Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:03, курсовая работа
На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Личность учителя как важнейший фактор формирования личности младшего школьника……………………………………………………….....4
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития…4
1.2. Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика……………………………………………………………...7
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника…15
Глава 2. Исследование влияния личности педагога начальных классов на процесс формирования и становления личности ребенка…………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемой литературы
А.И.Щербаков относит к числу наиболее важнейших педагогических способностей дидактические, конструктивные (предвидение последствий своих действий), перцептивные (способность проникать во внутренний мир ученика), экспрессивные (умение педагога образно и выразительно выражать себя), коммуникативные и организаторские.
Также он считает, что личности учителя должны быть присуще и общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические и практические знания, умения и навыки. К умениям и навыкам он относит:
- общепедагогические (информационные,
мобилизационные и развивающие)
- общетрудовые (организаторские, конструктивные и исследовательские);
- самообразовательные (систематизация,
обобщение тех знаний, которые
применяются при решении
Одним из ведущих образований личности педагога, являющимся стержнем его работы и определяющим готовность к педагогической деятельности составляют профессионально-ценностные ориентации. Они характеризуются как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности своих учеников и к самому себе и формирующиеся на основе духовных отношений личности, во всех сферах его деятельности, которые профессионально значимы. [9; c. 663]
Учитель является наглядным образцом, эталоном поведения. Он является идеалом для детей и его требования это «закон». Не зависимо от того, что говорят ребенку родители, друзья или родственники, слово учителя является главным.
Педагог выполняет в обществе определенные функции: профессиональные и общественные. К тому же, учитель предстает перед самыми главными судьями учебного процесса – детьми, родителями, родственниками. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.
Требования определяются И.П.Подласым, как система профессиональных и общественных качеств, которые определяют успешность учителя в педагогической деятельности. [6; c.673] . Перечислим эти качества.
К человеческим качествам (общественным) И.П.Подласый относит:
- человечность
-доброту
-терпеливость
-порядочность
-честность
-ответственность
-уважение к людям
-нравственность
-интерес к воспитаннику и д.р
К профессиональным качествам относятся:
- любовь к детям
- трудолюбие
- работоспособность
- дисциплинированность
- организованность
- справедливость
-мастерство
- педагогический такт
-знание педагогической теории, психологии, методик и д.р
Учитель считается профессионально подготовленным, когда он обладает в совокупности всеми профессиональными и человеческими качествами. Можно выделить, с одной стороны - психологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовленность педагога. [9; c.669]
Анализируя профессиональные качества учителя нельзя не отметить и такое важное качество как педагогическое мастерство и педагогическое искусство.
Б.Т.Лихачев считает, что под педагогическим искусством следует понимать полное владение учителем психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональная заинтересованность и увлеченность в процессе обучения, довольно развитым педагогическим мышлением, развитой интуицией, духовно-нравственным и эстетическим отношением к жизни. [10; c.305]
И.П.Подласый определяет педагогическое мастерство, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, в основе которого лежит совокупность его личной культуры, его знаний, умений и кругозора с педагогической техникой и опытом.
Научиться педагогическому мастерству можно, и учителя способны овладеть современными приемами работы. Конечно, путь к настоящему совершенству нелегок, требует особого напряжения и наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования и внедрения новых методов работы.
Вопрос о том, как хорошо работают ученики, является наиболее важным при анализе мастерства учителя.
Познавательная активность учеников, определяется такими личными качествами как: устойчивость, работоспособность, умение преодолевать трудности, способность признавать свои ошибки и д.р [6; c.447]
Ответственное отношение к учению характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников. Ответственность ученика характеризуют по ряду признаков:
От мастерства педагога зависит очень многое, даже можно сказать все. Само мастерство – это длительный, трудоемкий процесс, а так же результат работы над собой. [6; c.445]
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника
Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как формирование самооценки младшего школьника.
Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. [12; с. 56]. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.
В этих условиях мнение, суждение и оценка учителя становятся наиболее значимым фактором развития личности учащегося, а формой оценки изменений, происходящих в нем, является отметка. [13; с.31]
Рассмотрим соотношение понятий оценка и отметка, которые нередко используются как синонимы. Г.А. Цукерман пишет: если «...оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо», то «...отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика» [14; с. 5].
Смещение понятий произошло из-за того, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную, за которой скрывалось оценивание как учебных, так и личностных качеств школьника. Отметка — один из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в 1 классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом.
Так, в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» сказано, что обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, т.е. отметки первоклассникам не должны выставляться. [13; с.32]
Но ученые отмечают, что отсутствие оценок дезорганизует младших школьников, а также провоцирует ощущение незначительности, неуверенности, угнетает активность и замедляет их личностное развитие [15].
В связи с этим можно скачать, что ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную и позитивную словесную оценку. В этом случае она простимулирует и направит их учебно-познавательную деятельность.
Для того чтобы в полной мере выполнять эти функции, оценка должна носить содержательный характер и не просто завершать процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождать его на всех этапах. Воспринимая свою учебную деятельность как социально значимую и социально оцениваемую, младшие школьники стремятся точно следовать указаниям учителя, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это позволяет выделить в качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, личностные качества учителя и его профессиональную самооценку. [13; с.32]
Мы остановимся на этом факторе подробнее. Л.С. Выготский справедливо замечает, что «учитель должен быть «рельсами», по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [16; с. 83].
Однако, по мнению Г.А. Цукерман, «...если у учителя существуют проблемы с самоприятием, это не может не сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми» [14; с.132].
К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с разными группами участников образовательного процесса и т.д.
Важную роль в формировании самооценки семилетнего ученика, как показывают педагогические наблюдения, играет не только эмоциональный контакт в паре ученик — учитель, но и контакт учитель — родитель. Первоклассник еще очень зависим от оценки и влияния родителей, поэтому конструктивное и продуктивное общение двух значимых взрослых создает у него состояние психологического комфорта, которое является основой оптимального уровня тревожности и стремления к социальной активности. Владея информацией о влиянии самооценки учащихся на качество и продуктивность учебной деятельности, учителя зачастую оказываются неготовыми организовывать деятельность по ее формированию в образовательном процессе. [13; с.32-33]
Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:
— предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, т.е. требования должны соответствовать личностной программе развития;
— организация учителем
индивидуальной и совместной
деятельности, которая предполагает
значимость общего дела и
— опора при организации процесса оценивания на рефлексивный подход, т.е. учащиеся должны уметь анализировать собственное продвижение и делать выводы;
— вовлечение в
процесс оценивания всех
— помощь в нахождении
учащимися различных
Охарактеризуем основные приемы, которые учитель может использовать в учебной и внеучебной деятельности для формирования самооценки учащихся начальных классов.
Информация о работе Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика