Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Личность учителя как важнейший фактор формирования личности младшего школьника……………………………………………………….....4
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития…4
1.2. Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика……………………………………………………………...7
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника…15
Глава 2. Исследование влияния личности педагога начальных классов на процесс формирования и становления личности ребенка…………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

3kursovaya_rabota_3.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)

А.И.Щербаков относит к числу наиболее важнейших педагогических способностей дидактические, конструктивные (предвидение последствий своих действий), перцептивные (способность проникать во внутренний мир ученика), экспрессивные (умение педагога образно и выразительно выражать себя), коммуникативные и организаторские.

Также он считает, что личности учителя должны быть присуще и общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические и практические знания, умения и навыки. К умениям и навыкам он относит:

- общепедагогические (информационные, мобилизационные и развивающие);

- общетрудовые (организаторские, конструктивные и исследовательские);

- самообразовательные (систематизация, обобщение тех знаний, которые  применяются при решении педагогических  задач и получении новой информации). [9; c.669]

Одним из ведущих образований личности педагога, являющимся стержнем его работы и определяющим готовность к педагогической деятельности составляют профессионально-ценностные ориентации. Они характеризуются как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности своих учеников и к самому себе и формирующиеся на основе духовных отношений личности, во всех сферах его деятельности, которые профессионально значимы. [9; c. 663]

Учитель является наглядным образцом, эталоном поведения. Он является идеалом для детей и его требования это «закон». Не зависимо от того, что говорят ребенку родители, друзья или родственники, слово учителя является главным.

Педагог выполняет в обществе определенные функции: профессиональные и общественные. К тому же, учитель предстает перед самыми главными судьями учебного процесса – детьми, родителями, родственниками. Следовательно, общество предъявляет  учителю определенные повышенные требования к его личности.

Требования определяются И.П.Подласым, как  система профессиональных и общественных качеств, которые определяют успешность учителя в педагогической деятельности. [6; c.673] . Перечислим эти качества.

К человеческим качествам (общественным) И.П.Подласый относит:

- человечность

-доброту

-терпеливость

-порядочность

-честность

-ответственность

-уважение к людям

-нравственность

-интерес к воспитаннику  и д.р

К профессиональным качествам относятся:

- любовь к детям

- трудолюбие

- работоспособность

- дисциплинированность

- организованность

- справедливость

-мастерство

- педагогический такт

-знание педагогической  теории, психологии, методик и д.р

Учитель считается профессионально подготовленным, когда он обладает в совокупности всеми профессиональными и человеческими качествами. Можно выделить, с одной стороны - психологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовленность педагога. [9; c.669]

Анализируя профессиональные качества учителя нельзя не отметить и такое важное качество как педагогическое мастерство и педагогическое искусство.

Б.Т.Лихачев считает, что под педагогическим искусством следует понимать полное владение учителем психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональная заинтересованность и увлеченность в процессе обучения, довольно развитым педагогическим мышлением, развитой интуицией, духовно-нравственным и эстетическим отношением к жизни. [10; c.305]

И.П.Подласый определяет педагогическое мастерство, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, в основе которого лежит совокупность его личной культуры, его знаний, умений и кругозора с педагогической техникой и опытом.

Научиться педагогическому мастерству можно, и учителя способны овладеть современными приемами работы. Конечно, путь к настоящему совершенству нелегок, требует особого напряжения и наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования и внедрения новых методов работы.

Вопрос о том, как хорошо работают ученики, является наиболее важным при анализе мастерства учителя.

Познавательная активность учеников, определяется такими личными качествами как: устойчивость, работоспособность, умение преодолевать трудности, способность признавать свои ошибки и д.р [6; c.447]

Ответственное отношение к учению характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников. Ответственность ученика характеризуют  по ряду признаков:

  1. Выполнению им своих обязанностей и требований педагога
  2. Пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения
  3. Умению объективно оценивать свои знания
  4. Способность чередовать труд и отдых

Рост педагогического мастерства является показателем качества его работы, это постоянный совершенствующийся учебно-воспитательный процесс. Существуют определенные признаки педагогического мастерства. И.П.Подласый выделяет такие:

  1. Четкость определения и дифференциация задач урока;
  2. Обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;
  3. Творческий и разнообразный характер методов обучения;
  4. Помощь детям в преодолении трудностей;
  5. Высокая работоспособность детей на уроке;
  6. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
  7. Личностный подход;
  8. Умение заниматься самообразованием.

От мастерства педагога зависит очень многое, даже можно сказать все. Само мастерство – это длительный, трудоемкий процесс, а так же результат работы над собой. [6; c.445]

1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника

Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как формирование самооценки младшего школьника.

Формирование личностных качеств учеников, которые  позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. [12; с. 56]. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.

В этих условиях мнение, суждение и оценка учителя становятся наиболее значимым фактором развития личности учащегося, а формой оценки изменений, происходящих в нем, является отметка. [13; с.31]

Рассмотрим соотношение понятий оценка и отметка, которые нередко используются как синонимы. Г.А. Цукерман пишет: если «...оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо», то «...отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика» [14; с. 5].

 Смещение понятий произошло из-за того, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную, за которой скрывалось оценивание как учебных, так и личностных качеств школьника. Отметка — один из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в 1 классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом.

Так, в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» сказано, что обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, т.е. отметки первоклассникам не должны выставляться. [13; с.32]

Но ученые отмечают, что отсутствие оценок дезорганизует младших школьников, а также провоцирует ощущение незначительности, неуверенности, угнетает активность и замедляет их личностное развитие [15].

В связи с этим можно скачать, что ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную и позитивную словесную оценку. В этом случае она простимулирует  и направит их учебно-познавательную деятельность.

 Для того чтобы в  полной мере выполнять эти  функции, оценка должна носить содержательный характер и не просто завершать процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождать его на всех этапах. Воспринимая свою учебную деятельность как социально значимую и социально оцениваемую, младшие школьники стремятся точно следовать указаниям учителя, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это позволяет выделить в качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, личностные качества учителя и его профессиональную самооценку. [13; с.32]

Мы остановимся на этом факторе подробнее. Л.С. Выготский справедливо замечает, что «учитель должен быть «рельсами», по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [16; с. 83].

Однако, по мнению Г.А. Цукерман, «...если у учителя существуют проблемы с самоприятием, это не может не сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми» [14; с.132].

К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с разными группами участников образовательного процесса и т.д.

Важную роль в формировании самооценки семилетнего ученика, как показывают педагогические наблюдения, играет не только эмоциональный контакт в паре ученик — учитель, но и контакт учитель — родитель. Первоклассник еще очень зависим от оценки и влияния родителей, поэтому конструктивное и продуктивное общение двух значимых взрослых создает у него состояние психологического комфорта, которое является основой оптимального уровня тревожности и стремления к социальной активности. Владея информацией о влиянии самооценки учащихся на качество и продуктивность учебной деятельности, учителя зачастую оказываются неготовыми организовывать деятельность по ее формированию в образовательном процессе. [13; с.32-33]

Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:

— предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, т.е. требования должны соответствовать личностной программе развития;

 — организация учителем  индивидуальной и совместной  деятельности, которая предполагает  значимость общего дела и каждого  участника в отдельности;

— опора при организации процесса оценивания на рефлексивный подход, т.е. учащиеся должны уметь анализировать собственное продвижение и делать выводы;

 — вовлечение в  процесс оценивания всех участников  образовательного процесса (учеников, учителей, сверстников и родителей);

 — помощь в нахождении  учащимися различных коммуникативных  точек опоры (родитель, учитель, сверстник  и др.) для дальнейшего развития. [17; с.97]

Охарактеризуем основные приемы, которые учитель может использовать в учебной и внеучебной деятельности для формирования самооценки учащихся начальных классов.

    1. Выработка алгоритма самооценивания.

Прежде чем вводить алгоритм самооценки, необходима подготовительная работа. Учитель проводит учебные занятия, на которых учащиеся знакомятся с различными формами взаимодействия (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа). Процесс обучения ставит их в ситуацию необходимости оценивания каждого своего действия. Речь идет об организации работы с «линеечками» успеха (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).

 На начальном этапе  проводится проба всех действий  алгоритма самооценивания. Каждый  учащийся должен погрузиться  в «кухню» процесса самооценивания, стать ее активным участником. В ходе коллективного обсуждения  учитель вместе с учащимися  вырабатывает следующий алгоритм  самооценивания. Алгоритм вырабатывается  поэтапно в течение нескольких  уроков. Для лучшего овладения  рекомендуем добавлять каждое  следующее действие алгоритма  к предыдущему. Эффектность такой  работы увеличится, если у педагога  есть возможность сохранить сформулированный  алгоритм на демонстрационном  месте. Сначала на работу с  алгоритмом, как правило, уходит  много времени, но постепенно  она проходит значительно быстрее. Подчеркнем, что после выполнения  алгоритма самооценивания следует  создать у ученика ситуацию  успеха, подчеркнув тот этап, то  действие, которое у него получилось  наиболее успешно, вне зависимости  от того, достигнут ли результат  полностью или частично. Такая  работа способствует становлению самосознания школьника, формированию рефлексии, снятию повышенного уровня тревожности, так как происходит осознание причины успеха/неуспеха.

Информация о работе Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика