Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:42, контрольная работа
1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Роль сенсорного воспитания для умственного развития детей.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
4. Условия сенсорного воспитания и методика сенсорного воспитания в детском саду.
Формирование представлений и понятий о форме у детей средней возрастной группы.
При ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и даёт возможность выполнять действия по словесной инструкции. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали всё более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами что каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего.
Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа предмета будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.
Эффективность
аналитико-синтетической
Сенсорное воспитание лучше осуществлять в процессе разных видов продуктивной деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх. Это позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях.
Что особенно важно при обучении продуктивным видам деятельности: рисование, лепка ,конструирование. Так, например, возводя постройки из различных материалов, дети познают не только форму деталей, но и такие их качества, как устойчивость и прочность. При этом форма предмета определяет его большую или меньшую устойчивость. Одно сочетание деталей различной формы дает устойчивую, прочную постройку, другое сочетание деталей делает постройку непрочной. Таким образом, дети познают не только отдельные свойства предметов, но и различные сочетания этих свойств, их взаимосвязь.
Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы, как слитность и расчлененность, 'округлость и прямолинейность контура, пропорциональность и т.д. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное воспитание осуществлялось вне продуктивной деятельности.
Эти виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не повторяя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности.
Содержание
сенсорного воспитания должно
быть согласовано С
В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки (действовать карандашом, красками, накладывать кубики), но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции.
Дети, как правило, еще не умеют самостоятельно достаточно полно и правильно рассматривать предметы, тем более, что поставленная перед ними практическая задача что-то нарисовать, построить воспринимается как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к ее осуществлению. Поскольку при этом процесс предварительного ознакомления с предметом фактически дети игнорируют, то возникают существенные затруднения: дети делают много ошибок или даже вообще не могут выполнить задание.
Задача
педагога на этом этапе сенсорного
воспитания состоит в том, чтобы
подвести детей к осознанию
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Запоминание, мышление, воображение состоят в основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Восприятие
представляет собой процесс
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование это основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. С другой стороны, с этими свойствами дети сталкиваются и овладевают ими в процессе разнообразной содержательной деятельности.
Во время проводимых занятий дети убеждались на опыте, что предварительное обследование предмета способствовало правильному воспроизведению его в рисунке, облегчало конструирование и т.д. Обследование предмета начинало выступать как необходимая составляющая, предшествующая непосредственно деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого-либо предмета или его изображения и рисунке на более частные задачи и устанавливать их следственные связи.
Обследование предметов должно проводиться по-разному, в зависимости от цели его. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь с одной стороны.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Обследование в процессе труда в природе происходит несколько иначе.. Одно из основных условий успешной деятельности детей — обучение их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т. д. Например, при посадке семян в почву и уходе за растениями дети должны различать почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений — отличать стебли и листья культурных растений от сорняков.
В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание детей на ее цвет, консистенцию, влажность, научить ощупывать и разминать землю пальцами. При обследовании какого-либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятие детьми этих признаков.
Если сравнить способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные представления о предметах. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях. В процессе труда в природе детям важно лишь отличать сухую землю от влажной, рыхлую от плотной, культурное растение от сорняка и для этого достаточно иметь представление об отдельных характерных признаках почвы, растений.
Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них — выполнение чего-либо: конструкции, рисунка, песни, произнесение слов или связного текста. В одних случаях — при пении, игре на музыкальном инструменте, чтении наизусть текста — действиям ребенка предшествует восприятие аналогичного действия, восприятие образца. Когда они затем действуют сами, то слушают свое исполнение, а также нередко и исполнение других детей.
Таким образом конструирование, рисование, лепка могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки, рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат. Однако в этих видах деятельности могут быть и другие отношения между восприятием и исполнением. Детям показывают тот предмет который они будут строить, рисовать, лепить, вырезывать. Но вместо прямого и полного показа способов изображения или конструирования дается такой анализ свойств предмета, который позволит самостоятельно выполнить изображение. В этом анализе имеются две стороны: аналитическое восприятие основных свойств предмета и его частей и установление последовательности, порядка восприятия и анализа этих свойств, которые будут повторены при создании изображения. Последнее очень важно, так как обеспечивает выполнение работы, показывает ребенку способ выполнения.
В случае постановки перед детьми новой, более сложной, чем раньше, задачи бывает необходимо указать и некоторые способы Действия. При этом очень важное значение имеет сопоставление Восприятия и анализа предмета с показом способов его изображении. Такое сопоставление обеспечивает осознанность действий, Исключает возможность механического копирования.