Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:08, курсовая работа
Задачи:
1. Рассмотреть систему непрерывного образования, ее принципы
2. Выявить организационные мероприятия, направленные на работу с педагогическими кадрами
3.Рассмотреть основные формы повышения квалификации педагогов
Введение 3
1. Теоретические аспекты работы с педагогическими кадрами в системе непрерывного образования 5
1.1 Методическая работа с педагогическими кадрами 5
1.2 Принципы непрерывного образования 13
2. Приоритетные направления в работе с педагогическими кадрами в системе непрерывного образования19
2.1 Основные формы повышение квалификации педагогов 19
2.2. Аттестация как форма развития профессионально компетентности и квалификации педагогов квалификации педагогов 26
Заключение 33
Список литературы 34
• Методические письма, рекомендации по организации непрерывного образования педагогов
• Концепция НО, образовательные программы непрерывного образования
2. Кадровое обеспечение
• Количественный и качественный анализ кадров ОУ
• План повышения компетентности педагогов внутри ОУ
• Принятие управленческих решений по обеспечению роста профессионального мастерства педагогов
3. Материально-технические условия
• Достаточность методического оснащения
• Наличие условий саморазвития и самореализации педагогов
2 блок. Отражение вопросов управления СНО в нормативно-правовых актах ОУ
1. Образовательная программа
2. Программа развития
3. Годовой план разделы: (методическая работа, контроль, работа с кадрами, административная деятельность)
3 блок. Содержание непрерывного образования
1. Соответствие содержания СНО приоритетным направлениям работы ОУ (потребности ОУ в дополнительных образовательных услугах; потребности педагогов; профессиональному уровню педагогов)
2. Наличие работы по самообразованию педагогов
3. Организация медико-психологического сопровождения обучения педагогов на рабочих местах
4. Наличие методического банка
4 блок. Управление и контроль
1. Соблюдение санитарных норм, правил ОТ и ТБ при организации обучения педагогов ОУ
2. Учет индивидуальных возрастных и психофизических возможностей педагогов
3. Рациональность временных затрат
4. Учет принципов НОТ при организации обучения взрослых
5. Соблюдение сбалансированности форм и методов работы в СНО
6. Наличие обратной связи
Анализируя все что происходит с системой непрерывного образования на сегодняшний день, и о чем говорят последние научные публикации, концепции непрерывного образования, установки различных органов управления образования, можно сделать вывод о следующих перспективах :
• это в работе с будущим (изучение социального запроса );
• программирование системы непрерывного образования (Формы методической работы по способу организации с учетом уровня профессионального мастерства: “школа исследователя”; “годичные команды педагогов”; “школа профессионального мастерства”; “школа высшего педагогического мастерства”; “школа передового опыта”; “педагогическая мастерская”; “мастер — класс”; “творческие микрогруппы”; “кружки качества”; “временные творческие коллективы”; “временные научно исследовательские коллективы”; “творческие лаборатории”;
• совершенствование профессиональной компетентности, т. е. в использовании компетентностного подхода; (необходимо формировать не только профессиональную компетентность, но и рассматривать вопросы, которые относятся к блоку личностной компетентности, т.е. формировать коммуникативную компетентность, социальную);
• вариативность и дифференцированность содержания форм, методов непрерывного образования;
• диагностичность;
• усиление методического сопровождения (разработка индивидуальные программы непрерывного образования)
• проектировочные формы и методы работы;
• в здоровьесбережении (забота о здоровье педагогов во избежание педагогического выгорания, педагогического стресса, затяжного стрессового состояния)
1.2 Принципы непрерывного образования
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [2].
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Поэтому каждое государство ищет свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж. Идея непрерывного образования - детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов - Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки [3].
Непрерывное образование развивалось как факт практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему "Учиться, чтобы быть". С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ [4].
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику [5]: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностьюформ, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.
Принцип демократизма предполагает
доступность образования в
Принцип свободы выбораосновных параметров процесса обучения: времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, выбора консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня документов образования;
Принцип мобильности выражается
в многообразии средств, способов, организационных
форм системы непрерывного образования,
их гибкости и готовности к быстрой
перестройке в соответствии с
изменяющимися потребностями
Принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-познавательной и трудовой деятельности, в систему межличностных отношений;
Принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом ее интересов, привычек, желаний, мотивов, ценностных установок;
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.
Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.
Принцип ступенчатости предполагает плавный переход от низших ступеней образования к высшим, что позволяет обеспечить непрерывный качественный подъем образовательной деятельности в целом — от дошкольной ступени до послевузовской;
Принцип непрерывности образования
является систематизирующим. Учебные
заведения, работники образования
и повышения квалификации, науки
и производства должны пересмотреть
взгляд на роль и место образования
в жизни человека и общества. Необходимо
преодолеть ориентацию на поверхностную
«энциклопедичность»
Принцип сочетания непрерывности
и дискретности, то есть сочетания
периодов самообразовательной
Принцип системности. Все компоненты системы непрерывного образования находятся в настолько тесной взаимосвязи между собой, что любое изменение одного из них вызывает изменение другого, а нередко и системы в целом. Такое взаимодействие служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью.
Сетевой принцип организации системы непрерывного профессионального образования базируется на следующем положении: организация внутрисетевого взаимодействия сети учреждений профессионального образования различного уровня.
Формы подготовки специалистов
высшей квалификации должны также соответствовать
и следующим принципам
а) интеграции образования, науки и производства как единой коллективной системы получения и использования новых научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере;
б) создания единой информационной среды для образовательной, научной и инновационной деятельности;
в) создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов для организаций различных форм собственности и видов деятельности;
г) учета структуры инновационной деятельности на основе разработки рекомендации для решения актуальных проблем социально-экономического, технологического и культурного развития России, взаимодействия с региональными органами власти, учреждениями, предприятиями и организациями реального сектора экономики и социальной сферы;
д) построения кооперационных межреспубликанских и межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки, производственной и инновационной деятельности.
Таким образом, все звенья системы непрерывного образования находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и это объективно способствует целостности системы, ее единству, что, однако, не означает единообразия в работе учебных заведений. Целостность образовательной системы означает, что в ее структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач обучения и образования. Исключительно большое значение имеет понимание того, что речь идет не просто о конгломерате различных видов и форм образовательных учреждений, а именно об единой системе, в рамках которой их функционирование теснейшим образом взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам. Именно системность непрерывного образования резко расширяет его возможности, повышает уровень приспособляемости к окружающим общественным условиям, дает возможность гибко и оперативно откликаться на изменение потребностей общества, социальных групп и отдельных индивидов.
Таким образом, непрерывное
образование — процесс роста
образовательного (профессионального
и общего) потенциала личности в
течение всей жизни на основе использования
системы государственных и
Информация о работе Систеиа повышения квалификации педагогов