Самоуправление в педагогическом вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

В реферате рассматриваются социально педагогические и правовые основы коллективной самоорганизации студентов, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности и направления воспитательной работы в вузе. На основе анализа форм воспитания и социального взаимодействия, а также моделей педагогической и управленческой деятельности разработана концепция моделирования и представлена модель организации студенческого самоуправления на примере педагогического вуза.

Содержание

Введение
Социальная активность специалистов в вузе.
Студенческое самоуправление как одна из форм воспитания в вузе.
Моделирование студенческого самоуправления.
Реализация идей студенческого самоуправления.
Студенческий совет.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика реферат Ксюша.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

а) структуры, посредством которых она реализовывается: сводные группы, группы постоянного состава, а также структуры, посредством которых осуществлялось управление процессом;

б) технологии и способы реализации процесса: технологию коллективных учебных занятий (разные типы коопераций участников на основе использования четырех организационных форм: индивидуальной, парной, групповой и коллективной), рефлексию и другие способы образования;

в) средства для организации процесса – индивидуальные, образовательные, программы педагогов;

г) содержание процесса профессионального становления педагога – программу образования педагога, занимающегося инновационной деятельностью;

д) условия взаимодействия участников: сотрудничество и самоуправление;

е) методы – конструирование понятий и смыслов, моделирование профессиональных задач и инновационной образовательной среды, проектирование собственной деятельности и индивидуальной образовательной программы.

Данная модель направлена на совершенствование профессиональных качеств педагога (в том числе профессиональной компетентности), необходимых для успешного выполнения инновационной деятельности. Процесс профессионального становления осуществляется путем разрешения индивидуальных образовательных дефицитов, посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Особенностью акта практического воспитательного действия в условиях студенческого самоуправления выступает выражение доверия студентам со стороны вузовского педагога по отношению к их возможностям в нахождении правильных управленческих решений, отражающееся в различных формах педагогического сопровождения. Задача теоретической работы по моделированию педагогического сопровождения связана как минимум с двумя направлениями развития и совершенствования организационных форм студенческого самоуправления. Первое направление предполагает творческое развитие имеющихся методических принципов и технологий управления в рамках сложившихся организационных форм. Второе – поиск новых организационных форм. Например, возможно формирование самоуправления не в групповой, кружковой и других видах работ, а на основе студенческого содружества, объединения, сообщества, активными исполнителями которого становятся сами студенты, что может оказаться эффективным средством развития и совершенствования данного самоуправления.

Для воспитательного процесса важно, чтобы формы организации студенческого самоуправления постоянно совершенствовались и обновлялись. Наиболее ценно то, что они зарождаются по инициативе и из потребностей студентов. Они также должны вытекать из запросов социальной практики и иметь общественную направленность. Что особенно специфично для применения форм организации студенческого самоуправления в педвузе – это усиление и в содержательном плане, и в технологическом их профессиональной направленности.

 

 

 

 

Студенческий совет

Студенческий совет – одна из наиболее эффективных форм студенческого самоуправления. Основной целью деятельности совета является: организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в учебном заведении, создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов, а также содействие улучшению их профессиональной подготовки. По нашему мнению, для создания эффективной системы органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний,  – привлеченные специально для этого работники, прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.. Студенческое самоуправление активизирует выбор видов деятельности, побуждает студентов самостоятельно выбирать наиболее эффективный стиль в любом виде деятельности и общения, становиться авторами разработчиками проектов и программ. В этих условиях студенты более рационально и осознанно используют большой арсенал скрытых возможностей в биологической, личностной и социально-психологической детерминантах, взаимодействие которых позволяет не только расширить различные виды общественной деятельности студентов, но и совершенствовать их с учетом индивидуальных особенностей и профессионального выбора. Подводя итоги, отметим, что в решении задачи формирования социально и профессионально компетентной личности будущего учителя важна не только деятельность преподавателей, но и собственная активность студентов. Участие молодежи в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности во время обучения в вузе реализуется через систему студенческого самоуправления. Условиями развития студенческого самоуправления являются педагогическое сопровождение личности студента, социально-профессиональная направленность воспитательной работы в вузе, соблюдение преемственности между традиционно сложившейся в учреждении воспитывающей средой и инновационным содержанием и формами студенческой активности. Под формами организации студенческого самоуправления в вузе мы понимаем специально создаваемые внешние условия взаимодействия субъектов соуправления и самоуправления (студенты, студенты-лидеры, педагоги-наставники), определяемые характером и содержанием организаторской задачи, а также положительной мотивацией, высокой степенью самостоятельности и творческого отношения студентов к способам ее решения.

Модель студенческого самоуправления как системный результат моделирования имеет личностную, социальную и профессиональную направленность в целевом компоненте, интегрирует различные виды студенческой активности, инициативы, формы воспитания и коллективной организации, модели управления и педагогического сопровождения в содержании. Результатом является воспитание в студентах таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность наряду с овладением конкретной предметной и профессиональной деятельностью.

Воспитательная система, реализующая в своей основе модель студенческого самоуправления, обеспечение субъектности студента в собственном жизнетворчестве, становится фактором развития и конкурентоспособности высшего педагогического учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Студенческое самоуправление в различных его проявлениях оказывает существенное педагогическое влияние на студенческую молодежь. Спектр такого влияния выходит далеко за рамки основного образовательного процесса и не сводится только к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки

будущих специалистов. Студенческое самоуправление, в первую очередь, направлено на реализацию сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности. Иными словами, основной смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в обеспечении получения студентами опыта самоорганизации свой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Соболев, B.C. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего

профессионального образования / В.С. Соболев, А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. –

2004. – №2(30). – С. 102–110.

2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999. – 350 с.

3. . Шаламова, А. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в

России. – 2007. – №8. – С. 72–74.

4.Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Управляющий совет общеобразовательного учреждения как институт гражданского

общества // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

 


Информация о работе Самоуправление в педагогическом вузе