Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, дипломная работа
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………
Таблица 5
Задание 2. Определение цвета предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
+ |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
+ |
10. |
Максим К. |
+ |
11. |
Кирилл С. |
+ |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
10 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
2 |
Таблица 6
Задание 3. Определение формы предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
+ |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
+ |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
8 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
4 |
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада.
- в ходе использования дидактических игр нами установлено, что на каждом этапе развития сенсорных способностей изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
- после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сенсорного развития детей.
Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий.
Заключение
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа
показала, что именно дошкольный
возраст чрезвычайно важен для
развития сенсорных
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. По ходу изложения
теоретического и экспериментал
Список литературы:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В.
Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец
А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических
наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого
дня жизни до шести лет: тесты и развивающие
упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.
27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.
Информация о работе Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста