Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 20:55, реферат

Краткое описание

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 96.99 Кб (Скачать файл)



 

 

Таким образом, были сформированы группы для сравнения и определения значимости родительского отношения для формирования уровня тревожности у детей.

 

2.2.2.Тест-опросник родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Для определения родительского отношения были подготовлены бланки с текстом опросника и розданы родителям детей из представленных выборок. Полученные результаты представлены в Приложении 1.

По данным результатам мы можем заключить, что в группе Ар результаты диагностики показывают высокий уровень принятия и социальной желательности своего ребенка, симбиоз и гиперсоциализация – ниже среднего уровня, показатели по шкале «маленький неудачник» – низкие.

В группе Вр результаты диагностики показывают достаточно высокий уровень отвержения, симбиоза, гиперсоциализации и по шкале «маленький неудачник», социальная желательность – среднего уровня.

Исходя из положения, что чем выше показатель по шкале, тем более проблематичное отношение родителя к своему ребенку, можно отметить, что в группе Вр наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В группе Ар напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка.

Таблица 2

Сравнительный анализ процентных показателей по группам

№ участника

Группа А

Группа Ар

Группа В

Группа Вр

1

12

34,08

44

74,78

2

10

41,52

56

63,02

3

12

34,68

80

70,08

4

10

41,86

42

39,72

5

16

42,48

94

46,86

6

8

45,62

66

67,1

7

12

39,28

64

62,94

8

14

41,88

92

57,8

9

16

41,36

80

55,84

10

14

40,54

50

59,88


 

 

На графике хорошо видно, что в группах А и Ар показатели относительно ровные, без резких перепадов и значительно ниже, чем в группах В и Вр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Итак, на основании проведенного исследования, мы можем предположить, что, действительно, родительское отношение влияет на состояние и уровень тревожности ребенка. Чем больше уважения, доверия и уверенности, что ребенок успешен или будет успешен у родителей, тем ниже уровень тревожности и выше самооценка у ребенка.

И наоборот, если родители считают, что ребенок несамостоятелен, неуспешен, не способен принимать решения, глуп и не достоин уважения, тем выше у ребенка уровень тревожности, ниже самооценка и уверенность в себе.

Таким образом, гипотеза Н0, что особенности родительского отношения не влияют на уровень детской тревожности, не подтверждается.

Подтвердилась гипотеза Н1, что от родительского отношения к ребенку зависит уровень детской тревожности.

 

 

 

Заключение

   Итак, семья как  ячейка общества является неотделимой  составной частью 

общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и

материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,

 следовательно тем  выше культура всего общества. Общество состоит из 

людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их

детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности

воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих

детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям,

зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. В

семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из

которых является – уважение другого.

   Психологи сделали  вывод, что одна и та же доминирующая  черта личности 

или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать

и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого

поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности,

подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в

целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого

родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

   Именно поэтому  будущим родителям, которые хотели  бы воспитывать 

своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ

воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей

своей собственной личности.

  Таким образом, общество (а его тоже можно назвать  большой семьей)

прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

 

 

Список литературы

 

1. Антонов А.И., Медков  В.М. «Социология семьи», М., 1996.

2. Гидденс Энтони. «Социология», М., 1999.

3. Грицанов А.А. «Энциклопедия  по социологии», Мн., 2002.

4. Елсуков А.Н. «Социология», Мн., 2000.

5. Павлёнок П.Д. «Социология», М., 2002.

6. Ян Щепаньский. «Элементарные  понятия социологии», М., 1969.

7. Чечет В. В. «Педагогика  семейного воспитания», Мн., 1998.

8. Харчев А. Г. « Нравственность  и семья», М., 1981.

9.Кузьмин Е.С. « Методы  социальной психологии». Л., 1977.

10.Мухина В.С. «Детская  психология», М., 1981.

11.Осипов Г.В., Коваленко  Ю.П.  «Социология», М., 1990.

12.Харчев А.Г., Мацковский  М.С. «Современная семья и её  проблемы», М., 1978.

13.Адлер А. «Воспитание  детей.Взаимодействие полов», Ростов-на-Дону, 1998.

14.Бандура А.,Уолтерс Р. «Подростковая агрессия.Изучение  влияния воспитания и семейных  отношений», М.,2000.

15.Дружинин В.Н. «Психология  семьи», М.,1996 .

 

 

Приложения 

Приложение 1

Соотношение показателей по тесту–опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) в группах Ар и Вр

№ участника

Шкала (в %)

Среднее значение

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гиперсоци-

ализация

Маленький неудачник

 

Σ=32

Σ=9

Σ=7

Σ=6

Σ=7

 

Группа Ар

           

1

21,9

88,9

28,6

16,7

14,3

34,08

2

25

77,8

42,9

33,3

28,6

41,52

3

28,1

100

14,3

16,7

14,3

34,68

4

18,8

66,7

57,1

66,7

0

41,86

5

18,8

88,9

71,4

33,3

0

42,48

6

31,3

44,4

71,4

66,7

14,3

45,62

7

28,1

77,8

28,6

33,3

28,6

39,28

8

12,5

77,8

42,9

33,3

42,9

41,88

9

25

88,9

42,9

50

0

41,36

10

31,3

66,7

14,3

33,3

57,1

40,54

Среднее значение

24,08

77,79

41,44

38,33

20,01

40,33

Группа Вр

           

1

46,9

88,9

100

66,7

71,4

74,78

2

50

55,6

57,1

66,7

85,7

63,02

3

65,6

44,4

100

83,3

57,1

70,08

4

43,8

33,3

28,6

50

42,9

39,72

5

37,5

44,4

14,3

66,7

71,4

46,86

6

62,5

44,4

42,9

100

85,7

67,1

7

71,9

33,3

71,4

66,7

71,4

62,94

8

40,6

55,6

57,1

50

85,7

57,8

9

62,5

66,7

28,6

50

71,4

55,84

10

43,8

88,9

71,4

66,7

28,6

59,88

Среднее значение

52,51

55,55

57,14

66,68

67,13

59,802


 

 

 

 

Приложение 2

Опросник к шкале Дж. Тейлора

 

1. Обычно я спокоен  в школе и дома и вывести  меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены  не больше чем у других ребят.

3. У меня редко бывают  запоры.

4. У меня редко бывают  головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую  себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда  не краснею.

9. По сравнению с моими  друзьями я считаю себя вполне  смелым человеком.

10. Я краснею не чаще  чем другие.

11. У меня редко бывают  сердцебиение и одышка.

12. Обычно мои руки и  ноги достаточно теплые.

13. Я застенчив не более  чем другие.

14. Мне не хватает уверенности  в себе.

15. Порой мне кажется, что  я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды  такого беспокойства, что я не  могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно  беспокоит меня.

18. У меня не хватает  духа вынести предстоящий экзамен.

19. Я хотел бы быть  таким же счастливым, как другие.

20. Мне   кажется порой, что передо мной нагромождены  такие трудности, которые мне  не преодолеть.

21. Мне нередко снятся  кошмарные сны.

22. Я замечаю,  что мои  руки начинают дрожать, когда  я пытаюсь что-нибудь сделать.

23. У меня беспокойный  и прерывистый сон.

24. Меня тревожат возможные  неудачи в школе.

25. Мне приходилось испытывать  страх в тех случаях, когда  я точно знал, что мне ничего  не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться  на каком-нибудь задании.

27. Я делаю уроки с  большим напряжением.

28. Я легко теряюсь у  доски.

29. Почти все время я  испытываю тревогу из-за кого-нибудь  или чего-нибудь.

30. Я склонен принимать  все слишком всерьез.

31. Я часто плачу, у меня  глаза на мокром месте.

32. Меня мучают приступы  рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц у меня  бывает расстройство стула (или  чаще).

34. Я часто боюсь, что  вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно  сосредоточиться на чем-либо.

36. Мне не хватает спокойствия.

37. Нередко я думаю о  таких вещах, о которых ни с  кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня  сна.

39. Временами у меня  появляется сильная потливость, и это чрезвычайно смущает меня.

40. Даже в холодные дни  я легко потею.

41. Временами я становлюсь  таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я человек легковозбудимый.

43. Временами я чувствую  себя совершенно бесполезным.

44. Иногда мне кажется, что я разозлюсь и нагрублю  кому-нибудь.

45. Я часто ловлю себя  на том, что меня что-то тревожит.

46. Я очень чувствительный.

47. Я почти все время  испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь  из-за пустяков.

49. Школьная жизнь для  меня всегда связана с напряжением.

50. Я не могу долго  ждать.

 

Приложение 3

Текст опросника родительского отношения

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его  травмируют.

6. Я испытываю к ребенку  чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку  приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду  по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети  потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает  в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно  научить хорошим манерам при  всем старании.

19. Ребенка следует держать  в жестких рамках, тогда из  него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21. Я принимаю участие  в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет»  все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немного стыдно, что мой ребенок  не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и  по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок растет  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на враждебном отношении к  ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг всего того, что мне

не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только

требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных  решений следует учитывать мнение

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка