Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить основы формирования трудовых умений у младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Объект курсовой работы: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования курсовой работы: формирование трудовых умений дошкольников в ходе выполнения поручений.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю развития трудового воспитания детей в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть поручение , как основной метод формирования трудовых умений дошкольников.
2.2 Поручение
как основной метод
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи [27].
Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой.
Трудовые поручения
по форме организации могут быть
индивидуальными, подгрупповыми, общими;
по продолжительности – кратковрем
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «положи ложку сюда», «давай поищем твои тапочки». В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения.
Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю необходимо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял его. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Поручения в младших группах используются для подержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
Воспитатель предлагает
детям через отдельные
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия студента носят не целенаправленный, а процессуальный характер.
Обычно младших дошкольников увлекает сам процесс трудовой деятельности.
Поручение как метод воспитания — это исполнение ребенком какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.
По своему характеру поручения могут быть эпизодическими и постоянными. Основная функция поручений — обеспечить приобретение детьми опыта выполнения общественных обязанностей, а также формирование правильных коммунистических отношений между людьми.
В процессе работы над курсовым проектом были достигнуты поставленные ранее цели и задачи:
1. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы были рассмотрены педагогические идеи о трудовом воспитании ряда мыслителей прошлого и современности.
2. Были раскрыты характеристики понятий «труд», «трудовое воспитание», «трудовые умения»;
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании.
3. Была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста;
Дошкольный
возраст характеризуется появле
4. Был проанализирован процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения поручений. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Приложение А
"Подружим иголку с ниточкой"
Программное содержание: продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы; продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.
Развивающие задачи: развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.
Воспитательные
задачи: воспитывать бережное и аккуратное
отношение к швейным принадлежн
Активизация речи:
Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.
Предшествующая работа:
Чтение сказки “Как иголка подружилась с ниточкой” (см. Приложение).
Рассматривание швейных принадлежностей.
Изготовление игольниц.
Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами”
Материал к 1 занятию:
Демонстрационный: ножницы, иголка большого размера, катушка с нитками, текст сказки “Как иголка подружилась с ниточкой”.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: поднос, игольница с иголкой, катушка с нитками, ножницы.
Материал ко 2 занятию:
Демонстрационный: тот же + кукольное платье, пуговица большого размера.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: тот же + лоскуток ткани на каждого, пуговица с двумя отверстиями.
Методы и приёмы:
Создание заинтересованности.
Установка на правильную осанку.
Беседа, с целью оживления впечатлений, полученных от прочтения новой сказки.
Активизация речи детей.
Показ с объяснением.
Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.
Динамическая пауза.
Рассматривание схем последовательности работы.
Практическая деятельность детей.
Уточняющие вопросы.
Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.
Использование
художественного слова и
Анализ и самооценка деятельности детьми.
Рекомендация:
Оба занятия проводятся по подгруппам.
Организационный момент:
Перед занятием воспитатель даёт поручение дежурным: разложить необходимый материал.
Со всеми детьми проводит подвижную игру “Весёлая иголка”.
Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:
- 1, 2, 3, 4, 5,
Станем мы сейчас играть.
Ты, иголка, выходи
Нитку за собой веди!
“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми, тот до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней, игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится “иголка с длинной ниткой”.
Упражнение на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”.
Садятся за столы, воспитатель даёт установку на правильную осанку.
1 занятие “Вдевание нитки в иголку”.
Содержание:
Проводится беседа по прочитанной сказке.
- Давайте вспомним, с какой новой умной сказкой мы недавно с вами стали знакомиться?
- “Как иголка с ниточкой подружились”.
- А что интересного
вы узнали из этой сказки? (дети
кратко передают содержание
- Молодцы, не
забыли, а сейчас слушайте внимательно,
- Мама погладила
Алёнку по голове и сказала,
что у каждой иголки есть
специальное отверстие - “ушко”,
и в это отверстие можно
просунуть нитку, а чтобы
- Она взяла
один конец нитки крепко
- Давайте попробуем тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна будет только для ваших рук (постановка цели).
Информация о работе Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях