Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях
Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях.
Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего
возраста.
Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста.
Глава 2.Нарушение и развитие сенсорных способностей у детей.
Нарушения общей и мелкой моторики.
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
1.3. Сенсорное воспитание в детском саду
1.4. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях
Глава 2.Нарушение и развитие сенсорных способностей у детей.
1.3. Сенсорное воспитание в детском саду
1.4. Задачи, формы
и методы сенсорного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное
воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный
опыт. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного
развития детей. Ребенок на каждом возрастном
этапе оказывается наиболее чувствительным
к тем или иным воздействиям. В этой связи
каждая возрастная ступень становится
благоприятной для дальнейшего нервно-психического
развития и всестороннего воспитания
дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее
значение в его жизни имеет чувственный
опыт. На этапе раннего детства ознакомление
со свойствами предметов играет определяющую
роль.
Глава I. Теоретические
основы воспитания сенсорной
культуры ребенка
раннего возраста
в психологических
и педагогических
исследованиях.
1.1. Содержание воспитания
сенсорной культуры
ребенка в
отечественных и зарубежных
исследованиях.
В психолого-педагогической литературе
конца XIX - начала XX вв. термины развитие
и воспитание "органов чувств", "воспринимающих
органов", "организация ощущений"
были широко распространены, употреблялись
как синонимы и соответствовали современному
содержанию понятий "сенсорное развитие
и воспитание", "развитие и воспитание
сенсорных способностей". Профессор
Н. М. Щелованов называл ранний возраст
«золотой порой» сенсорного воспитания.
Отечественная психология выдвинула учение
о роли предметной деятельности в формировании
восприятия как целостного образа предмета
вследствие практического вычленения
субъектом предмета в предметно-опосредованной
деятельности. Факт развития сенсорики
не только в процессе пассивного созерцания
индивидом окружающей действительности,
но и в процессе активной практической
деятельности субъекта доказан в исследованиях
Л.А. Венгер.
Именно деятельность, подчеркивал
Л.А. Венгер, определяет характер практических
и познавательных задач, предъявляющих
определенные требования к ориентирующим
их перцептивным действиям и тем самым
направляющих их формирование. В работах
Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка
рассматривается как педагогическое руководство,
направленное на совершенствование и
развитие сенсорных процессов: ощущений,
восприятия, представлений. Важнейшим
элементом его усложнения является организованное
педагогом обучение детей обобщенным
и систематизированным знаниям о воспринимаемых
и качествах предметов.
По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из:
ознакомления детей с сенсорными эталонами
и выработки у них перцептивных операций
по применению усвоенных эталонов для
обследования предметов и явлений, выделения
"и характеристики их свойств.
Понятие "сенсорные
эталоны" было введено А.В. Запорожцем.
Основным методом формирования представлений
об эталонах разные отечественны ученые
считают обследование детьми разновидностей
свойств предметов. Л.А. Венгер вычленил
и исследовал два пути усвоения систем
сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный.
Перцептивный путь должен лечь в основу
разработки способов сенсорного воспитания
преддошкольника.
Усвоение ребенком системы сенсорных
эталонов выступает в качестве основного
средства осуществления перцептивных
действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые
качества предметов с соответствующими
элементами этих систем, ребенок точнее
и глубже познает различные свойства конкретных
предметов, его восприятие приобретает
целенаправленность и организованность.
Психологи отмечают, что хотя анализаторы
функционируют сразу после рождения, сенсорный
процесс лишь постепенно становится восприятием,
а не является им изначально.
Первая половина первого
года жизни проходит при опережающем формировании
сенсорных систем, которые должны достигнуть
известного уровня развития до того, как
они включатся в единый сенсомоторный
акт.
По мнению Б.Г. Ананьева, первоначально
восприятие - это не
расчлененная субъективная форма предмета
как такового, а отражение границ между
сплошной пространственной массой и отдельным
предметом,
выделившимся из него посредством движения.
"Не только отдельные раздражители,
но весь окружающий мир действует как
целое, из которого
вычленяются благодаря движению самих
вещей их пространственные качества и
отношения». Лишь к концу первого года
жизни у ребенка, считает Б.Г. Ананьев,
можно наблюдать дифференциацию восприятия
на две формы: восприятие ситуации и пространственных
отношений и восприятие предмета как структурного
единства. В формировании этой дифференциации
все большую роль играют преддействия
и предметные (игровые) действия ребенка
и расширяющаяся зона практического освоения
им пространства. Позднее, на 2-3-м году
жизни дети овладевают предметной деятельностью,
включающей соотносящие и орудийные действия,
которые предполагают практическое соотнесение
предметов с учетом их свойств. В этом
возрасте ребенок применяет предметные
предэталоны в качестве "меры" свойств
других предметов.
Д.Б. Эльконин, обобщая
исследования, подчеркивал, что в первые
годы жизни ребенка "существенно меняется
зависимость между развитием (рецепторной)
познавательной и моторной сферы. Если
первые движения ребенка формируются
на основе более или менее сложившейся
деятельности высших анализаторов - зрения
и слуха, то с образованием предметных
действий последние приобретают решающее
значение в развитии самой рецепторики,
познавательной сферы".
Таким образом, экспериментальные данные
свидетельствуют о наличии у детей уже
на раннем этапе их жизни сенсорных процессов,
дающих возможность различать и идентифицировать
объекты различным параметрам.
В современной
зарубежной психологии большое количество
экспериментальных работ, посвящены развитию
отдельных сторон восприятия, делаются
попытки построения теоретических концепций
перцептивного развития. Выдающиеся зарубежные
ученые в области дошкольной педагогики
Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо
считали, что сенсорное воспитание, направленное
на обеспечение полноценного сенсорного
развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.Ими были
разработаны системы воспитания сенсорной
культуры, дидактические игры и упражнения
по ознакомлению детей со свойствами и
признаками предметов.
Подчеркивая важность первоначального
умственного развития и воспитания, Фребель
настаивал на необходимости правильного
и прочного формирования у ребенка первых
представлений, знаний, привычек, стремлений
к познанию окружающего мира через непосредственное
созерцание предметов.Вся педагогическая
система Фребеля пронизана религиозной
направленностью. Догматизм в манипулировании
с дарами и в проведении игр (определенные
движения, сентиментальные песенки, полные
дидактизма, строгая последовательность
движений) вызывали справедливую критику
со стороны прогрессивных педагогов.
Для образовательно-воспитательных занятий
с детьми Фребель придумал шесть «даров».
Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков
синего, красного, желтого, фиолетового,
оранжевого и зеленого цветов, которые
следует подвесить над постелью ребенка
двух - трех месяцев, чтобы с их помощью
он выучился различать цвета, воспринимать
различные направления движений.
Второй дар - деревянный шар, цилиндр и
куб - предназначался для детей трех - четырех
лет. Играя этими предметами, ребенок,
по замыслу Фребеля, будет знакомиться
с основными формами тел, с их весом, твердостью,
подвижностью.
Третий, Четвертый, Пятый и Шестой дар
применялись для развития творческих
способностей детей старшего дошкольного
возраста. Несмотря на то, что теория детской
игры, как и вся педагогическая система
Фребеля, строится на религиозно-мистической
основе, именно он наиболее обстоятельно
вскрыл ее воспитательное значение, показал,
что посредством игры ребенок развивается
не только физически, вводится в жизнь
и развивает свои органы чувств. Педагогические
идеи Фребеля получили широкое распространение
и завоевали признание во всем мире.
В отличие от Ф. Фребеля М. Монтессори подробно
описывает методику развития тактильного
чувства, чувства зрения, звука и других.
Развивать у детей чувство осязания - значит
учить их «видеть руками».
Для развития чувства зрения Монтессори
предлагала сравнивать и различать предметы
разной формы - бруски, кубики, цилиндры,
палочки. Но не только в этом состояло
использование зрительного рецептора.
Обстоятельно разработала Монтессори
и упражнения в распознавании звуков.
«Размер, форма, шероховатость, вес, температура,
вкус, звук, цвет – все это надо различать
и этому надо научить ребенка». Следовательно,
по мнению М.Монтессори для того чтобы
научить ребенка мыслить, необходимо научить
правильно сравнивать и группировать,
т.е. правильно различать. В свою очередь,
умение правильно различать приобретается
детьми только через сенсорную гимнастику,
т.е. через систему упражнений по развитию
органов чувств.
1.2. Особенности воспитания
сенсорной культуры
детей раннего
возраста
Ранний возраст – период интенсивного
освоения ребенком разных видов деятельности
и развития личности. Этот возраст характеризуется,
как период активного экспериментирования
ребенка с предметным миром. Все, что окружает
малыша – вещи, принадлежащие взрослым,
игрушки, животные, растения, вода, песок
и многое другое – вызывает у него интерес.
Он любит исследовать новые предметы,
экспериментировать с разнообразными
веществами и материалами: водой, песком,
снегом, глиной, красками. Взрослые часто
сомневаются в том, что маленькие дети
при этом могут всерьез научиться «важным»
вещам. Однако это не так. В процессе такого
исследования развивается любознательность
малыша, расширяются его представления
об окружающем мире, ребенок приобретает
богатый чувственный опыт, получает мощный
импульс для развития интеллекта.
правильно, а в том, чтобы стимулировать
интерес малыша к предметам, побуждать
к самостоятельному исследованию, поддерживать
его любознательность.
Здесь-то и приходит на помощь сенсорное
воспитание - последовательное
планомерное ознакомление
ребенка с сенсорной
культурой человечества.
На первом
году жизни основная задача состоит
в предоставлении ребенку достаточного
богатства и разнообразия внешних впечатлений,
развитии внимания к свойствам предметов.
Когда у малыша начинают формироваться
хватательные движения, к этой задаче
присоединяется еще одна - необходимо
помочь ребенку приспособить хватательные
движения к форме предмета, его величине
и положению в пространстве. Постепенно,
такое приспособление приведет к тому,
что эти свойства начнут приобретать для
малыша определенное значение («маленькое»
- это то, что можно схватить одной рукой,
«большое» - двумя руками, «круглое» - то,
что охватывается всей ладошкой, «квадратное»
- то, что берется пальцами, обхватывающими
предмет с двух сторон, и т.п.).
Сенсорное воспитание
в этот период - основной вид воспитания
вообще. Обеспечивая приток все новых
впечатлений, оно становится необходимым
не только для развития деятельности органов
чувств, но и для нормального общего физического
и психического развития ребенка. Известно,
что в условиях ограниченности притока
впечатлений младенцы испытывают «сенсорный
голод», ведущий к значительным задержкам
общего развития.
На втором-третьем
году жизни задачи в содержании сенсорного
воспитания существенно усложняются.
Хотя ребенок раннего возраста еще не
готов к усвоению сенсорных эталонов,
у него начинают накапливаться представления
о цвете, форме, величине и других свойствах
предметов.
Важно, чтобы эти представления были достаточно
разнообразными. А это значит, что ребенка
следует знакомить со всеми основными
разновидностями свойств - шестью цветами
спектра (голубой цвет следует исключить,
так как дети плохо отличают его от синего),
белым и черным цветом, с такими формами,
как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
В практике дошкольного воспитания еще
встречается устаревшая тенденция знакомить
детей раннего возраста с двумя-тремя
цветами и формами и требовать запоминания
и правильного употребления детьми их
названий.
Современные исследования говорят о том,
что такое обучение мало способствует
сенсорному воспитанию ребенка, резко
ограничивая круг получаемых им представлений
о свойствах предметов. Более того, заучивание
отдельных разновидностей свойств ведет
к тому, что дети перестают обращать внимание
на другие их разновидности. В результате
возникают своеобразные ошибки восприятия:
если ребенок знает, например, желтый цвет,
но не знает оранжевого, то он ошибочно
воспринимает оранжевый как желтый.
Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует добиваться
запоминания и употребления их названий.
Главное, чтобы ребенок умел учитывать
свойства предметов во время действий
с ними. И не беда, если треугольник он
будет при этом называть «угольником»
или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми,
употребляет названия форм и цветов, но
не требует этого от воспитанников. Достаточно,
чтобы дети научились правильно понимать
слова: «форма», «цвет», «такой же».
Исключение здесь составляет ознакомление
с величиной предметов. Величина не имеет
«абсолютного» значения. Она воспринимается
только в сравнении с другой величиной.
Предмет оценивается как большой по сравнению
с другим предметом, который в этом случае
является маленьким. И это отношение может
быть зафиксировано только в словесной
форме.
Чтобы привлечь внимание
ребенка раннего возраста к свойствам
предметов, выработать устойчивые представления
об этих свойствах, целесообразно организовать
такие действия с предметами, при которых
для получения нужного результата требуется
сопоставить предметы по форме, величине,
установить их совпадение или несовпадение.
Такое сопоставление вначале дети не могут
выполнить зрительно. Поэтому им предлагают
накладывать предметы друг на друга, чтобы
сравнить по форме и величине, прикладывать
их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.
От внешних приемов сопоставления дети
постепенно переходят к сопоставлению
на глаз. Это дает им возможность устанавливать
тождество и различие по внешним свойствам
и между такими предметами, которые нельзя
наложить друг на друга или приложить
вплотную (например, между объемными предметами).
К трехлетнему возрасту завершается подготовительный
этап сенсорного воспитания ребенка, и
далее начинается организация систематического
усвоения им сенсорной культуры.
Говоря о сенсорном воспитании в раннем
детстве можно отметить, что развитие
органов чувств у детей раннего возраста
идет очень интенсивно. Главной составляющей
полноценного развития детей в раннем
возрасте является сенсорное развитие.
В связи с этим можно выделить основные
задачи в сенсорном воспитании детей раннего
возраста:
1.На первом году жизни это обогащение
ребенка впечатлениями. Следует создать
для малыша условия, чтобы он мог следить
за движущимися яркими игрушками, хватать
предметы разной формы и величины.
2.На втором-третьем году жизни дети должны
научиться выделять цвет, форму и величину
как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя
предметами по величине.
Особо важным является вопрос о связи
сенсорного воспитания, осуществляемого
при помощи предлагаемой системы, с сенсорным
воспитанием, проводимым при обучении
продуктивным видам деятельности (рисование,
лепка и др.). Продуктивные виды деятельности
начинают складываться на третьем году
жизни ребенка, но обучение в этом возрасте
еще не занимает значительного места.
Поэтому для детей раннего возраста еще
нет смысла разграничивать продуктивную
деятельность и дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию.
Сенсорное воспитание,
направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный
опыт. Актуальность любых вопросов, связанных
с сенсорным воспитанием детей обусловлена
тем, что дошкольный возраст является
сенситивным периодом для развития способностей.
Потери, допущенные в этот период, невосполнимы
в полной мере в последующей жизни. К сенсорным
способностям обычно относят способности,
проявляющиеся в области восприятия предметов
и их свойств. Они составляют как бы фундамент
умственного развития ребенка, как известно,
восприятие – первая ступень познания
мира, на основе его строятся память, мышление,
воображение. Играя столь важную роль
в умственном воспитании, развитие сенсорных
процессов имеет вместе с тем существенное
значение для совершенствования практической
деятельности ребенка.
Поиск методов и приемов
взаимодействия с детьми по организации
их чувственного опыта, речевому развитию,
по созданию необходимой предметно-развивающей
среды – ведущие направления работы педагога
и взрослых по формированию сенсорной
культуры детей раннего возраста.
Значение сенсорного
воспитания детей раннего
возраста состоит в
том, что оно:
-является основой для интеллектуального
развития;
- упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при ваимодействии
с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми
способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса
ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой,
моторной, образной и др. видов памяти.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием
стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются
представления о цвете, форме, величине.
Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Это значит, что ребенка надо знакомить
со всеми разновидностями свойств – всеми
цветами спектра, с геометрическими формами
- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник,
шар, куб, кирпич. Развивать познавательные
умения и речевые - определять цвет, размер,
форму предметов путем зрительного, осязательного
и двигательного обследования, сравнения.
Понимать и использовать в речи слова-
названия величин и форм. Большое значение
в сенсорном воспитании имеет формирование
у детей представлений о сенсорных эталонах
- общепринятых образцах внешних свойств
предметов.
Одновременно с формированием эталонов
необходимо учить детей способам обследование
предметов: их группировке по цвету, форме
вокруг образцов-эталонов, выполнению
все более сложных действий. В качестве
особой задачи выступает необходимость
развивать у детей аналитическое восприятие-умение
разбираться в сочетании цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные величины.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный
и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Речь идет о воспитании
сенсорной культуры детей в области восприятия
формы, величины и цвета. Ознакомление
с этими свойствами составляет основное
содержание сенсорного воспитания детей
раннего возраста. И это естественно, так
как именно форма, величина и цвет имеют
определяющее значение для формирования
зрительных представлений о предметах
и явлениях действительности. Правильное
восприятие формы, величины, цвета необходимо
для успешного усвоения многих учебных
предметов в школе, от него зависит и формирование
способностей ко многим видам творческой
деятельности .
1.3. Игра, как основной
метод воспитания сенсорной
культуры детей
раннего возраста.
В дошкольной педагогике имеется много
методов и приемов воспитательного воздействия
взрослого на ребенка, выбор которых зависит
от конкретной ситуации. Могучим средством
воспитания детей раннего возраста является
игра. Недаром этот возраст называют возрастом
игры.
Игровая форма обучения
— ведущая на ступени
раннего детства.
Ценность раннего обучающего воздействия
давно подмечена народом; им созданы детские
песенки, потешки, игрушки и игры, которые
забавляют и учат маленького ребенка.
Народ создал чудесные произведения —
потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в
игре словом учились тонкостям родного
языка. Разумной конструкции двигательные
пособия и игрушки - стол-барьер, тележка
— помогают ребенку крепко стать на ноги,
уверенней делать первые шаги.
Богатые возможности для сенсорного воспитания
и совершенствования ловкости рук таят
в себе народные игрушки: башенки, матрешки,
неваляшки, разборные шары, яйца и многие
другие. Детей привлекают красочность
этих игрушек, забавность действий с ними.
Играя, ребенок раннего возраста приобретает
умение действовать на основе различения
формы, величины,
цвета предметов, овладевает разнообразными
новыми движениями, действиями. И все это
своеобразное обучение элементарным знаниям
и умениям осуществляется в формах увлекательных,
доступных малышу.
Народная мудрость создала дидактическую
игру, которая является
для ребенка раннего
возраста наиболее подходящей
формой обучения. Игра является средством
развития активности детей. Игровая активность
детей проходит несколько возрастных
этапов.
На первом
году жизни игра- это манипулирование,
когда ребенок игрушкой, попавшей ему
в руки, производит тысячи простых действий,
манипуляций. Он может бесконечно стучать,
колотить ею, много раз бросать на пол
и т.д. Поэтому ребенку этого возраста
надо давать достаточно прочные игрушки,
могущие выдержать эту довольно бурную
активность.
На втором
году жизни у детей начинают проявляться
в игре деконструктивные тенденции, когда
они расчленяют игрушку, разбирают ее
и нередко ломают, портят. Этим детям надо
давать соответствующие игрушки, которые
они могли бы разобрать, не портя их. Классическими
игрушками такого рода являются цветные
пирамидки, матрешки, разборные шарики,
яйца.
Вместе с деконструктивными играми скоро
начинают развиваться игры конструктивные,
строительные, когда ребенок, например,
учится не только разбирать игрушку (пирамидку,
матрешку), но и снова собирать, а затем
и создать из ее элементов новую конструкцию,
новую комбинацию. Игра становится источником
творчества. Игрушками, дающими такие
возможности, являются кубики, различные
простые, а затем все более усложняющиеся
конструкторы.
На третьем
году жизни у детей начинают преобладать
так называемые ролевые игры, главной
игрушкой в которых будет кукла. Игры становятся
отображением жизни и при надлежащем руководстве
могучим средством познания жизни, средством
воспитания и всестороннего развития
ребенка.
Можно выделить основные функции
дидактической игры:
-дидактическая игра представляет собой
многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста,
и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка;
-в системе дидактических игр дети раннего
возраста овладевают основным умениями
и навыками различных видов продуктивной
деятельности в игре и учении: рисование,
лепка, конструирование.
-дидактические игры, проводимые вне занятия,
систематически обучают, закрепляют знания
в игровой форме. Они позволяют развивать
его восприятие, чувственность и тактильные
ощущения.
Основная особенность
дидактических игр -
обучающая. Соединение в дидактических
играх обучающей задачи, наличие готового
содержания и правил, дает возможность
воспитателю более планомерно использовать
эти игры для эстетического воспитания
детей. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения детей, но не открыто,
а реализуются через игровую задачу. Знакомство
с формами, величинами, пространственными
представлениями, звуками.
Специально организованные
дидактические игры - хорошее дополнение
к обучению на занятиях по ознакомлению
с обобщенными представлениями, общественно
установленными сенсорными эталонами:
геометрическими фигурами, цветами. Много
общего с рассматриваемыми упражнениями
имеется в играх с дидактическими игрушками,
сборно-разборными игрушками и вкладышами:
матрешки, башенки, шары, кубики.
Рассматривая методику организации дидактических
игр можно отметить, что организация дидактических
игр осуществляется педагогом в трех направлениях:
- подготовка к проведению дидактической
игры;
- применение дидактической игры;
- анализ дидактической игры.
При проведение дидактической игры с детьми
раннего возраста воспитатель объясняет
правила по ходу игры, показывая ее на
примере. Подводя итог игры, воспитатель,
как правило, отмечает только положительное
поведение детей во время проведения дидактической
игры. Одним из важных условий сенсорного
воспитания детей раннего возраста является
осуществление его в процессе содержательной
деятельности детей. Именно в условиях
содержательной, результативной деятельности
складывается возможность сделать особенности,
отношения, свойства предметом внимания
детей, предметом освоения. Нужно также
отметить, что у детей раннего возраста
в процессе игровой деятельности наблюдаются
такие особенности, как стремление самоутвердится
«я - сам», и неустойчивое внимание.
.Дидактическая игра
как игровой метод обучения рассматривается
в двух видах: игры – занятия и дидактические
или автодидактические игры.
В первом случае ведущая
роль принадлежит воспитателю, который
для повышения у детей интереса к занятию
использует разнообразные игровые приемы,
создает игровую ситуацию, вносит элементы
соревнования и др. Использование разнообразных
компонентов игровой деятельности сочетается
с вопросами, указаниями, объяснениями,
показом.Обязательными структурными элементами
дидактической игры являются: обучающая
и воспитывающая задача,
игровые действия и
правила.
Дидактическая игра содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель
одновременно является и учителем, и участником
игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Все дидактические
игры можно разделить
на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным
материалом);
-настольно-печатные;
- словесные игры.
Методические приемы приносят результат
в тех случаях, если воспитатель применяет
их системно, учитывает общие тенденции
психического развития детей, закономерности
формируемой деятельности, если педагог
хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
С помощью игр – занятий воспитатель не
только передает определенные знания,
формирует представления, но и учит детей
играть.
Игра - это особый вид деятельности
ребенка, она всегда носит творческий
характер. Малыша привлекает в дидактической
игре не обучающий характер, а возможность
проявить активность, выполнить игровое
действие, добиться результата, выиграть.
Возможность обучать маленьких детей
посредством активной, интересной для
них деятельности - отличительная особенность
дидактических игр. Дидактические игры,
проводимые вне занятия и являющиеся составной
частью занятия, обучают и закрепляют
знания в игровой форме. Дидактические
игры и упражнения для малышей проводятся
последовательно, систематично.
Вывод
по I главе
Современные педагогические исследования,
посвященные сенсорному воспитанию дошкольников
в различных видах деятельности, сыграли
существенную роль в разработке проблем,
формирования сенсорной культуры ребенка
раннего возраста. В связи с вышесказанным,
центральной задачей первой главы является
теоретический обзор психолого-педагогической
литературы, посвященной интересующей
нас проблеме, на основе которого мы предполагаем,
осуществить собственные исследования
в области поиска и практического использования
наиболее оптимальных педагогических
и психологических условий и факторов
для воспитания сенсорной культуры детей
раннего возраста. Актуальность сенсорного
воспитания детей раннего возраста прослеживается
и в решении вопросов личностного развития
детей в процессе организации его чувственного
опыта.
Педагогическая задача
сенсорного воспитания состоит в образовании
у ребенка такого чувственного опыта,
который раскроет перед ним окружающий
мир в доступных детскому восприятию проявлениях.
Педагогика стремится усовершенствовать
сенсорные процессы, начиная с раннего
детства для того, чтобы ребенок воспринимал
окружающее полно, разнообразно, разносторонне.
Именно в этих целях выделяются задачи
сенсорного воспитания из общепедагогических
задач. Решение их обеспечивает полноценное
формирование речевой, двигательной, изобразительной
деятельности, имеющих сенсорную основу
и на ней развивающихся. Таким образом,
становлению сенсорной культуры в раннем
детстве способствует сенсорное воспитание,
которое решает важные задачи общего развития
ребенка.
Глава 2.Нарушение и развитие сенсорных способностей у детей.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внеутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Ученые, (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина), которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Рассмотрим, что такое речь и как она связана с мелкой моторикой руки.
Речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
В книге М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить» описан следующий эксперимент. Л.В. Фомина в доме ребёнка взяла три группы детей в возрасте от 10 месяцев до года 3 месяцев, все не говорящие. В 1 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи 2,5 минут. Во 2 группе – занятия по развитию речи и развитие общей моторики. Детям давалась возможность 20 минут свободно передвигаться по полу, а не в манеже, как обычно. В 3 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи и 20 минутные тренировки пальцев рук в играх. На занятиях по развитию речи у детей пытались вызвать простые звукоподражания.
Результаты эксперимента:
В 1 группе голосовые реакции появились на 20 день, но они были слабы и стереотипны. Во 2 группе – голосовые реакции появились на 6 день, а после 15 дня 10% детей смогли точно воспроизвести звуки. В 3 группе результаты оказались неожиданными. Голосовые реакции отмечались уже на 3 день, с 7 дня 41% детей, а с 15 дня – 67.3% детей имели правильное звукоподражание.
Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений рук, удалось получить раньше, и оно оказалось более совершенным. Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Проверка на
большом количестве детей показывает,
что это не случайность, а закономерность.
1.2.Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо"
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук , расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Лепка из пластилина геометрических фигур. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
"Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Информация о работе Саенсорное воспитание детей раннего возраста