В ряде
семей это проявляется в
навязчивом стремлении полностью
контролировать не только поведение,
но и внутренний мир, мысли
и желания детей, что может
вести к острым конфликтам. Немало
родителей, которые фактически
рассматривают своих детей в
виде объекта, из которых они
стремятся «лепить личность».
Если же ребенок сопротивляется,
его наказывают.
При таком
стиле воспитания взаимодействие
между старшими и младшими
происходит по инициативе старших,
младшие проявляют инициативу
лишь в случае необходимости
получить санкцию на какие-либо
действия. Коммуникация направлена
преимущественно или исключительно
от старших к младшим. Такой
стиль, с одной стороны, дисциплинируя
младших и формируя у них желательные
для старших установки и навыки поведения,
с другой стороны – может вызвать у них
отчуждение от старших, враждебность по
отношению к окружающим, протест и агрессию
зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический
стиль характеризуется стремлением
старших установить теплые отношения
с младшими, привлекать их к
решению проблем, поощрять инициативу
и самостоятельность. Старшие,
устанавливая правила и твердо
проводя их в жизнь, не считают
себя непогрешимыми и объясняют
мотивы своих требований, поощряют
их обсуждение младшими; в младших
ценится как послушание, так и
независимость. Доверие к младшим
в принципе отличает тип контроля
за ними по сравнению с авторитарным стилем
воспитания, делает основными средства
воспитания одобрение и поощрение. Содержание
взаимодействия определяется не только
старшими, но и в связи с интересами и проблемами
младших, которые охотно выступают его
инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний
характер: и от старших к младшим, и наоборот.
Такой стиль способствует воспитанию
самостоятельности, ответственности,
активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности
авторитарный и демократический
стили воспитания в чистом
виде встречаются редко. Обычно
в семьях практикуются компромиссные
варианты, которые ближе к одному
или другому полюсу. Кроме того,
старшие члены семьи могут
реализовывать не идентичные
друг другу стили.
Есть
семьи, в которых один родитель
стремится не только «формировать»
личность ребенка, дисциплинировать
его, сколько помогать его индивидуальному
развитию, добиваясь эмоциональной
близости, понимания, сочувствия. В
то же время целью другого
родителя является подготовка
ребенка к жизни через тренировку
его воли, обучение нужным и
полезным умениям, согласно его
представлениям.
Определенную
роль в семейном воспитании играют
материальные ресурсы: доход на каждого
члена семьи, затраты на воспитание,
продуманное питание, наличие у младших
персональной территории в жилище
(отдельной комнаты, «угла», «своих» предметов
интерьера), соответствующего гардероба,
игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических
изданий, спортивного инвентаря, аудио
и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых
для удовлетворения различных интересов
предметов.
4. Воспитание детей.
Одну
из важнейших функций семьи
составляет физическое и духовное
воспроизводство человека. Эта функция
имеет большое значение как
для самой семьи, для супругов,
так и для общества.[1,49]
В
сущности, о семье можно говорить
лишь при наличии в ней ребенка.
"Семья начинается с детей",
- справедливо заметил А.И. Герцен.
Именно появление ребенка по-настоящему
скрепляет брачный союз мужчины
и женщины, объединяет их общими
заботами и радостями, одухотворяет
великой и благородной целью
воспитания нового гражданина. В
детях родители как бы продолжают
себя, они имеют возможность воплотить
в них свои идеалы, реализовать
собственные неосуществленные надежды
С
другой стороны, рождение ребенка
в каждой семье - это появление
нового члена общества, будущего
деятеля, защитника Родины, участника
общественного прогресса, продолжателя
человеческого рода. Хорошо воспитанные
и образованные дети составляют
главное богатство государства,
обеспечивают в дальнейшем материальное,
духовное и нравственное развитие
общества.
Появление
ребенка в семье возлагает
большую и серьезную ответственность
на супругов, ставит перед ними
важные задачи по его всестороннему
развитию, воспитанию и обучению,
по формированию его личности
в соответствии с общечеловеческими
идеалами.
Воспитательное
влияние семьи на ребенка
обусловлено материальными и
бытовыми условиями ее жизни,
численностью и структурой семейного
коллектива, характером взаимоотношений
его членов, определяющими морально-психологическую
и трудовую атмосферу семьи.
Существенное значение имеют
образование и жизненный опыт
старших членов семьи, особенно
родителей, их общая и педагогическая
культура.
Воспитание
детей в семье является органической
частью широкого и сложного
процесса воспитания, участниками
которого выступают государственные
воспитательно-образовательные учреждения,
детские и юношеские организации,
общественность и трудовые коллективы,
литература и искусство, средства
массовой информации. При активном
взаимодействии семьи с другими
институтами достигаются необходимые
воспитательные результаты.
Однако
среди всех факторов воспитания
семье принадлежит особая, весьма
важная и ответственная роль,
поскольку в формировании личности
ребенка все начинается именно
с родительского дома. Для семейного
воспитания характерна своя специфика.
Она выражается в том, что
воспитание здесь осуществляется
главным образом не как специальный
процесс, а в результате повседневной
совместной жизни старших и
младших. Семейное воспитание
строится на эмоциональной основе,
так как воспитателями выступают
родные и самые близкие ребенку
люди, оно по существу непрерывно
продолжается до полной самостоятельности
детей и сугубо индивидуально.
В семейном воспитании преобладают
акценты на нравственном и
трудовом воспитании подрастающего
поколения.
Успешное
семейное воспитание детей в
большой мере зависит от
целости семейного коллектива, наличия
в нем отца и матери. Обеспечивая
естественную атмосферу внутрисемейных
отношений, умножая воспитательное
влияние на ребенка, родители
создают необходимые условия
для его нормального развития.
Воспитание в семье, как правило,
более плодотворно, если в ней
растет не один ребенок, а
несколько. Это действительно
позволяет говорить о семье
как о настоящем разновозрастном
коллективе, для которого характерны
и общие цели, и разнообразные
отношения ответственной зависимости
между родителями и детьми, между
старшими и младшими. Наличие
нескольких детей в семье существенно
облегчает задачи их воспитания:
старшие выступают помощниками
родителей, младшие берут с
них пример, формируются отношения
дружбы и взаимопомощи.
Родительская
любовь - важное условие надлежащей
морально-психологической атмосферы
в семье, эффективного воспитательного
влияния родителей на детей.
Любовь родителей - это естественное
чувство, совершенно необходимое
детям. Она не только обогащает
их эмоциональную жизнь, жизнь
всей семьи, но и часто подсказывает
родителям верные решения, связанные
с воспитанием. Вместе с тем
родительская любовь к детям
не может быть "слепой", она
должна проявляться на разумной основе,
с объективным учетом реальных интересов
ребенка.[1,21]
Педагогическая
наука утверждает, что ребенка
необходимо начинать воспитывать
с первых дней его жизни.
Именно в первые три-пять лет
у детей формируются основы личности.
Воспитание новорожденного начинается
даже независимо от воли и желания родителей:
их отношение к ребенку, вся окружающая
его обстановка, режим бодрствования,
сна, кормления и многое другое - все это
так или иначе влияет на малыша, оставляет
следы в его пробуждающихся чувствах и
сознании, закладывает определенные "кирпичики"
в фундамент формирующейся личности. Долг
родителей с самого начала и в дальнейшем
- заботиться о том, чтобы ребенок с раннего
возраста нормально развивался, получал
правильное воспитание, рос настоящим
человеком.[2,25]
Воспитание
детей, подростков, юношей и девушек
- непростое дело. Чтобы успешно
его выполнять, добиваться желаемых
результатов, родителям надо
обладать достаточно высокой
общей и педагогической культурой.
Это значит, что родителям необходимо
отчетливо представлять основные
задачи воспитания, знать возрастные,
половые и индивидуальные особенности
своего ребенка, владеть методами
и приемами воспитательной работы
с детьми. Кроме того, это предполагает,
что родители живут активной
общественной жизнью, в курсе
всех важнейших общественно-политических
событий, а также событий производственной,
культурной, спортивной жизни, регулярно
читают художественную литературу,
бывают в театрах и музеях,
посещают выставки и т.п.
Поскольку
объектом семейного воспитания
являются вполне конкретные дети,
живущие в данной семье, а
воспитателями выступают родители,
успех воспитательного воздействия
в большой мере зависит от
единства их усилий в этом
отношении. Обоим родителям важно
заранее договориться об общих
требованиях к ребенку, о единой
линии влияний, о согласованных
воздействиях на воспитанника. Только
тогда ребенок сможет почувствовать
и осознать искренность добрых
намерений родителей и их справедливость,
лишь тогда общие усилия отца
и матери могут привести к
достижению поставленных целей.
5. Общение родителей
с детьми.
Прежде
всего, в процессе непосредственного,
живого общения родители имеют
возможность оказывать воспитательное
воздействие на ребенка личным
примером, разъясняющим и убеждающим
словом, а порой даже и молчанием.
Общение позволяет им поддерживать
духовную близость с детьми, познавать
их внутренний мир, выяснять, чем
они живут, интересуются, к чему
стремятся.
В
каждой семье за время совместной
жизни супругов складываются
определенные семейные традиции.
Это могут быть уважение к
старшим, забота о младших,
взаимопомощь, совместный труд и
отдых, трезвый образ жизни,
гостеприимство и другое. Такие
добрые традиции весьма положительно
сказываются на детях, благотворно
влияют на формирование у них
высоких моральных качеств.
Родители
успешно выполняют свои функции
воспитателей, лишь если пользуются
у детей авторитетом. В раннем
возрасте детей этот авторитет
обусловлен родительским положением,
однако по мере взросления
ребенка родителям придется специально
заботиться о поддержании и
укреплении своего авторитета. Заслужить
уважение и доверие детей им
помогут высокая требовательность
к себе, доброе, справедливое отношение
к окружающим и, естественно,
к самому ребенку, ответственное
отношение к своим обязанностям. Весь
образ жизни родителей или укрепляет уважение
и доверие ребенка, или подрывает их. Это
очень важно понять с первых же дней появления
малыша на свет.[2,51]
Заключение
Общение с родителями
важно для детей любого
возраста, но особенно большое
значение оно имеет для
дошкольников. С первых дней жизни
ребенок нуждается не только
в заботе взрослого человека,
но и в его внимании, в душевном
контакте с ним.
Одно
из главных условий нормальных
взаимоотношений родителей с
детьми - соблюдение педагогического
такта, т.е. чувства меры, помогающего
найти правильный подход к
ребенку. Педагогический такт
предполагает способность предвидеть
возможную реакцию ребенка, конкретные
результаты воздействия на него
родителей. К сожалению, именно
его порой не хватает в семье.
На овладение педагогическими
знаниями и умениями не следует
жалеть времени. В основе тактичного
отношения - уважительное отношение
к ребенку, вера в него, стремление
к правде и справедливости. Лишь
это укрепит родительский авторитет,
обеспечит установление надлежащего
взаимопонимания.
Формирование
личности ребенка в семье
происходит в основном двумя
путями: под влиянием образа жизни,
общей атмосферы семьи и в
результате специального воспитательного
воздействия родителей, старших
членов семейного коллектива.[3,36]
Список использованной литературы.
1. Сластёнин В. А., Исаев И.
Ф., Шиянов Е. Н. "Педагогика". "Академия"
Москва 2007 г.
2. Прошина Л.В. "Семья:
500 вопросов и ответов" Москва.
3. Мудрик А. В. "Социальная
педагогика". "Академия" Москва
1999 г.
и т.д.................