Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка
Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим факта ром в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие "неразвивающаяся способность", по утверждению ученых, специалистом в области исследования проблем музыкальности, сама по себе является абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда петит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
"Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника".
Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:
Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.
Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
Жизнедеятельности детей в семье.
Наблюдений (экскурсии, досуги)
Образовательной работы.
Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
Привлечения родителей к проведению занятий.
Участия родителей в выставках семейного творчества.
Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в Д/С.
Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
Проведения совместных прогулок и экскурсий.
Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой
Сенсорное развитие ребёнка
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап
– предэталонный, происходит на
3-ем году жизни. Малыш начинает
называть треугольные формы
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап
– на 4-5 году жизни, уже владея
сенсорными эталонами, дети начинают
их систематизировать. Воспитатель
помогает ребенку выстроить
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в среднем дошкольном возрасте
Дидактические игры, применяемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание. Обычно ребенок этого возраста задает очень много вопросов, что свидетельствует о его более высоком уровне развития мышления, самостоятельности. Поэтому с ним возможны игры, требующие не только того, что ребенок видит сейчас, но и знаний, усвоенных им ранее.
Многие впечатления, которые дети черпают стихийно, наблюдая явления окружающей действительности, не получают своего словесного выражения, поэтому для детей среднего дошкольного возраста столь характерны вопросы, направленные к выяснению наименования предметов и их назначений, к выяснению причин некоторых явлений. Привести в порядок эти впечатления помогут дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте еще сохраняет свое значение задача формирования правильного звукопроизношения, но она решается больше в индивидуальном порядке, так как основная масса детей должна уже владеть звуковой (звукопроизносящей) культурой родного языка. Для детей, не овладевших тем или иным звуком, можно взять игры из младшей группы. Подбирают игры в зависимости от того, какие звуки надо закрепить. На закрепление знаний об окружающем и отдельных звуков родного языка можно использовать такие коллективные дидактические игры, как «Пчелы», «Пильщики», «Стук-стук» и другие. Они используются также для упражнения и закрепления уже поставленных звуков.
При проведении таких игр, как «Стук-стук», «Ку-ка-ре-ку», «Голоса животных», дети исполняют отдельные роли. Например, Наташа — «кошка» подходит к кругу, сделанному детьми, и говорит «Стук-стук!»
Дети. Кто тут?
Наташа. Мяу-мяу-мяу.
Дети (по звуку отгадавшие, кто это). Кошка, это ты?
Наташа. Мяу-мяу-мяу, я. Кошка хочет молока.
Дети впускают «кошку» в круг, Наташа делает вид, что лакает молоко,— щелкает языком.
Затем в кругу по очереди «собака» («ав-ав-ав»), «мышка» («пи-пи-пи»), «лягушка» («ква-ква-ква») и т. д.
В таких играх дети, кроме упражнения в правильном произношении отдельных звуков, уточняют, какое животное чем питается.
В дидактической игре «Оркестр» все дети разделены на три группы. В каждую из этих групп входят дети, у которых в наибольшей степени имеются отклонения от правильного произношения звука р. Скрипачи произносят «ри-ри-ри», трубачи — «ру-ру-ру», барабанщики — «ра-ра-ра». Затем эти дети поют мелодию знакомой песни с этими звукосочетаниями. Перед остальными детьми стоит задача: отгадать, мелодию какой песни поют дети и кто какой инструмент изображает. Исполняя роль дирижера, воспитатель имеет возможность сосредоточить внимание детей на игре. Все дети активно участвуют в ней. То одна группа музыкантов произносит мелодию песни, то другая, то все вместе. Потом роли меняются: одна группа детей произносит мелодию песни сочетаниями звуков «ри-ра-ру», а другая группа детей по мелодии отгадывает название песни. Обучающие моменты воспитатель включает в игровое действие: «Ты, Таня, скажи «ра» громче, вот так (показывает), а то дети не отгадают, какой инструмент ты изображаешь».
В среднем дошкольном возрасте происходит бурный рост словаря, но ребенок еще не пользуется широко им в своей речи. Наблюдается нередко и неверное употребление слов. Иногда дети затрудняются подобрать слова, выражающие качество предмета, обобщающие слова. В различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь (одежда, посуда, белье, мебель), находят сходство и различие в предметах, учатся классифицировать предметы по группам (стол, стул, кровать — мебель).
Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям