользовались за столом, выкупать куклу-дочку  или выстирать её испачканное  платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой  обнаруживается и тогда, когда в ходе её возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках и фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке свой замысел также побуждает детей включится в труд. Нередко труд перемежается с игрой. Ребёнок несёт розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому  ребенку осознать жизненную необходимость  и полезность своего труда для  окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе [16].

Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребёнок, полив  растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй.

При недостаточном  руководстве трудовой деятельностью  детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны  малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя  у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить всё, что понадобиться, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата [17].

В трудовой деятельности дошкольников чётко прослеживается мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Составная, органическая часть  трудового воспитания в дошкольных учреждениях — ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию. Ручной труд в большей степени, чем другие виды труда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать,— чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и многие воспитатели это учитывают в работе [18].

Подчинение детского труда  учебно-воспитательным целям. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. Совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребёнок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически  познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответы на бесконечные «почему». У них развивается любознательность, познавательные интересы [19].

Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей  формируется умение выполнять любое  дело аккуратно, придавать своим  поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные  обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность [20].

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового  воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к  нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудится в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении  – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботится об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда [21].

Знания дошкольников о  труде взрослых должны оказать большое  влияние на формирование у них  правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять полученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Программа воспитания в детском  саду раскрывает объём трудовых навыков  и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учёте всё возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. 
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню её самоорганизации, увеличивается объём и ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам  воспитатель формирует у детей  желание выполнять самостоятельно всё то, что им посильно, приходя  на помощь всякий раз, когда они в  ней нуждаются. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения  от неудачных попыток, самостоятельно справится с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия [22].

Необходимо помнить о  том, что труд должен приносить детям  радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. 
Овладение детьми навыками, элементами самоорганизации позволяет сделать труд детей дошкольного возраста разнообразным, систематическим. Это создаёт условия для формирования у детей важнейшего качества личности – трудолюбия. По отношению к детям дошкольного возраста это понятие включает в себя: умение и желание принимать участие в труде, по собственному побуждению при необходимости включатся в труд, проявлять самостоятельность, активность, творчество в процессе выполнения разнообразных дел.

В детском саду решается задача формирования у детей  умения трудиться в коллективе. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. В дошкольных учреждениях дети любят выполнять коллективную работу по уборке помещения группы, работу в уголке книг, на участке. Особенно увлекает ребят соответствующая их возможностям трудовая деятельность совместно со взрослыми, где каждый, выполняя работу по своим силам, участвует в общем деле. 
Происходит это постепенно, путём объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоём - втроём, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представление об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Всё это обогащает опыт взаимоотношений в деятельности, придаёт им положительный характер [23].

В некоторых  дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению трудовых обязанностей. В таком случае дети к концу пребывания в дошкольном учреждении не умеют, а часто проявляют прямое нежелание участвовать в работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают: «Не умею», «Не хочется», «Надоело», «Устал» [24].

Давая детям  задание сделать что-то, воспитатели  не всегда раскрывают значимость их труда  для окружающих. Поэтому трудовая деятельность детей часто является результатом подчинения авторитету взрослых и проходит механически, без всякого интереса и желания. Плохо поступают и те воспитатели, которые в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность и самостоятельность.

Дошкольники быстро привыкают работать только по указанию. Теряется интерес к трудовой деятельности, а значит, и воспитательное воздействие ее на ребенка и в тех случаях, когда выполняемая им работа на его глазах переделывается взрослыми. К сожалению, нередко можно наблюдать, как няня или воспитатель при детях заново переделывает то, что ими сделано: моет стол, подметает пол, убирает книги, переставляет стулья и т. д. [25].

Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как  неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других — неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как  организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что  такое труд, пока на личном опыте, при  умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы [26].

Информация о работе Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях