Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа
Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.
На основе анализа результатов диагностики семейного социума учащихся 1-го класса нами были определены следующие критерии: стиль семейного воспитания, стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем, участие членов семьи в делах класса, педагогическая просвещенность родителей, авторитетность членов семьи для ребенка, эмоциональная близость членов семьи, отношения в семье, принятие - отвержение ребенка, финансовое состояние семьи.
Исследование, проведенное
нами на констатирующем этапе показало, что
С целью анализа результатов
исследования нами была проведена повторная
диагностика особенностей семьи
и отношений в семье.
Нам удалось установить взаимодействие практически со всеми родителями нашего класса, что дало положительный результат. Картина изменилась следующим образом. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает либерально-попустительский стиль семейного воспитания (46 % семей), далее по степени убывания идет гиперопека (24 %), авторитарный стиль (20 %) и, наконец, демократический (12 %). Теперь мы получили следующие данные: демократический стиль присутствует у 38 % семей класса, что на 26 % выше начального значения; снизилось количество семей с авторитарным стилем семейного воспитания от 20 до 16 % (на 4%), с либерально-попустительским стилем – до 34 % (на 12 %), с гиперопекой – до 12 % (на 12%). Стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем отмечено уже у 78 % семей (ранее 58 %). Активное участие в делах класса принимает 58% семей (в сравнении с ранее полученными 38 %), 32 % семей принимают эпизодическое участие в организации совместной с учителем деятельности (что на 20 % выше предыдущего значения) и 10% - занимают отстраненную позицию по отношению к школе, и, как правило, не интересуются происходящим в классе (по сравнению с полученными ранее данными – 20 %). Анализ проективных методик дал более высокие показатели по шкалам родительских отношений таких как, кооперация, симбиоз, эмоциональное принятие ребенка, произошли изменения значимости некоторых из отвергаемых членов семьи. Важно отметить, однако, что не все родители легко перешли к выстраиванию новых, более продуктивных и педагогически целесообразных отношений с детьми. Так в некоторых семьях не удалось изменить негативного влияния семейного социума на воспитание и развитие ребенка.
По каждому из критериев были проанализированы показатели в соответствии с названными выше методами диагностики. В результате была получена следующая характеристика особенностей семей экспериментального класса. Выросли значения таких показателей как: приемлемый стиль семейного воспитания – на 26 %; стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем – на 20 %; постоянное участие членов семьи в делах класса – на 20 %; педагогическая просвещенность родителей – на 19 %; авторитетность членов семьи для ребенка – 11 %; эмоциональная близость членов семьи – на 38 %; принятие ребенка – на 19 %. Снизились значения показателей: конфликтные отношения в семье – на 15 %; эмоциональное отвержение ребенка также на 15 %. Не произошло изменений по показателю «финансовое состояние семьи», это обусловлено объективными причинами, не зависящими от желания и возможностей педагога. Таким образом, можно утверждать, что реализация мероприятий, направленных на организацию деятельности педагога в семейном социуме позволила: сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы; создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей; добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
Результаты, полученные в
ходе исследования, позволили сделать
следующие выводы. В педагогических
исследованиях семья
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя