Систеиа повышения квалификации педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Рассмотреть систему непрерывного образования, ее принципы
2. Выявить организационные мероприятия, направленные на работу с педагогическими кадрами
3.Рассмотреть основные формы повышения квалификации педагогов

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты работы с педагогическими кадрами в системе непрерывного образования 5
1.1 Методическая работа с педагогическими кадрами 5
1.2 Принципы непрерывного образования 13
2. Приоритетные направления в работе с педагогическими кадрами в системе непрерывного образования19
2.1 Основные формы повышение квалификации педагогов 19
2.2. Аттестация как форма развития профессионально компетентности и квалификации педагогов квалификации педагогов 26
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Гладкая.docx

— 71.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приоритетные  направления  работы с педагогическими кадрами в системе непрерывного образования

 

2.1 Основные формы повышение квалификации педагогов

 

Как было ранее рассмотрено в первой главе основной формой работы с педагогическими кадрами является проведение методических мероприятий, направленных в большинстве своем на повышение квалификации. Среди них можно выделить следующие [11]:

– Коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.

– Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Постепенно вошедшие в практику педагогики организационные формы  методической работы в основном сформировались к 60-м годам и были систематизированы В.Т. Рогожкиным [12 ]. Центром методической работы В.Т. Рогожкин считает педагогический совет. Указывая на три основных формы методической работы – педсовет, методобъединения, самообразование. За следующих более чем тридцать лет добивалось лишь 3–4 формы: проведение ролевых и деловых игр, решение педагогических задач; можно считать вновь возродившейся формой проведение конкурсов «Учитель года», «Школа года».

Значит, можно утверждать, что организационные  формы методической работы консервативны: единожды сформировались, они вошли  в число форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для данной школы в определенные периоды.

Более подвижно содержание методической работы. Оно обновляется постоянно  в соответствии с практическими потребностями школы.

В 70-е годы в связи с переходом школ на новые учебные планы пришлось во всех формах методической проводить опережающее изучение учителями планов и программ, новых учебников и методических пособий.

В 80-е годы уделялось внимание изучению вопросов воспитания школьников, возрастной психологии, поэтому в содержание методической работы включались такие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение задач повышенной трудности. Как правило, эта работа проходила в школьных методических объединениях [13]. В настоящее время структура внутришкольной методической работы значительно обогатилась и может быть выражена следующей схемой:

Во-первых, внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег заслуженным авторитетом. Количество методообъединений зависит от численности педагогического коллектива, от данной конкретной школы. Обычно создаются следующие методообъединения: учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей средних и старших классов и другие, при этом учитывается количество учителей по каждому предмету.

Количество членов школьных методических объединений от 6 педагогов.  С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед педколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения. Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальной работы с ними и другие.

Распределение работы методообъединений обычно планируется по месяцам. Например: в сентябре – информация учителей о методических новинках, внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения. В ноябре – взаимопосещение уроков и их анализ. В декабре – заслушиваются сообщения о самообразовании, знакомятся с новинками научно-методической литературы. В феврале – обмен опытом учителей по различным вопросам воспитания и обучения. В апреле – подготовка контрольных работ для учащихся. В мае – готовятся итоги на методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей школьных методообъединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются планы на следующий учебный год.

В течение года учителя участвуют  в занятиях районных методических объединений, готовят учащихся для участия  в различных олимпиадах, НОУ, участвуют  сами в различных мероприятиях разного  уровней. Конечно, возможно и другое содержание, иная периодичность работы методических объединений. Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям в совершенствовании методики работы по новым программам и учебникам. План школьного методического объединения включает [8 ]:

– Анализ работы за учебный год

– Основные задачи и направления

– Взаимосвязь с другими формами методического объединения

– Повышения квалификации

Работа методических объединений  включает:

– Проведение заседаний методических объединений.

– Выполнение нормативных документов.

– Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО.

– Подготовка и проведение предметных недель.

– Подготовка и проведение семинаров и конференций.

– Проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным играм, олимпиадам, НОУ.

– Посещение учебных, факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.

– Углубленное изучение методики преподаваемого предмета.

– Информация о новых книгах, статьях.

Во-вторых, не следует забывать школу передового опыта. Если в школе работает учитель, чей опыт заслуживает глубокого и постоянного изучения всем педагогическим коллективом, то составляется план регулярного изучения его деятельности с посещением уроков и теоретическими сообщениями. Такая форма ознакомления с практикой лучших учителей получила название «школа передового опыта». После того, как опыт изучен, как учитель изложил все «секреты своего мастерства», школа прекращает свою деятельность. Но опыт творчески работающего учителя не должен быть забыт, его нужно изучить, обобщить, порекомендовать учителю, чтобы он обобщил сам.

В-третьих, научно-практические конференции и педагогические чтения. Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей.

Нередко материалы, подготовленные для  выступлений на заседаниях внутришкольных методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для заслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях или педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.

В четвертых, проверенной и традиционной формой, настоящей школой профессионального мастерства являются в ряде школ заседания педагогических советов. Происходит это там, где содержание их работы нацелено на внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта. Педагогические советы рассматривают, например, такие вопросы, как пути совершенствования урока; психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методы обучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока знаний, умений и навыков учащихся; развитие самоуправления – важный фактор школьной жизни и другие[15].

На педагогических советах как  высшем органе коллективного руководства  школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические  сообщения, выступления из опыта  работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливаеи влияние педсоветов на рост мастерства учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка тематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полтора месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков, анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п. Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект предстоящего педсовета также подготавливается заранее и доводится до сведения учителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний педагогического совета школы.

Методический совет – совещательный  орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения.

Цель деятельности: организация  и координация методического  обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.

Задачи [15]:

– диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;

– изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;

– создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.

В связи с движением педагогов  – новаторов, которое способствовало пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методической работы – творческие группы.

В отличие от методических объединений  их состав менее стабилен; объединение  же проводится не по принципу одних  и тех же родственных предметов, а по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Численность группы может  быть различной, но практика свидетельствует, что в большой группе теряется душевность и открытость в общении, без чего невозможноо творческое общение. Официальный руководитель, как правило, в творческой группе не назначается. Лидерство берут на себя один или два – три ее наиболее активных и инициативных участников. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленноков, с определения плана, разработки возникшей идеи. Затем каждый член группы самостоятельно изучает имеющиеся теоретические публикации и передовой опыт по разрабатываемому или смежному с ним направлению. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены второй группы обмениваются полученными сведениями, исправляя и допролняя друг друга. Возникают споры, дискусии, диспуты. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий. Активизируется взаимопосещение уроков, факультативных и кружковых занятий и взаимопомощь учителей-единомышленников. В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы.

В пятых, можно отметить практические конференции, как продолжение самообразования, самостоятельного изучения научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельности. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.

Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению  их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы  и научно-педагогической жизни страны.

Предметом обсуждения на школьной конференции  могут стать наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес. Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным [9]. Там, где такие конференции проводятся регулярно и качественно, между учителями часто непроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается в потребность.

И последним является методическая помощь молодым учителям. Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытости и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводится к разовым мероприятиям.

Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой /проблемой/. При  правильном выборе единой методической темы и целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебную, так и воспитательную работу.

Информация о работе Систеиа повышения квалификации педагогов