Семья как фактор воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Современная семья………………………………………………………..4

2. Социализирующие функции семьи………………………………………6

3. Семейное воспитание……………………………………………………...9

4. Воспитание детей…………………………………………………………12

5. Общение родителей с детьми…………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Семья как фактор воспитания.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

       В ряде  семей это проявляется  в  навязчивом стремлении полностью   контролировать не только поведение,  но и внутренний мир, мысли   и желания детей, что может   вести к острым конфликтам. Немало  родителей, которые фактически  рассматривают своих детей в  виде объекта, из которых они  стремятся «лепить личность».  Если же ребенок сопротивляется, его наказывают.

       При таком  стиле воспитания  взаимодействие  между старшими и младшими  происходит по инициативе старших,  младшие проявляют инициативу  лишь в случае необходимости  получить санкцию на какие-либо  действия. Коммуникация направлена  преимущественно или исключительно  от старших к младшим.  Такой  стиль, с одной стороны, дисциплинируя  младших и формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

       Демократический  стиль характеризуется  стремлением  старших установить  теплые отношения  с младшими, привлекать их к  решению проблем,  поощрять инициативу  и самостоятельность.  Старшие,  устанавливая правила  и твердо  проводя их в жизнь,  не считают  себя непогрешимыми и объясняют  мотивы своих требований, поощряют  их обсуждение младшими; в младших  ценится как послушание, так и  независимость. Доверие к младшим  в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средства воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

       В реальности  авторитарный и  демократический  стили воспитания  в чистом  виде встречаются  редко. Обычно  в семьях практикуются компромиссные  варианты, которые ближе к одному  или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут  реализовывать не идентичные  друг другу стили.

       Есть  семьи, в которых один  родитель  стремится не только  «формировать»  личность ребенка,  дисциплинировать  его, сколько помогать его индивидуальному  развитию, добиваясь эмоциональной  близости, понимания, сочувствия. В  то же время целью другого  родителя является подготовка  ребенка к жизни через тренировку  его воли, обучение нужным и  полезным умениям, согласно его  представлениям.

       Определенную роль в семейном  воспитании играют материальные  ресурсы: доход на каждого члена  семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие  у младших персональной  территории  в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» предметов интерьера), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов.

4. Воспитание детей. 

 

         Одну  из важнейших функций  семьи  составляет физическое  и духовное  воспроизводство человека. Эта функция  имеет большое  значение как  для самой семьи,  для супругов, так и для общества.[1,49]

         В  сущности, о семье можно говорить  лишь при наличии в ней ребенка. "Семья начинается с детей", - справедливо заметил А.И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему  скрепляет брачный союз мужчины  и женщины, объединяет их общими  заботами и радостями, одухотворяет  великой и благородной целью  воспитания нового гражданина. В  детях родители как бы продолжают  себя, они имеют возможность воплотить  в них свои идеалы, реализовать  собственные неосуществленные надежды

         С  другой стороны, рождение  ребенка  в каждой семье - это  появление  нового члена общества, будущего  деятеля, защитника Родины, участника  общественного прогресса, продолжателя  человеческого рода. Хорошо воспитанные  и образованные дети составляют  главное богатство государства,  обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие  общества.

         Появление  ребенка в семье  возлагает  большую и серьезную  ответственность  на супругов, ставит  перед ними  важные задачи по  его всестороннему  развитию, воспитанию  и обучению, по формированию его  личности  в соответствии с  общечеловеческими  идеалами.

         Воспитательное  влияние семьи  на ребенка  обусловлено материальными  и  бытовыми условиями ее жизни,  численностью и структурой семейного   коллектива, характером взаимоотношений   его членов, определяющими морально-психологическую   и трудовую атмосферу семьи.  Существенное значение имеют  образование и жизненный опыт  старших членов семьи, особенно  родителей, их общая и педагогическая  культура.

         Воспитание  детей в семье является  органической  частью широкого  и сложного  процесса воспитания, участниками  которого выступают государственные  воспитательно-образовательные учреждения, детские и юношеские организации,  общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства  массовой информации. При активном  взаимодействии семьи с другими  институтами достигаются необходимые  воспитательные результаты.

         Однако  среди всех факторов  воспитания  семье принадлежит  особая, весьма  важная и ответственная  роль, поскольку в формировании  личности  ребенка все начинается  именно  с родительского дома. Для семейного  воспитания характерна своя специфика.  Она выражается в том, что  воспитание здесь осуществляется  главным образом не как специальный  процесс, а в результате повседневной  совместной жизни старших и  младших. Семейное воспитание  строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают  родные и самые близкие ребенку  люди, оно по существу непрерывно  продолжается до полной самостоятельности  детей и сугубо индивидуально.  В семейном воспитании преобладают  акценты на нравственном и  трудовом воспитании подрастающего  поколения.

         Успешное  семейное воспитание  детей в  большой мере зависит  от  целости семейного коллектива, наличия  в нем отца и матери. Обеспечивая  естественную атмосферу  внутрисемейных  отношений, умножая  воспитательное  влияние на ребенка, родители  создают необходимые условия  для его нормального развития. Воспитание в семье, как правило,  более плодотворно, если в ней  растет не один ребенок, а  несколько. Это действительно  позволяет говорить о семье  как о настоящем разновозрастном  коллективе, для которого характерны  и общие цели, и разнообразные  отношения ответственной зависимости  между родителями и детьми, между  старшими и младшими. Наличие  нескольких детей в семье существенно  облегчает задачи их воспитания: старшие выступают помощниками  родителей, младшие берут с  них пример, формируются отношения  дружбы и взаимопомощи.

         Родительская  любовь - важное условие  надлежащей  морально-психологической  атмосферы  в семье, эффективного  воспитательного  влияния родителей  на детей.  Любовь родителей - это естественное  чувство, совершенно необходимое  детям. Она не только обогащает  их эмоциональную жизнь, жизнь  всей семьи, но и часто подсказывает  родителям верные решения, связанные  с воспитанием. Вместе с тем  родительская любовь к детям  не может быть "слепой", она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка.[1,21]

         Педагогическая  наука утверждает, что ребенка  необходимо начинать  воспитывать  с первых дней  его жизни.  Именно в первые  три-пять лет у детей формируются основы личности. Воспитание новорожденного начинается даже независимо от воли и желания родителей: их отношение к ребенку, вся окружающая его обстановка, режим бодрствования, сна, кормления и многое другое - все это так или иначе влияет на малыша, оставляет следы в его пробуждающихся чувствах и сознании, закладывает определенные "кирпичики" в фундамент формирующейся личности. Долг родителей с самого начала и в дальнейшем - заботиться о том, чтобы ребенок с раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание, рос настоящим человеком.[2,25]

         Воспитание  детей, подростков, юношей  и девушек  - непростое дело. Чтобы  успешно  его выполнять, добиваться  желаемых  результатов, родителям  надо  обладать достаточно высокой   общей и педагогической культурой.  Это значит, что родителям необходимо  отчетливо представлять основные  задачи воспитания, знать возрастные, половые и индивидуальные особенности  своего ребенка, владеть методами  и приемами воспитательной работы  с детьми. Кроме того, это предполагает, что родители живут активной  общественной жизнью, в курсе  всех важнейших общественно-политических  событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно  читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.

         Поскольку  объектом семейного  воспитания  являются вполне конкретные  дети, живущие в данной семье,  а  воспитателями выступают родители, успех воспитательного воздействия   в большой мере зависит от  единства их усилий в этом  отношении. Обоим родителям важно  заранее договориться об общих  требованиях к ребенку, о единой  линии влияний, о согласованных  воздействиях на воспитанника. Только  тогда ребенок сможет почувствовать  и осознать искренность добрых  намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца  и матери могут привести к  достижению поставленных целей. 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Общение родителей   с детьми.

 

         Прежде  всего, в процессе непосредственного,  живого общения родители имеют   возможность оказывать воспитательное  воздействие на ребенка личным  примером, разъясняющим и убеждающим  словом, а порой даже и молчанием.  Общение позволяет им поддерживать  духовную близость с детьми, познавать  их внутренний мир, выяснять, чем  они живут, интересуются, к чему  стремятся.

         В  каждой семье за время  совместной  жизни супругов складываются  определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к   старшим, забота о младших,  взаимопомощь, совместный труд и   отдых, трезвый образ жизни,  гостеприимство и другое. Такие  добрые традиции весьма положительно  сказываются на детях, благотворно  влияют на формирование у них  высоких моральных качеств.

         Родители  успешно выполняют свои  функции  воспитателей, лишь если  пользуются  у детей авторитетом.  В раннем  возрасте детей этот авторитет  обусловлен родительским положением, однако по мере взросления  ребенка родителям придется специально  заботиться о поддержании и  укреплении своего авторитета. Заслужить  уважение и доверие детей им  помогут высокая требовательность  к себе, доброе, справедливое отношение  к окружающим и, естественно,  к самому ребенку, ответственное  отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие ребенка, или подрывает их. Это очень важно понять с первых же дней появления малыша на свет.[2,51]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Общение  с родителями  важно для детей  любого  возраста, но особенно  большое  значение оно имеет  для  дошкольников. С первых дней  жизни  ребенок нуждается не  только  в заботе взрослого  человека, но и в его внимании, в душевном  контакте с ним.

         Одно  из главных условий нормальных  взаимоотношений родителей с   детьми - соблюдение педагогического   такта, т.е. чувства меры, помогающего   найти правильный подход к   ребенку. Педагогический такт  предполагает способность предвидеть  возможную реакцию ребенка, конкретные  результаты воздействия на него  родителей. К сожалению, именно  его порой не хватает в семье.  На овладение педагогическими  знаниями и умениями не следует  жалеть времени. В основе тактичного  отношения - уважительное отношение  к ребенку, вера в него, стремление  к правде и справедливости. Лишь  это укрепит родительский авторитет,  обеспечит установление надлежащего  взаимопонимания.

         Формирование  личности ребенка  в семье  происходит в основном  двумя  путями: под влиянием образа жизни,  общей атмосферы семьи и в  результате специального воспитательного  воздействия родителей, старших  членов семейного коллектива.[3,36]

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1. Сластёнин  В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. "Педагогика". "Академия" Москва 2007 г.

 

2. Прошина  Л.В. "Семья: 500 вопросов и ответов"  Москва.

 

3. Мудрик  А. В. "Социальная  педагогика". "Академия" Москва 1999 г.

 

 

и т.д.................


Информация о работе Семья как фактор воспитания