Введение
семья воспитание
социальный родитель
Реформирование системы образования
в нашей стране способствует восстановлению
приоритета семьи в воспитании детей,
в стремлении родителей и специалистов
к сотрудничеству в интересах всестороннего
развития ребенка.
Семья играет первостепенную роль в формировании
у ребенка знаний и представлений об окружающем
мире, в формировании учебных и социальных
умений, в физическом воспитании, способствует
всестороннему развитию ребенка. Воспитательная
функция является одной из важнейших функций
семьи. Воспитать настоящего человека
– непростое дело, оно требует и времени,
и сил, и знаний, и определенных навыков,
и высокой требовательности отца и матери
к самим себе.
Семья – это определенный морально-психологический
климат, это школа отношений с людьми.
Даже самое хорошее дошкольное учреждение,
а затем и школа не могут дать ребенку
ту гамму чувств и широкий круг понятий
о жизни, который дает семья. Именно в семье
складываются представления ребенка о
добре и зле, о порядочности, об уважительном
отношении к материальным и духовным ценностям.
С близкими людьми в семье он переживает
чувства любви, дружбы, долга, ответственности,
справедливости... Отношения родителей
между собой, их отношения к детям, внутрисемейная
атмосфера – все это уже само по себе воспитывает
личность. Дети переносят стиль семейных
отношений в сферу общения с товарищами,
в школу, во двор, а потом и повзрослев,
в трудовые коллективы. Если в семье нет
должной гармонии чувств, если ребенок
подвержен влиянию безнравственной атмосферы,
буйных, а нередко низменных страстей,
эмоционально отрицательных проявлений
в отношении к нему самому, то нередко
в таких семьях семейное воспитание становится
неблагоприятным фактором формирования
личности.
Актуальность проблемы
Судьбоносная значимость семьи
в развитии личности растущего человека
общеизвестна. Родительский дом – самый
главный фактор, который оказывает огромное
влияние на образ жизни ребенка и его психическое
развитие: отец, мать, другие взрослые
(члены семьи или близкие родственники),
окружающие ребенка с момента его рождения.
Ребенок учится жить, подражая родителям,
членам семьи, с раннего детства стремится
завоевать одобрение родителей тем, что
он ведет себя и думает так, как этого хотят
родители, или же, наоборот, он отвергает
их ценности.
Мотивы выбора
Глубокий постоянный
психологический контакт с ребенком –
это универсальное требование к воспитанию,
которое в одинаковой степени может быть
рекомендовано всем родителям, контакт
необходим в воспитании каждого ребенка
в любом возрасте. Именно ощущение и переживание
контакта с родителями дают детям возможность
почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу. Ошибки
семейного воспитания приводят к нарушению
самовосприятия, психического развития,
невротических реакций и, возможно, к деформации
личности ребенка.
В своей работе
мы рассмотрим, есть ли взаимосвязь между
уровнем тревожности у детей и особенностями
родительского отношения к ним.
Цель работы: исследовать влияние
родительского отношения к ребенку на
уровень тревожности у него.
Задачи исследования:
Изучить теоретические материалы
о семье и семейном воспитании;
Выбрать методы исследования
тревожности у детей и родительского отношения
к ребенку;
Исследовать степень влияния
родительского отношения к ребенку на
уровень детской тревожности;
Проанализировать полученные
результаты
Объект исследования: Психология семейных отношений.
Предмет исследования: психологические особенности
семейного воспитания.
Гипотеза Н0: особенности родительского
отношения не влияют на уровень детской
тревожности.
Гипотеза Н1: от родительского отношения
к ребенку зависит уровень детской тревожности.
Для проведения диагностики
была использована Шкала Дж. Тейлора и
Тест-опросник родительского отношения
(А.Я. Варга, В.В. Столин).
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической
литературы.
1. Семья как
фактор формирования личности
ребенка.
Семья для ребенка есть ближайший
круг общения, в котором формируется его
психика и отношения с внешним миром. Влияние
родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание
играет определяющую роль в
формировании личности ребенка,
а институт семьи является
важнейшим условием его развития
и становления. Общеизвестно, что
все усилия любого образовательного
учреждения по воспитанию детей
будут безрезультатны без поддержки
семьи.
Современные ученые рассматривают
семью как исторически конкретную сложную
систему взаимоотношений между супругами,
между родителями и детьми, другими родственниками
или близкими и необходимыми супругам
людьми, давая ей следующие определения:
– семья – это малая социально-психологическая
группа, члены которой связаны брачными
или родственными отношениями, общностью
быта и взаимной моральной ответственностью.
Социальная необходимость в семье обусловлена
потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве населения.
– семья – это объединение
лиц, основанное на браке, кровно-родственных
отношениях, усыновлении и других формах
принятия детей на воспитание, которые
связаны материальной, моральной и духовной
общностью, владеют личными и имущественными
правами и обязанностями и выполняют функции
рождения и воспитания детей.
Всю совокупность семейных
отношений можно разделить на семь видов:
1) социально-биологические
(интимные) отношения охватывают
сферу половозрастной структуры
и численности семьи, рождаемости,
общей гигиены, гигиены пола и
половой жизни, физического совершенствования
и наследственности, включают заботу
о потомстве и физическом здоровье
членов семьи, учет вопросов акселерации
и воспитания детей;
2) хозяйственно-экономические
отношения образуют материальную
основу бытия семьи и включают:
организацию и ведение домашнего
хозяйства, распределение обязанностей
между членами семьи, материальное
обеспечение домашнего бюджета,
заботу и уход за маленькими
детьми, престарелыми родителями
и другими членами семьи;
3) правовые (юридические) отношения
характеризуют правовое регулирование
брака и развода, соблюдение личных
и имущественных прав и обязанностей
между супругами, между родителями,
детьми и другими родственниками,
вопросы наследования и усыновления,
предупреждение правонарушений
и других антиобщественных проступков
детей;
4) нравственные отношения
охватывают вопросы нравственных
ценностей семьи, прежде всего
любви и долга, заботы о нравственном
воспитании детей и взрослых
и их самовоспитании, а также
уважение к старшим, воспитание
любви к труду;
5) психологические отношения
представляют сферу взаимодействия
членов семьи и их совместимости,
определяют психологический климат
в семье и способствуют формированию
чувств и межличностных отношений,
обеспечивают развитие ребенка
как личности;
6) педагогические отношения
прямо касаются вопросов семейной
педагогики и реализации воспитательных
функций семьи;
7) эстетические отношения
определяют эстетику поведения,
речи, одежды, жилища, использование
достижений культуры.
Все виды семейных отношений
взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Характеристики семьи
Характеристики, определяющие
общий план семьи:
– функции семьи,
– функции родителей,
– типы семей.
Педагогические установки родителей:
– стили семейного воспитания,
– типы родительского отношения,
– стили родительского поведения,
– типы отцов и матерей,
– ошибки родителей в воспитании.
Личность родителя и ее влияние
на личность ребенка:
Ученые определяют функции
семьи
– как сферу жизнедеятельности
семьи, непосредственно связанную с удовлетворением
потребностей ее членов
– как направленную деятельность
семейного коллектива или отдельных его
членов, выражающую социальную роль и
сущность семьи.
В книгах и пособиях по семейному
воспитанию даются различные названия
функций семьи, однако сущность их в принципе
не меняется. Кроме того, доказано, что
на определенных этапах жизни семьи значимость
тех или иных функций неоднозначна и выполняют
их разные члены семьи.
Традиционно выделяются следующие
функции:
1) воспитательная функция
семьи состоит в удовлетворении
индивидуальных потребностей в
отцовстве и материнстве, контактах
с детьми, их воспитании, самореализации
в детях. По отношению к обществу
в ходе выполнения воспитательной
функции семья обеспечивает социализацию
подрастающего поколения, подготовку
новых членов общества;
2) хозяйственно-бытовая функция
семьи заключается в удовлетворении
материальных потребностей членов
семьи (в пище, крове и т. п.), содействует
сохранению их здоровья;
3) эмоциональная функция
семьи — это удовлетворение
ее членами потребности в симпатии,
уважении, признании, эмоциональной
поддержке, психологической защите.
Именно эта функция обеспечивает
эмоциональную стабилизацию членов
общества, активно содействует сохранению
их психического здоровья;
4) функция духовного (культурного)
общения удовлетворяет потребность
в совместном проведении досуга, взаимном
духовном обогащении;
5) функция первичного
социального контроля обеспечивает
выполнение социальных норм членами
семьи, в особенности теми, кто
в силу различных обстоятельств
(возраста, заболеваний) не обладает
достаточной способностью самостоятельно
осуществлять свое поведение
в полном соответствии с социальными
нормами;
6) сексуально-эротическая
функция удовлетворяет сексуальные,
эротические потребности членов
семьи. С точки зрения общества
важно, что семья при этом осуществляет
регулирование сексуального, эротического
поведения членов семьи, обеспечивая
биологическое воспроизводство
общества, т. е. выполняя репродуктивную
функцию;
7) репродуктивная функция
— продолжение рода, воспроизводство
населения.
Функции родителей по отношению
к своему ребенку, состоят не только и
не столько в воспитании, сколько в:
– создании оптимальных условий
для роста и развития ребенка;
– удовлетворении естественных
потребностей ребенка;
– обеспечении безопасности;
– обеспечении адаптации к
жизни;
– и только затем в воспитании
ребенка.
Обеспечить выполнение перечисленных
функций может полноценная гармоничная
семья, которая является открытой системой,
впитывающей новые тенденции психолого-педагогической
науки, критически оценивая и анализируя
их. К таким семьям можно отнести семьи,
в которых совместно проживает несколько
поколений, растут двое-трое и более детей,
что дает им возможность усваивать сложный
мир отношений между людьми, приобретать
обширный опыт общения. Гармоничная семья
отличается и благоприятными взаимоотношениями,
и гуманистическими педагогическими установками
взрослых.
1.1. Семья и ее
социальные функции
Структура и функции
семьи
Жизнь семьи и ее социальные
функции многогранны. Они связаны с интимной
жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием
детей. Все это основывается на соблюдении
определенных нравственных и правовых
норм: любви, уважения, долга, верности
и т.д.
Социология семьи уделяет первостепенное
внимание выяснению структуры и функций
семьи. Структура семьи – это не только
её количественный состав и число совместно
живущих поколений, но и система позиций,
социальных ролей отношений её членов.
По структурным особенностям различаются
семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная
семья – это семейная структура, состоящая
из взрослых родителей и детей, находящихся
на их иждивении. В большинстве обществ
именно такая семья считается важным и
даже основным социальным объединением.
Расширенная семья – это такая семейная
структура, которая помимо нуклеарной
семьи (супругов и их детей) включает других
родственников, например, дедушку или
бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.
Структура семьи далеко не всегда
совпадает со структурой брака, что обусловлено
различиями этих двух тесно связанных
друг с другом, но всё-таки разных социальных
явлений.
По своим структурным параметрам
выделяются следующие формы брака:
Моногамия – это брак между одной женщиной
и одним мужчиной;
Полигамия – брак между одним и несколькими
дружными индивидами;
Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и женщинами.