Роль учебно-технологической среды (на примере информационно-образовательной среды) в подготовке будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение понятия «учебно-технологическая среда» ( на примере информационно-образовательной среды), определение ее роли в подготовке будущих специалистов. Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия Информационно образовательная среда.
2. Рассмотреть структуру Информационно-образовательной среды.
3. Рассмотреть дидактику применения Информационно-образовательной среды.
4. Охарактеризовать Информационно-образовательную среду Некрасовского педагогического колледжа №1
5. Разработать занятие с использованием Информационно образовательной среды.
6. Дать рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы Информационно- образовательной среды в профессионально-образовательных организациях……………………………..5
1.1. Понятие – Информационно-образовательная среда (ИОС)……………..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды…………………..11
1.3. Дидактика применения информационно-образовательной
среды……………………………………………………………………....13
Глава 2. Разработка системы занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….17
2.1. Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова…………………………………17
2.2. Разработка занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….30
2.3. Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС……………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………..…………………………………………..................36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 95.03 Кб (Скачать файл)

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о важности в современном образовании такого компонента, как виртуальное представительство. В колледже существуют не все возможные компоненты виртуального представительства, такие, как например – телеконференция или электронная библиотека, но время не стоит на месте, поэтому ВП также развивается и меняется с течением времени.

 

 

2 Электронная кафедра.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, который непосредственно относится к учебному процессу и не представлен в приведенной схеме, - это электронная кафедра. Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии разработки и становления (2).

В этом колледже распределенная кафедра играет важнейшую роль в обучении. Конечно, являясь пока еще не совершенной она не до конца отражает все ее возможности, но является одним из главных помощников для студентов. Также скорое создание дистанционного обучения не сможет обойтись без электронной кафедры.

Распределенная кафедра как Интернет-кафедра не ограничена административными и национальными границами. Она может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по всем формам и технологиям обучения. (15)

Итак, Распределенная кафедра осуществляет все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

  • лекции, в том числе в поточной аудитории;
  • лекции в сетевых классах;
  • лекции в режиме теле- и видеоконференций;
  • лекции-презентации;
  • практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;
  • организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;
  • организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;
  • консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);
  • контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме теле-видеоконференций;
  • организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;
  • участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;
  • участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. (2)

Основной функцией распределенной кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. В первую очередь, это - разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).

Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:

  • учебники;
  • учебные пособия;
  • авторские курсы лекций;
  • сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);
  • сборники тестов;
  • лабораторные и иные практикумы;
  • интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах;
  • руководство по изучению курса (study-guide);
  • компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности располагается на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).(2)

Распределенная кафедра осуществляет образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.(8)

Вывод: Таким образом, информационно-образовательная среда - это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.

3 Кабинет педагогического сопровождения.

Одним из важнейших требований современного образовательного процесса является увеличение доли самостоятельности в обучении субъектов образовательного процесса и возрастает доля самостоятельной работы студентов.

Для того чтобы помочь студентам организовать свою самостоятельную учебную деятельность в колледже,ПЦК педагогики, начиная с 2007 г., организовала деятельность кабинета педагогического сопровождения, который является ещё одним из компонентов информационно-образовательной среды. Существование кабинета педагогического сопровождения при ПЦК педагогики обуславливается несколькими причинами.

Во-первых, с каждым годом возрастает количество студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту (в первую очередь это работающие студенты).

Во-вторых, всегда находятся студенты, пропустившие учебные занятия по тем или иным причинам и, соответственно, не выполнившие задания урока, но желающие исправить ситуацию.

В-третьих, некоторая часть студентов,имеющих задолженности по предметам педагогического цикла, нуждаются в коррекционных мероприятиях.

В-четвертых, есть студенты, желающие в условиях колледжа подготовиться к педагогической практике, ознакомиться с педагогической периодикой, выполнить дополнительные задания, посоветоваться с преподавателем.

В рамках консультационных часов преподавателей не всегда возможно удовлетворить запросы студентов. В этом как раз может помочь кабинет педагогического сопровождения.

Задачи, которые решают преподаватели педагогики через деятельность кабинета педагогического сопровождения:

  • Повышение эффективности работы с неуспевающими студентами;
  • Активное использование имеющихся материальных ресурсов для самостоятельной деятельности студентов;
  • Создание электронного сопровождения процесса обучения по педагогическим дисциплинам.

Перечень «услуг» кабинета педагогического сопровождения:

  1. Консультация преподавателя – дежурного по кабинету.
  2. Возможность переписать (написать заново) диагностическую контрольную работу (ДКР), тест по любому учебному предмету педагогического цикла.
  3. Возможность выполнить обязательные задания по педагогическим дисциплинам, опираясь на требования к выполнению задания и теоретический материал, литературу.
  4. Возможность изучить в электронном виде методические рекомендации для студентов (например, по написанию курсовой работы, по практике пробных уроков).
  5. Возможность получить в электронном и (или) печатном виде материалы к учебным занятиям, тексты лекций, учебные пакеты.
  6. Возможность получить технологические карты по педагогическим дисциплинам в печатном и электронном виде.
  7. Возможность просмотреть конспекты по практике внеучебной работы и по организации досуга школьников и на их основе составить свой вариант конспекта.
  8. Работа с литературой (газеты, журналы, учебники) по педагогическим дисциплинам, используя электронный перечень литературных источников.
  9. Использование наглядности, имеющейся в кабинете, на практике.

Структура учебных и методических материалов кабинета педагогического сопровождения.

А) Ресурсы кабинета педагогического сопровождения.

В кабинетах ПЦК педагогики существует определенная учебно-методическая база, материалы которой были систематизированы и структурированы в соответствии с задачами работы кабинета.

B)  Ресурсы кабинета педагогического сопровождения (электронный вариант).

В результате очень важной и трудоемкой работы появился перечень основных учебно-методических материалов, а также электронная база кабинета и каждого преподавателя ПЦК педагогики.

Далее представлена структура ресурсов кабинета педагогического сопровождения в электронном виде.

  1. Тематический перечень литературных источников, имеющихся в кабинете.
  2. Тематический перечень наглядных пособий.
  3. Тематический перечень примеров конспектов по внеучебно-воспитательной практике.
  4. Электронный вариант копилок игр для детей (для занятий на практике).
  5. Электронный вариант методических рекомендаций для студентов.
  6. Электронная база каждого преподавателя:
  • Технологические карты по дисциплине
  • Теоретический материал
  • Задания, учебные пакеты

Функции дежурного преподавателя:

Дежурный преподаватель выполняет следующие функции:

  • Консультирование студентов по предмету
  • Обеспечение студентов материалами, необходимыми для работы в кабинете
  • Контролирование процесса написания тестов, ДКР
  • Копирование необходимых материалов в электронном виде из электронной базы преподавателей
  • Выдача учебных материалов для ксерокопирования студентам

Индивидуальная папка преподавателя.

Для эффективной работы кабинета каждым преподавателем была создана индивидуальная папка, имеющая следующую структуру:

  • Титульный лист: название дисциплины, для студентов какого курса и какого отделения
  • ТК по дисциплине
  • Список литературы
  • Теоретический материал по курсу
  • Задания для студентов (с инструкциями и требованиями к выполнению) с материалами для работы, если это необходимо
  • ДКР, тесты (с инструкцией для дежурного преподавателя: условия и время написания)

Так как чаще всего один преподаватель ведет несколько разных предметов у разных курсов, то по каждому предмету для каждого курса создается отдельная папка, а затем они объединяются в одну папку под фамилией преподавателя. (Например, в индивидуальной папке Докукиной С.В. будут лежать папки по предметам «Досуг» для 3 курса, «Теория воспитания» для 4 курса, «Теория воспитания» для 5 курса)

  1. Библиотечный комплекс.

Ключевая роль в формировании информационно-образовательной среды и культуры в образовательном учреждении отводится библиотечным комплексам — структурное подразделение колледжа, осуществляющее библиотечно-информационное обеспечение учебной и научно-исследовательской деятельности, а также центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Это комплексный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении.

Это центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения, где организованы условия, способствующие формированию информационной культуры студентов, их самостоятельной активности, а также повышению профессионально–педагогической квалификации преподавателей с помощью средств новых информационных технологий.

Библиотечный комплекс предоставляет комфортные условия для развития самообразовательной деятельности, для самостоятельной работы.

Эффективное использование информационно–образовательного пространства (и информационно–библиотечного — как его составляющей) возможно лишь при высоком уровне информационной культуры всех субъектов образовательного процесса.

В структуру библиотечного комплекса Некрасовского колледжа входит две библиотеки: стандартная библиотека и библиотека иностранного отделения.

Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:

  • текстовых материалов;
  • аудио- и видеоматериалов;
  • гипертекстовых пособий;
  • графических иллюстраций;
  • учебных компьютерных программ;
  • моделирующих систем;
  • автоматизированных лабораторных практикумов;
  • тестовых заданий нескольких типов и т.д.

Информация о работе Роль учебно-технологической среды (на примере информационно-образовательной среды) в подготовке будущих специалистов