Русское письмо и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас сложно представить себе письмо без алфавита. Практически в каждом языке существует упорядоченная последовательность всех букв, которая и получила название алфавит. Как и в какой период истории люди пришли к пониманию необходимости создания этой последовательности, как проходило изобретение и совершенствование алфавита? Ученые нашли ответ и на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Происхождение письма
5
Как были изобретены буквы и алфавит
13
3. Типы письма
17
Заключение
20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контроль русский.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)
  • логографический (словесный, шире - словесно-морфемный),
  • слоговой (силлабический, силлабографический)
  • буквенно-звуковой (алфавитный, или фонематический, или фонемографический; в некоторых системах графики используются разные знаки для аллофонов одной фонемы).

       Логограммы  в какой-то степени ориентированы на слова (и на морфемы) как единицы, обладающие и значением, и звучанием. Логограмма оказывается, таким образом, графическим знаком для языкового знака. Силлабограммы фиксируют определённую последовательность звуков (слог того или иного типа). Фонемограммы имеют своими денотатами отдельные фонемы (или же их аллофоны). Таким образом, силлабограмма и фонемограмма соотносятся не с языковыми знаками, а со звуковыми единицами в строении звуковых оболочек (экспонентов) языковых знаков [4, с.120].

Можно назвать, далее, идеограммы, представляющие знаки для неких идей, понятий, для слов, но в принципе в отвлечении от звуковой стороны слова. Идеографические системы удобны для использования в коммуникации между носителями разных языков и разных, сильно отличающихся друг от друга диалектов одного языка, но они непригодны для фиксации звучащей речи на языках, обладающих развитыми возможностями словоизменения. Так, китайское письмо, являющееся логографическим, всё же ближе по своей сущности к идеографическому типу. Оно оказалось очень устойчивым, сохранившись на протяжении почти трёх тысячелетий в основных своих чертах, так как хорошо отвечает изолирующему строю китайского слова. Разграничение логографического, силлабического и фонематического типов письма весьма условно, так как в графической системе одного и того же языка могут использоваться разные принципы. В японском письме логограммы (исторически восходящие к китайским иероглифам или построенные по их принципу) предназначены для фиксации простых слов и корней, а слоговые знаки (силлабограммы) используются для передачи грамматических аффиксов. Корейское письмо располагает знаками для фонем, но сочетает их в своего рода силлабограмму.

       Многие  современные графические системы  являются преимущественно фонематическими. Но наряду с ними продолжают существовать системы преимущественно силлабические  и преимущественно логографические. Логографические системы (типа китайского) насчитывают в своём инвентаре  многие тысячи или десятки тысяч  знаков. Большое число графем затрудняет их запоминание и усложняет процесс  обучения языку, но текст в логографической  записи занимает меньше места. Силлабические  системы (типа кипрского письма 6-4 вв. до н.э.) имеют имеют порядка нескольких сотен или десятков сотен графем, в силу чего их усвоение оказывается  более лёгким. Фонематические системы  обходятся несколькими десятками  знаков. Их усвоение не представляет большой  сложности, но тексты, записанные посредством  фонематической графики, занимают довольно много места.

       Но  логографические, силлабические и  фонематические системы были созданы  челевеческим гением относительно недавно, около 6000 лет тому назад. Изображать людей и животных в своих рисунках на камне, на стенах пещер наши предки начали десятки тысяч лет назад. Но эти рисунки не сводились в  систему письма.

       Становление же письма в собственном смысле слова  опиралось на длительные поиски оптимальных  средств для сохранения информации. Письму предшествовали так называемые протописьменности.   На начальном этапе они не представляли собой устойчивых систем с регулярно воспроизводимыми знаками. Так, для передачи сообщений привлекались как мнемонические знаки зарубки на деревьях, особым образом положенные на пути следования ветки или камни, узлы.

       Могли использоваться рисунки или серии  рисунков, повествующих о каких-либо событиях (например, об успешной охоте  или же походе царя Верхнего Египта на Нижний Египет). Но такие знаки, передавая  смысловую информацию о чём-либо, не соотносились с звучащей речью, её значащими единицами. Очередным шагом явилось создание стабильных систем мнемонических знаков. Возникает пиктография, используемая для передачи сообщений посредством рисунков отдельных предметов. Когда такие рисунки, пиктограммы (более или менее похожие на изображаемые предметы, являющиеся их иконическими знаками) начинают (на Ближнем Востоке с 8 тыс. до н.э.) регулярно воспроизводиться в одних и тех же функциях или близких функциях, можно говорить о становлении идеографических систем. Идеограммы могут соотноситься со знаменательными словами, хотя и в отвлечении от их грамматической формы. Знак для предмета "нога" по ассоциации может выражать понятие 'идти'. Идеограмма становится теперь логограммой, т. е. знаком не для понятия вообще, а для слова или ассоциативного ряда слов. На следующей ступени такой знак, во-первых, всё больше схематизируется, т.е. утрачивает свойство иконичности и приобретает свойство символичности, а во-вторых, приобретает способность выражать не только данное слово, но и другое слово, одинаково с ним звучащее, а также служебное слово или грамматическую морфему, а подчас просто одинаково звучащий слог. Формируется словесно-морфемный и словесно-слоговой типы письма. Вот этот переход от протописьменности к собственно письму и наблюдается в многочисленных древнейших рисунках в Египте, Шумере, Эламе, в протоиндских рисунках 4-3 тыс. до н.э., в рисуночном письме ацтеков, в письме майя [1, с.12].

       Многие  из древних письмён ещё не дешифрованы. Это относится и к надписям письмом ронго-ронго (язык рапануи) на острове Пасхи. 

 

       

Заключение 

       Письмо  имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от использования примитивных до применения самых совершенных графических  форм общения, став одним из важнейших  способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.

       На  протяжении веков менялись не только типы письма, но и внешний облик  графических знаков в зависимости  от совершенствования орудий письма. Происхождение письма нельзя смешивать  с происхождением конкретных языков: происхождение языка и языков значительно древнее, чем происхождение  письма и письменностей. О происхождении  языка мы строим только более или  менее вероятные гипотезы, происхождение  же письма и письменностей всегда исторически конкретно и датировано эпохой, веком, даже годом и днем, потому что письмо – это зримая, ощутимая форма языка, и оно запечатлено  на предметах материальной культуры, сохранившейся до наших дней.

       Важно то, что в совершенствовании систем письма отразился восходящий путь развития человеческого общества в целом. Передача на письме звуковой стороны  языка при помощи небольшого количества графем – выдающееся достижение человечества.

       В своей работе я рассмотрела основные этапы развития письменности, которые  в большей или меньшей степени  присущи различным языкам мира. Письмо восходит к тем временам, когда  человек учился передавать свои мысли  и чувства при помощи зримых знаков, понятных не только ему самому, но также  и другим людям, более или менее  осведомленным о той конкретной системе, в которую входят эти  знаки. С течением времени знаки  менялись, потребность в передаче информации не могла быть компенсирована только одними жестами или мимикой, поэтому начал формироваться  новый вид общения – общение  с помощью письменности. 

       Список  литературы 

       
  1. Глинский  Г.В., Петрова О.В. «Введение в языкознание» Нижний Новгород, 2008г.
  2. Истрин В.А. «Возникновение и развитие письма» Москва, 2009г.
  3. Фридрих И. «История письма» Москва, 2009г.
  4. Сусов И.П. «Введение в языкознание» Москва: Восток - Запад, 2006г.
  5. Как были изобретены буквы и алфавит Самара, 2007 г.
 

 

       


Информация о работе Русское письмо и его эволюция