Самообразование против формального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 20:03, реферат

Краткое описание

Для успешной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными знаниями и навыками, полученными в период подготовки в системе среднего и высшего профессионального образования, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самостоятельной индивидуальной работы.

Содержание

Введение_________________________________________3
Глава 1. Сущность понятия самообразования ________4-5
1.1 Принципы самообразования____________________5-6
1.2 Функции самообразования_____________________ 6-7
1.3 Уровни самообразования_____________________ 7- 9
1.4 Формы самообразования______________________9-10
1.5 Источники самообразования___________________10-14
Выводы по первой главе
Глава 2. Самообразование против формального обучения_16-17
Выводы по второй главе
Заключение________________________________________19
Библиографический список____________________________2

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по самообразованию.docx

— 130.33 Кб (Скачать файл)

3)Обучение на различных  курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен обладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, необходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особенно на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектировать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имиджа, изучению иностранного языка и т. д.

Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения — одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного роста, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция.

4) Работа.

Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, примерить на себя разные профессиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения становится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

5) Окружающая действительность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться  преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропускать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать рефлексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы вольно или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и преподавателями.

Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подружиться с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми — превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяжении вашей профессиональной деятельности вам придется сталкиваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей.

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсникам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями — важная часть их профессионального становления. Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реализуется множество проектов, к участию в них приглашаются наиболее ответственные и энергичные люди, на которых можно положиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере.

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то преподавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным специалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы можем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С. Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынужденного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

6) Увлечения (хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

 В течении жизни человеку приходится менять поле деятельности. Не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе, любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, - это навык самообразования.

 

Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство». В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Самообразование против формального обучения

 

Преимущества самообразования.

Самообразование часто становится достойной альтернативой официальному, формальному обучению, будь то курсы повышения квалификации или даже второе высшее образование. В чем же его преимущества?

1)Возможность получить  более актуальные знания.

Новая идея проходит слишком длинный путь от зарождения до «конечного потребителя». Сначала ее обсуждают и оттачивают в блогах, разговорах, интернет-публикациях, потом ее распространяют в печатных книгах, если необходимо, переводят на другой язык, включают в образовательные программы и лишь потом преподают ученикам и студентам. Как правило, к этому моменту идеи становятся далеко не «новыми». Самообразование и интернет дают шанс познакомиться с интересными идеями на их начальном этапе.

2)Выбор оптимальной, интересной  программы обучения.

 В институтах и университетах  много общеобразовательного, не  всегда особо необходимого в  жизни материала, на который приходится  тратить время и силы. При самообразовании  вы сами можете выбирать для  себя программу обучения, изучать  только то, что вам действительно  нужно и интересно.

3)Возможность управлять  расписанием.

 Формальное обучение  навязывает студентам жесткое, не  всегда удобное расписание. При  самообучении вы можете сами  изменять, варьировать для себя  наиболее удобный режим занятий. При этом не забывайте, что для качественного самостоятельного обучения, для достижения стабильных результатов составлять расписание и придерживаться его крайне необходимо.

Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени. При традиционном обучении вам приходится тратить и время, и средства, причем не всегда эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе 

 

Самообразовываясь, человек самостоятельно выбирает область, в которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то план и следует ему по собственному желанию.

Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что человек очень быстро пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.

График, по которому человек будет работать, разумеется, тоже составляет он сам, исходя из своих желаний и возможностей.

Самое главное самообразование – процесс, длящийся в течение всей жизни, без него рост и развитие личности либо прекращается, либо весьма затрудняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

 Самообразование ценно  не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные  проблемы. — М., 1986.

2.Колбаско И. И. Учащимся  О самообразовании.  Мн., «Нар. света»,1976.

3.Селевко Г. Что такое  технология самообразования школьников? : нар. Образование,2000. №9

4.Даль В. И. Толковый словарь  русского языка : современная версия   для школьников / Владимир Даль. – М. : Эксмо, 2010.- 688с.

5.Электронные ресурсы http://gigabaza.ru/doc/20789.html 19.01.2015г.,

6.Полат, Е. С. Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999

7.Интернет ресурс http://festival.1september.ru/articles/609103/ 19.01.2015г.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

«Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по свовему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.»

Писарев Д. И.

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.»

Рубакин Н. А.

«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.»

Рубакин Н. А.

 

"В деле воспитания  процессу саморазвития должно  быть отведено самое широкое  место. Человечество всего успешнее  развивалось только путем самообразования."

                                                                                       Спенсер Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Самообразование против формального обучения