Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа
Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I: Теоретические аспекты проблемы семейного социума
Глава II: Изучение особенностей семейного социума учителем начальных классов
2.1 Диагностические методики в работе с семьей
2.2 Результаты педагогической деятельности в семейном социуме
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Актуальность проблемы эффективной
организации педагогического
Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.
Сегодня проявляется тенденция
самоустранения семьи от решения
вопросов воспитания и личностного
развития ребенка. Характерные проблемы
многих семьей: разрыв возрастных, а
также интеллектуальных и других
уровней функционирования семьи, разрушение
семейных традиций; дефицит мужского
влияния в воспитании детей; низкий
уровень организации и
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Определяющая роль семьи
обусловлена ее глубоким влиянием на
весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Важность взаимоотношений
школы и семьи акцентируется
в образовательном
Педагогически целесообразно организованная работа учителя начальных классов с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу. Эффективность педагогической работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Проблемой исследования послужил вопрос о том, каковы педагогические условия эффективной деятельности учителя начальных классов в семейном социуме. В соответствии с проблемой нами были определены цель и задачи исследования.
Исследовательской базой являются 1 «А» класс МОАУ»СОШ №51 г. Орска». 1 «А» класс (учитель второй квалификационной категории Мелихова Елена Александровна).
Объект исследования – воспитание школьников во взаимодействии семейного социума и учителя начальных классов.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия эффективной деятельности учителя начальных классов в семейном социуме.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы;
-наблюдение за учебно – воспитательным процессом во взаимодействии школы и семьи;
- беседы с учащимися и родителями;
- диагностика особенностей семейного социума.
Семья – важнейший
из феноменов, сопровождающий человека
в течение всей его жизни. Значимость
ее влияния на личность, ее сложность,
многогранность и проблематичность
обуславливают большое
Семью создают отношения «родители-дети». Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.
По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов. Но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.
С.И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов.
Значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – альтруизм; ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – непринятие противоречий; чувство собственного достоинства – неверие в себя.
В. Сатир считает,
что в настоящее время
В проблемных семьях
люди страдают, это наблюдается по
их выражению лица, по языку тела.
Лица в данном случае могут быть
печальными, мрачными или ничего не
выражать, не эмоциональные, напоминающие
маски. Как будто они отстранены
от происходящего и находятся
в своем внутреннем мире. В таких
семьях не расположены по отношению
друг к другу, как будто они
вместе живут случайно. В таких
семьях много назидания и контроля
и совсем нет дружеской беседы,
времени для приятного
В. Сатир рассматривает зрелую семью тем самым местом, где можно, получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть. В зрелой семье есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность.
Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:
Однако есть дети,
родители, члены семей, у которых
низкая самооценка. Одна из причин низкой
самооценки может быть наличие физического,
интеллектуального или
Замечено, что в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение.
В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:
В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.
Семейные отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.
Семья – это малая
социальная группа общества, важнейшая
форма организации личного
Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя