Самовоспитание как процесс и результат воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.
- Самовоспитание
- Правила способствующие самовоспитанию
- Интеллектуальное самовоспитание
- Этическое самовоспитание
- Физическое самовоспитание
- Психологическое самовоспитание.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

        5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

III.  Это нужно тебе самому!

        1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

        2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

        3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

        4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

        5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

IV.  Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат.  Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом  обижают малыша, издеваются над  товарищем, нагло лгут в глаза  честным людям.

5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

V.  Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не  теряться, не трусить, не выходить  из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые  трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек  не тот, кто много знает, а кто  знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои  возможности и способности. Исходя  из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований,  необоснованных претензий, крушения  жизненных планов.

3. Определить свое призвание,  безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое  внимание к себе со стороны  окружающих; скромность и достоинство  - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

       Началом  профессионального самовоспитания  служат самопознания и самоопределение,  осуществляемые с помощью самосознания  и самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять ( реконструировать) у себя те или иные качества.

Пути самопознания:

1. Судите о себе по делам.  Успех в работе - это показатель  ваших достоинств, неудачи - характеризуют  ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими,  но не с теми, кто хуже, а  с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в  свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4.Сравнивайте свое мнение с  мнением о вас со стороны.  Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков  - ваш друг.     

 

Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент  интеллектуального самовоспитания – учеба. Результат тем более  важен, чем старше человек, так как  именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных  принципов, повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем литература, не найти. По роду своей  специальности мне все более  приходится сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это придаёт излишнюю абстрактность  мышлению, заменяет живую устную речь профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению с людьми, – техническая  терминология не поможет, а образности в речи уже как не бывало. Поэтому  я стараюсь, как можно больше читать литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно  оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания -не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свои знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своей речи. Основной интеллектуальной деятельностью является общение, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки.

 

 

Этическое самовоспитание.

Отдельной и очень важной графой в работе стоит вопрос этики. Работая  над собой сталкиваешься с проблемами этики, в общем, и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого человека (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, молодой человек постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит, прежде всего, в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего надо воспитывать уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требовать этого от других.

 

 

 

Физическое самовоспитание.

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется  слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности человека (не занятого физическим трудом) очень  мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и  недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё  в период учебы не заняться спортом, результаты будут сказываться в  течение очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической  компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков  концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также  поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни человека: это, прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на других людях. Для них ты всегда здоров, весел и готов помочь.

 

Психологическое самовоспитание.

Я посчитала необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения, поскольку внимания ему в подготовке уделяется до обидного мало. Молодой человек выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояние коллег, правильно общаться с ними. Психологический аспект достаточно сильно выражен в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм обязательно передастся окружающим. Поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого, можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти вещества, так или иначе, должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также применение какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например тайцзицюань,

Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.

Можно выделить следующие параметры  самовоспитания:

-направленность, т.е. мотивы работы  над собой.

-содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

-устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и  вспомогательные).

В настоящее время в науке  накоплен достаточный фактический  материал, позволяющий проникнуть в  суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие  особенности: человек выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными  критериями, готовит себя к жизни  в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Итак, самовоспитание  – педагогически управляемый  процесс. Психологическая и практическая  подготовка к работе над собой  составляет одну из важнейших  задач воспитания.

       Цель самовоспитания  исходит из мотивов, побуждающих  к работе над собой и желаний,  стремлений человека. Без цели  не может быть начато ни  одно дело, в том числе и  самовоспитание. Но надо иметь,  конечно, достаточно здорового  смысла, чтобы ставить себе задачи  по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести  к обратному эффекту, к неуверенности  в своих силах.

       Каждый из нас  может составить список черт, которые следовало бы усилить,  и список черт, которые следовало  бы ослабить или искоренить. Искоренение  недостатков, как и выработка  елаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

На сегодняшний день, можно сказать, что мы все оказались в кризисной  ситуации- многие традиционные нормы  и способы поведения просто «рухнули». Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни. Происходит резкая переоценка ценностей. Нам приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают  значительное, не всегда позитивное, влияние  на личность человека.

       На мой взгляд, надо включить самовоспитание  в целостный процесс формирования  личности. Высший этап перехода  воспитания в самовоспитание  начинается тогда, когда хочешь  и умеешь работать над собой,  когда оформились мотивы, цели  и методы самовоспитания. Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
  2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
  3. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
  5. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2009.
  6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.
  7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2008. – 336 с.
  8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
  9. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.

Информация о работе Самовоспитание как процесс и результат воспитания