Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить основы формирования трудовых умений у младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Объект курсовой работы: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования курсовой работы: формирование трудовых умений дошкольников в ходе выполнения поручений.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю развития трудового воспитания детей в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть поручение , как основной метод формирования трудовых умений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Поручение  как основной метод формирования  трудовых умений дошкольников

 

Труд детей  дошкольного возраста в детском  саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения –  это задания, которые воспитатель  эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также  воспитательные задачи [27].

Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой.

Трудовые поручения  по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.

Посредством поручений  можно решать задачи не только трудового  воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Выполнение  трудовых поручений вполне  доступно детям 2-3 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «положи ложку сюда», «давай поищем твои тапочки». В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения.

Важно, чтобы  поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю необходимо вести  учет, кому и какое поручение  он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял его. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.

Выполнения  трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения в  младших группах используются для  подержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения  оказывать друг другу помощь, услуги. Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Дети младшего дошкольного  возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия студента носят не целенаправленный, а процессуальный характер.

Обычно младших  дошкольников увлекает сам процесс  трудовой деятельности.

Поручение как  метод воспитания — это исполнение ребенком какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.

По своему характеру  поручения могут быть эпизодическими и постоянными. Основная функция  поручений — обеспечить приобретение детьми опыта выполнения общественных обязанностей, а также формирование правильных коммунистических отношений между людьми.

 

Заключение

 

В процессе работы над курсовым проектом были достигнуты поставленные ранее цели и задачи:

1. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы были рассмотрены педагогические идеи о трудовом воспитании ряда мыслителей прошлого и современности.

2. Были раскрыты характеристики понятий  «труд»,  «трудовое воспитание», «трудовые умения»;

Труд – основной источник материального и духовного  богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его  священный долг, фундамент личностного  развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании.

3. Была рассмотрена  психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста;

Дошкольный  возраст характеризуется появлением новых видов деятельности: игра – первый и основной вид деятельности; изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность; элементы трудовой деятельности – по средством поручений, упражнений и т.д.. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.

4. Был проанализирован  процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения поручений. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

 

Список использованной литературы

 

  1. Послание президента от 24.02.2010 г.
  2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб. для студ. пед. ин-тов . – М: Просвещение, 1981. – 528с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестаматия./ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.
  4. В.И. Ядэшенко, Ф.А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  6. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980
  7. Кочетов А.И. Воспитательная система: образовательная школа России. Краснодар: Изд-во института им. Россинского, 2002.
  8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Сластенин В.А. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – 3-е изд. – М.: Школа-пресс, 2000.
  10. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.
  11. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.
  13. Психология дошкольника. Хрестаматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 1997. 384 с.
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ.  сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
  15. Крулетх М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта трудовой деятельности. – М., 1995. – с. 117.
  16. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ под ред.  Р.С. Буре. – М., 1997.
  17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд.  Владос. 2004.- 382с.
  18. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.  М.: Академия. 2004.- 336с.
  19. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.
  20. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- С.350.
  21. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ.выс.учеб.заведений-М:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-с.90-131
  22. Одинцов А.С. «Трудовое воспитание в труде» Москва 1997 г.
  23. Комарова Т.И. «Трудовое воспитание в детском саду» 1999 г.
  24. Зарецкая И.И , Поляков В.А. «Семья и дети: воспитание трудолюбия» Москва ПРОФИЗДАТ 1988 г.
  25. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника»
  26. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» 4-е издание Москва ACADEMIA 2002 г.
  27. С.А Козлова «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников»2000г.

 

Приложение А

 

"Подружим  иголку с ниточкой"

 

Программное содержание: продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы; продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

Развивающие задачи: развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.

Воспитательные  задачи: воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям; воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.

Активизация речи:

Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.

Предшествующая  работа:

Чтение сказки “Как иголка подружилась с ниточкой” (см. Приложение).

Рассматривание  швейных принадлежностей.

Изготовление  игольниц.

Занятие по технике  безопасности “Учимся работать с  ножницами”

Материал к 1 занятию:

Демонстрационный: ножницы, иголка большого размера, катушка  с нитками, текст сказки “Как иголка подружилась с ниточкой”.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: поднос, игольница  с иголкой, катушка с нитками, ножницы.

Материал ко 2 занятию:

Демонстрационный: тот же + кукольное платье, пуговица большого размера.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: тот же + лоскуток ткани на каждого, пуговица с двумя отверстиями.

Методы и  приёмы:

Создание заинтересованности.

Установка на правильную осанку.

Беседа, с целью  оживления впечатлений, полученных от прочтения новой сказки.

Активизация речи детей.

Показ с объяснением.

Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Динамическая  пауза.

Рассматривание  схем последовательности работы.

Практическая  деятельность детей.

Уточняющие  вопросы.

Помощь со стороны  взрослого и детей тем, кто затрудняется.

Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

Анализ и  самооценка деятельности детьми.

Рекомендация:

Оба занятия  проводятся по подгруппам.

Организационный момент:

Перед занятием воспитатель даёт поручение дежурным: разложить необходимый материал.

Со всеми  детьми проводит подвижную игру “Весёлая иголка”.

Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:

- 1, 2, 3, 4, 5,

Станем мы сейчас играть.

Ты, иголка, выходи

Нитку за собой веди!

“Иголочка” - ребёнок  бегает между детьми, тот до кого она дотрагивается, берёт её за талию  и продолжает бегать с ней, игра заканчивается  тогда, когда все дети окажутся держащими  друг друга за талию, т.е. получится  “иголка с длинной ниткой”.

Упражнение  на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”.

Садятся за столы, воспитатель даёт установку на правильную осанку.

1 занятие “Вдевание  нитки в иголку”.

Содержание:

Проводится  беседа по прочитанной сказке.

- Давайте вспомним, с какой новой умной сказкой мы недавно с вами стали знакомиться?

- “Как иголка  с ниточкой подружились”.

- А что интересного  вы узнали из этой сказки? (дети  кратко передают содержание сказки)

- Молодцы, не  забыли, а сейчас слушайте внимательно,  я вам расскажу сказку дальше, и мы узнаем, что же посоветовала мама Алёнке для того, чтобы иголка с ниточкой подружились.

- Мама погладила  Алёнку по голове и сказала,  что у каждой иголки есть  специальное отверстие - “ушко”, и в это отверстие можно  просунуть нитку, а чтобы нитка  не запуталась, её надо отмерить, и мама показала Алёнке как надо правильно отмерять нужную длину нитки.

- Она взяла  один конец нитки крепко пальцами  левой руки, а катушку оставила  в баночке для рукоделия, чтобы  та не сбежала со стола, правой  рукой мама обернула длинную ниточку вокруг локтя и взяла также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой мама взяла ножницы и отрезала длинную нитку. Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).

- Давайте попробуем  тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна будет только для ваших рук (постановка цели).

Информация о работе Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях