Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 20:55, реферат

Краткое описание

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 96.99 Кб (Скачать файл)

в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

 

1.3. Стили семейного  воспитания

  Родители реализуют  определенное поведение, проявляют  определенный тип 

родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом

отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями

стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или

иных позиций во взаимодействии с детьми.

Выделяют следующие стили:

-эголитарный стиль воспитания - существует в семьях, где родители и дети наравных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

-демократичный  стиль - позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

-в семье с  разрешающим стилем воспитания- ребенок занимает наиболее

активную позицию в принятии решения;

-авторитарный - характеризуется властностью родителей, ребенок может

принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье.

При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного

подчинения;

-автократичный - когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения

по проблеме, которая его касается;

-попустительский  стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

-игнорирующий  стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

    В зависимости  от стиля семейного воспитания  и типа родительского 

отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное

поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие

стили родительского поведения, само название которых отражает сущность

позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком:

содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный,

автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

   Безусловно, в реальной  жизни, в многообразии ситуаций  взрослые 

осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако

довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.

  Для психологического  комфорта наиболее приемлемыми  являются 

содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют

понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются

объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать

решения, отстаивать собственные позиции.

Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).

Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только

родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так

как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции:

«родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение

приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом

характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают

необходимого им эмоционального тепла.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей,

которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой

степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и

тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского

поведения.

Гиперопека - тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой

родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности

«облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по

самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это

приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности,

отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков

деятельности и другим.

 

 

1.4.Типы семейного  воспитания

    В каждой семье  объективно складывается определенная, далеко не всегда 

осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей

 воспитания, и формулировка  его задач, и более или менее  целенаправленное 

применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего

нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики

воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений,

являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,

«невмешательство» и сотрудничество.

   Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами

семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства

собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему

ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в

 которых необходимо  принимать педагогически и нравственно  оправданные 

решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия

приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает

на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом,

вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если

сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются

сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность,

чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои

возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование

интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при

решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач

формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая

своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от

каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об

активном формировании личности отходит на второй план. В центре

воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение

потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути,

блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с

реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более

неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических

наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов

в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что

жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –

заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у

детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе

отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих

проблем семьи.

  Система межличностных  отношений в семье, строящаяся  на признании 

возможности и даже целесообразности независимого существования

взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При

этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и

ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

  Чаще всего в основе  этого типа взаимоотношений лежит  пассивность 

родителей как воспитателей.

  Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает

опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и

задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими

нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается

эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом

взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество,

становится группой высокого уровня развития – коллективом.

 

 

 

2.Экспериментальные исследования

2.1.Организация  и методы экспериментального  исследования

В эксперименте участвовали 20 учащихся  четвертых классов общеобразовательной школы  ( 11 мальчиков и 9 девочек) и их родители.

В начале проводилось исследование детской тревожности  в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной для детей обстановке.  Были обследованы 73 учащихся 4-х классов. Затем  были выделены две группы детей: группа А – с низким уровнем тревожности, и группа В – с высоким уровнем тревожности.

Родители данных детей были приглашены для проведения исследования родительского отношения. Исследование родительских отношений проводилось параллельно в экспериментальной группе Ар и в экспериментальной  группе Вр.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования, беседы с родителями, детьми и учителями.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап – исследование  уровня тревожности у детей.

2 этап – изучение родительских  отношений у их родителей.

3 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1.Шкала  Дж. Тейлора

Данная методика служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Инструкция. Послушайте внимательно утверждения, которые я буду читать и поставьте в бланке ответов «да» в случае, если утверждение относится к тебе, «нет», если ты с этим не согласен. В случае затруднений возможен ответ «не знаю». (Приложение 3).

Обработка результатов. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.

Показатели ранжируются следующим образом:

от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,

от 6 до 20 баллов - средняя,

 выше 20 баллов - высокая.

Ключ для обработки: вопросы 1-12 – ответ «нет».

2.1.2.Тест-опросник  родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) – психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника. Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие – отвержение».  Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.

2. «Кооперация» – социально  желательный образ родительского  отношения. 3. «Симбиоз» – шкала  отражает межличностную дистанцию  в общении с ребенком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»  – отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя отчетливо просматривается  авторитаризм.

5. «Маленький неудачник»  – отражает особенности восприятия  и понимания ребенка родителем. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных  влияний. В связи с этим родитель  старается оградить ребенка от  трудностей жизни и строго  контролировать его действия.

Ключи к опроснику

1. «Принятие – отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. «Образ социальной желательности  поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»:  2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»:  9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

    • отвержение;

    • социальная желательность;

    • симбиоз;

    • гиперсоциализация;

    • инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160 (Приложение 4).

 

 

 

2.2.Анализ  и интерпретация результатов  исследования

2.2.1.Шкала Дж. Тейлора

Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента по данному тесту представлены в сводной Таблице 1.

Таблица 1

Соотношение показателей по тесту Дж. Тейлора в группах А и В

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл

Группа А

6

5

6

5

8

4

6

7

8

7

6,1

%

12

10

12

10

16

8

12

14

16

14

12,4

Группа В

22

28

40

21

47

33

32

46

40

25

33,4

%

44

56

80

42

94

66

64

92

80

50

66,8

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка