Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
Цель исследования: разработка программы по самовоспитанию для старших подростков.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме самовоспитания и определить роль педагога в процессе самовоспитания подростка;
2. проанализировать специфику подросткового возраста и факторов, влияющих на развитие;
3. провести занятия и тренинг из программы на базе клуба «Подросток».
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самовоспитания подростков. 5
1.1. Факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 11
Глава 2. Педагогическое руководство процессом самовоспитания старших подростков в условиях клуба 14
2.1 Диагностика уровня самовоспитания старших подростков 14
2.2. Педагогические рекомендации по руководству процессом самовоспитания в условиях клуба. 20
Заключение 22
Литература 24
В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений, определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.
Один из наиболее трудных моментов в активизации самовоспитания - обеспечение его систематичности, т. к. подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой.
В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного развития подростков, только тогда, когда в гимназии проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом педагогами и психологами, которые не на словах, на деле воспитывают как других, так и самих себя.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Примерно к 11 годам у детей проявляются новые возрастные потребности в формировании целостной идентичности образа своего “Я”, самостоятельности и независимости. Социальная ситуация психического и личностного развития включает различные переживания.
С одной стороны, в это время интенсивно идет физиологическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела ребенка и т. п.), проходит гармональная перестройка, происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности. Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, они сопоставляют свое развитие с развитием товарищей [9].
В тоже время биологическое созревание способствует изменению в познавательной сфере и развитию самосознания, определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности.
С другой стороны, подростковый возраст – завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации, прежде всего, выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя [12]. Очень часто родители и учителя, существенным образом не признают возрастных потребностей подростков и не меняют своего отношения к ним, то есть относятся к подростку по-прежнему, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития. Подростковый возраст часто называют трудным и кризисным. Это связано с обострением в этот период противоречий. Важнейшими источниками противоречий являются бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый результат. При нормальном развитии подросток должен понять, что он не чья-то копия и что побуждения его или ее исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для подростка оказывается крайне важным развить свою собственную идентичность. Для достижения такой цели подросток должен принимать решения, которые отличались бы от целей родителей, просто для того, чтобы понять: он может порождать собственные идеи. Внутренняя потребность в этом начинает находить выражение у людей в нашем обществе где-то между одиннадцатью и шестнадцатью годами. В своей основе это вполне нормальное и положительное явление, означающее, что ребенок взрослеет, а отнюдь не то, что он или она ненавидит родителей или становится хуже [3].
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими [5]. Д.Б. Эльконин считает, что ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.
Усложняют результат и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности, которая уже не является ведущим видом деятельности в психическом развитии; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других взрослых людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противоречивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к признанию, к позитивному оцениванию его другими людьми. А с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают взрослым.
По мнению Л.С. Выготского, центральным новообразованием подросткового периода является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому) [Цит. 1].
Т.В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:
Важным новообразованием является самостоятельность подростка, стремление быть независимым от взрослых, самому принимать решения по всем вопросам взаимодействия с другими людьми. Доуван и Адельсон определяют поведенческую самостоятельность как то, что подросток может сделать по-своему, и оценивают ее, исходя из анализа тех решений, которые подростки могут принимать в повседневной жизни без апелляции к родительскому авторитету [Цит. 7].
Развитие абстрактно-
Следует не забывать, что самовоспитание по сути своей – добровольное дело. Нельзя требовать от подростков обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую-то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи. Иногда подростки не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.
Исследование в рамках курсовой работы проводилось на базе клуба «Росток» средней школы№2, г.Ошмяны. В исследовании приняли участие 12 учеников, регулярно посещающих клуб и 8 учеников, не посещающих клуб.
На этапе первичной диагностики я провела:
Во время соц.опроса участники высказывали такие мнения, что для активных занятий самовоспитанием нужно быть «сыном/дочкой богатых родителей», что у них нет для этого достаточных способностей или времени т.д. Но, на наш взгляд, некоторые учащиеся преувеличивали свои недостатки и приходили к ложному выводу о своей неспособности ни к чему – присутствовала низкая самооценка. Таким подросткам было объяснено, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.
Затем ребятам было предложено заполнить анкету для выявления уровня их знаний о самовоспитании как процессе, формирующем личность.
Выбор анкетирования в качестве метода исследования был обусловлен тем, что устранение интервьюера формирует у опрашиваемых ощущение большей анонимности и поэтому ведет к более искренним ответам.
Анкета «Что я знаю о самовоспитании» включает наряду с открытыми вопросами методику «незаконченного предложения». После обработки анкет было выявлено, что лишь незначительный процент подростков (37,5% посещающих и 19,4% непосещающих клуб) занимается процессом самовоспитания, но большой процент (43,5% посещающих и 39,7% непосещающих клуб) участников проявили интерес и хотели бы больше узнать о данном процессе. Полученные данные приведены ниже в диаграмме 2.1.1.
Диаграмма 2.1.1.
На вопрос «Что мешает Вам заниматься самовоспитанием?» подростки дали следующие ответы:
Но были участники, которые не могли дать конкретный ответ, т.к. сами не знают причины помехи.
На вопрос о качествах, которые участники исследования хотели бы выработать в себе, были получены следующие ответы:
Эти данные показывают, что все подростки анализируют свой характер, свою деятетельность, поведение, но не все готовы прикладывать определенные усилия, чтобы что-то изменить. Поэтому на протяжении всей работы с учениками мы учили их наблюдать за собой, объективно анализировать свою деятельность и поступки, замечать положительные изменения и поддерживать стремление к самовоспитанию.
В условиях подросткового клуба важным ресурсом является кропотливая работа руководителя по развитию личности гимназистов. После опроса мы провели беседу с руководителем клуба, в ходе которой она отметила, что ребята, как на собраниях, так и дома выполняют задания, направленные на самосовершенствование, которые подбираются ею совместно со школьным психологом на протяжении существования клуба.
«Подростки осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера, – в заключение беседы отметила руководитель. – Радует, действительно то, что популярность клуба среди средних и старших школьников растет, что число членов клуба на протяжении последних 5 лет остается стабильным. Эти дети – надежная опора школьного актива, так как они готовы изменять жизнь и себя в лучшую сторону».
Во время занятий подростки, занимающиеся в клубе, высказывались о том, что им гораздо легче стало планировать свое свободное время, нежели до их прихода в клуб. В свою очередь, участники, не посещающие клуб, говорили о проблеме распределения свободного времени.
С целью инициирования процесса самовоспитания участникам клуба «Росток» было предложено начать вести дневник самовоспитания (см. Приложение №2) и поучаствовать в тренинге «Воспитай себя сам».
В дневнике самовоспитания предлагалось ежедневно вести записи о самозадачах дома, в школе, в клубе, на улице и о трудностях их выполнения в течение недели. А для повышения эффективности данного задания (на протяжении всего формирующего этапа) по окончанию каждого из дней занятий ребята, анализируя свои записи в дневниках, проводили самостоятельную рефлексию (изменились ли цели, поставленные в начале заполнения дневника, каково соотношение успехов и неудач в достижении поставленных задач, насколько ты удовлетворен проведенной работой над собой и т.д.).
Выбор тренингового метода был обусловлен тем, что тренинг является одним и мощных средств используемых для содействия процессу личностного развития, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:
При составлении тренинга я взяла за основу практические разработки Клюевой Н.В., Свистуна М.А. ,Чистякова М.И., а также тренинговые задания с сайта http://psitrening.blogspot.com ([23], [8], [18], [22]).
Подростки с удовольствием принимали участие во всех заданиях, но были и те, которые неохотно шли на сотрудничество. Хотя уже в середине тренинга все участники на одинаковом уровне включились в работу.
Следует отметить, что во время проведения задания «Скульптура», у некоторых участников возникли сложности восприятия своей личности глазами других людей. Подростки высказывали, что соответствия между «скульптурой» и их реальным «я» либо нет вообще, либо совпадает лишь незначительная часть. Также нелегко было подросткам в задании «Изучение саморегуляции», так как в нем требовалось от участников следить за внешними проявлениями своих эмоциональных состояний, что для подростков зачастую дается крайне сложно. В остальных заданиях участники проявляли себя только с положительной стороны, с интересом и ответственностью участвовали как в серьезных, так и игровых заданиях.
На третьем, завершающем этапе участникам исследования было предложено повторно заполнить анкету с целью выявления изменений их взглядов на процесс самовоспитания. После чего нами проводился сравнительный анализ анкет (совместно с участниками исследования), который предоставлен ниже в диаграммах 2.1.2. и 2.1.3.
Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка