Сенсорное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Роль сенсорного воспитания для умственного развития детей.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
4. Условия сенсорного воспитания и методика сенсорного воспитания в детском саду.
Формирование представлений и понятий о форме у детей средней возрастной группы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная сенсорика 5.docx

— 66.20 Кб (Скачать файл)

Дети  третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные Действия: выкладывание Мозаики, нанесение цветовых - пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет —постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей — формирование у них представлений о такого рода эталонах.

Основные задачи в сенсорном воспитании  детей до школьного возраста. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия,  чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На  втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях  цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени. например: цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.д..

Дошкольников  учат группировать предметы, различающиеся  по  форме,  величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее  вырабатывают   умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход  к выделению и узнаванию  оттенков.

Одновременно  с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету  и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий.

Более сложным  является обучение детей обследованию формы предметов.  Прежде  всего  возникает необходимость отделить геометрические  фигуры  от  других   предметов,   придать  им  значение образцов.  Это достигается  тем,  что  каждую  фигуру  сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются   вокруг   соответствующих   фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов: круглый, квадратный, овальный и т.д.. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма  предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких  частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра  по определенной схеме Этому порядку  должно соответствовать и словесное  описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы  может использоваться прием обведения  детьми контура предмета и его  частей. Он помогает сопоставлению  обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении  предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить детей пользоваться простейшей меркой, выступающей  в  качестве  промежуточного  средства  при  переходе к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему   применению   общепринятой   системы мер.

Особые  трудности  для  детского  восприятия  возникают  в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Недостаточно   уметь   точно   воспринимать   отдельные   цвета   и оттенки. В   природе  и   произведениях  искусства   цвета   находятся в сложных  и  разнообразных сочетаниях.  Ребенка  нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое  восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить   предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

В качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение разбираться в  сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения величины.

 

4. Условия сенсорного воспитания и методика сенсорного воспитания в детском саду.

Усвоение  сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др. .Наиболее целостное отражение предметов возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Ребенок в  жизни сталкивается с огромным разнообразием  форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться  во всем этом многообразии, и он нуждается  в помощи воспитателя. Который организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.

В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все  многообразие свойств предметов. Овладение этими основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это как овал», «Это похоже на кубик» и т. д. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках, в постройках. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей

Начиная с  трех лет основное место в сенсорном  воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами  и способами их использования.

Эталонами цвета служат так называемые хроматические цвета спектра; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические цвета; белый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре  в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости  от длины световой  волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность — степень примеси к данному цвету черного цвета той же светлоты.

Вначале у  детей формируют представления  о хроматических цветах, белом  и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как  и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с. трудом. В быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов  не желательно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске  предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия. Употребление детьми таких названий вполне допустимо (исключение составляет называние светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не указывать количество и величину углов, сторон и т. д.. Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры, квадрат не рассматривается как разновидность прямо- угольника.

Разновидности геометрических форм, с которыми следует  знакомить детей, — это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон короткие и длинные, а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники . Дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются.

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными.  Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур: шара, куба, пирамиды, создаст только дополнительные трудности.

Эталоны величины носят особый характер. так как величина это относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования — особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне возможно).

Величина  предмета обычно устанавливается в  зависимости от Места, занимаемого  им в ряду однородных предметов. Так, большая Собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного  меньше маленького слона. Таким образом, в Качестве эталонов величины выступают  представления об отношениях  по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других: большой, маленькие, самый большой, самый маленький и т.д.  Усложнение этих  представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.  Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна  для  дошкольника.

Информация о работе Сенсорное воспитание