Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Личность учителя как важнейший фактор формирования личности младшего школьника……………………………………………………….....4
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития…4
1.2. Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика……………………………………………………………...7
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника…15
Глава 2. Исследование влияния личности педагога начальных классов на процесс формирования и становления личности ребенка…………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

3kursovaya_rabota_3.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)
    1. Рефлексия собственных действий.

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:

— сравнение учеником своих достижений, выработка предельно конкретной дифференцированной самооценки;

— предоставление ученику возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся способом действия, характером взаимодействия, а также создание условий для осознания и сравнения оценок и др. Данные действия могут применяться как самостоятельные приемы или как один из этапов алгоритма самооценивания.

После оценивания работы учащийся называет причины собственного успеха/неуспеха психологического характера (внимательность/невнимательность, хорошая память/забывчивость, собранность/рассеянность, спокойствие/тревожность и т.п.) или познавательного характера (догадался, как выполнять действие, не знал, как выполнять действие, умею/не умею выполнять данное действие и др.). [20; с.68]

Таким способом учащийся осознает причины своего продвижения/спада. Далее следует предложить ученику отрефлексировать собственные действия и наметить индивидуальную коррекционную работу. Поэтому мы рекомендуем применять данные приемы в тандеме, так как из одного приема следует другой.

    1. Право на отметку

Прием реализует свободу выбора учащегося, обеспечивает снятие повышенного уровня тревожности. Это логическое продолжение применения дифференцированных заданий. Учащийся, выполняя задания продвинутого уровня, имеет право на отказ от неудовлетворяющей его отметки. Выполнение заданий, включающих непройденный (к этому времени) материал, должно мотивироваться учителем. Стимулом выступает положительная отметка, похвала, создание ситуации успеха. Ученик имеет право на получение дополнительной отметки в случае выполнения упражнений (по собственному желанию) сверх задания и право отказа от неудовлетворяющей его отметки. Прием рекомендуется использовать со II класса.[24; c.102]

В связи со всем перечисленным, мы хотим подвести итог. Своим происхождением профессия учителя начальных классов обязана обособлению образования в особую социальную общность, когда при разделении труда сформировался особый вид деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе, которая основана на приобщении учеников к ценностям и нормам человеческой культуры, привития им особых значимых социальных качеств личности.

Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. [18; с.59]

Как мы видим, многие педагоги, психологи отметили огромное нравственное воздействие учителя на учеников. В состав профессиональных специфических качеств и способностей, присущих педагогу можно выделить такие: организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные и многие другие.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития современного общества, их можно представить следующим образом: высокая культура учителя, нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к своему делу и высокая социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, отзывчивость, эрудиция и большая ответственность за своих учеников.

Эти личные качества педагога должны быть привиты и личностным качествам учеников, что бы они смогли  жить, развиваться и продвигаться в нашей современной жизни и в нашем обществе без труда и проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

1.1 Описание метода  диагностики межличностных отношений (ДМО)

 

Исходя из всего вышеизложенного, мы определили цель нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.

Исследовательская деятельность включает следующие этапы:

1. проведение диагностической методики  с учителями с целью выявления  наиболее выраженных качеств  его личности,

2.проведение диагностической методики  с каждым ребенком,

3. выведение наиболее часто встречаемых  качеств личности ребенка в  данном классе.

4. соотнесение преобладающих качеств  личности педагога с превалирующим  количеством определенных качеств  личности ребенка, изучаемых в  данном классе.

Гипотеза исследования: личность педагога влияет на формирующуюся личность ребенка, что можно наблюдать в наиболее часто встречаемых качествах личности учащихся в данном классе. Причем наиболее часто встречающиеся качества личности ребенка в классе будут соответствовать основным чертам личности учителя данного класса.

Для исследования были взяты учащиеся 3"Г" и класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова и учителя данного класса Е.В (3 "А") Причем педагог работает с классом с первого года обучения. Это дает основание предполагать, что за три года обучения влияние личности педагога на процесс формирования личностных качеств ребенка будет отражаться наиболее отчетливее.

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н.Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна.

Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формируется личность.

В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает себя, свое актуальное “Я” на момент обследования.

Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка - регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший обсчет баллов по каждому пункту был максимально упрощен.

Для изучения структуры малой группы, будь то рабочий коллектив, класс или команда, в социальной психологии нередко используется процедура социометрии, впервые предложенная Дж. Морено. Однако при исследовании социометрических структур отдельные члены группы, приобретая определенный статус, воспринимаются как некая абстракция, безликая единица.

Высвеченная социометрией структура группы отвечает лишь на вопрос: какова эта структура, кто оказался в какой роли, в то время как очень важно понять, почему именно так сложилась структура отношений и какие личности ее сформировали. Именно на эти вопросы позволяют дать ответ результаты тестирования ДМО.

Процедура проведения: производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" (см.Приложение № 2) к опроснику (см.Приложение № 1). После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемых номеров в каждой ячейке, выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения – (Приложение № 3).

Инструкция: "Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если – "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования".

В процессе исследования сначала методика проводилась с учителями испытуемых классов. Результаты проведения данного исследования с педагогами представлено в Приложении № 4. Затем данная методика, но в адаптированном для учащихся виде, была проведена с детьми исследуемого класса – см. Приложение № 5

Материал, используемый для проведения: опросник, бланк ответа, ключ ответов.

Испытуемые: учащиеся 3 "Г"   класса и педагог.

Интерпретация результатов:

В результате анализа полученных данных можно мы пришли к следующим выводам.

Если рассматривать результаты проведения методики с учителями, то становится отчетливо видно, что педагог 3 "Г" класса отличается своей властностью. Ему более присущи лидерские качества, он нетерпим к критике, преобладает переоценка собственных возможностей Причем важно отметить потребность командовать другими. В стиле межличностных взаимоотношений явно просматривается выраженное чувство собственного превосходства над окружающими.

Важно отметить вспыльчивость и несдержанность классного руководителя.

В личности Е.В. крайне низка выражена готовность помогать окружающим, у нее также более слабо развито чувство ответственности перед детьми за свои поступки.

Следующий этап исследования проводился с учащимися класса в отдельности. Результаты исследования детей 3 "Г"  класса занесены в сводную таблицу – см. Приложение № 5

Анализ результатов исследования в среде учащихся дал возможность сделать вывод о том, что в 3 "Г" классе наиболее часто встречаются такие качества личности ребенка, как переоценка собственных возможностей и нетерпимость к критике, у некоторых детей наблюдается также ярко выраженное чувство собственного превосходства над окружающими. Интересным также явилось то, что в среде учащихся   3 "Г" класса наиболее часто встречаются дети с явным проявлением несдержанности и вспыльчивости в своем поведении.

Сравнение полученных данных среди педагога и учащихся испытуемого класса, а также анализ полученных результатов дает возможность говорить о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась - уровень сформированности личностных качеств ребенка младшего школьного возраста обусловлен личностными особенностями педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. На развитие этих качеств личности ориентировано современное образование, которое в настоящее время переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

В ходе курсовой работы были  решены такие задачи как: охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы, изучить особенности  личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика, исследовать то, как личность педагога  и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.

Мы пришли к выводу, что приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире и т.д

В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми.[30; с.167]

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка.

С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности.

Информация о работе Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика