Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

    Заключительная  стадия содержит в себе проигрывание  трудных ситуаций и способов  их разрешения, а также прослушивание  сказок с позитивным окрашенным  прогнозом на будущее.

    Также на  этом этапе могут использоваться  медитативные сказки.

Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

  В качестве примера медитативной сказки приводим сказку «Озеро» из книги Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Основы сказкотерапии».

«Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в  ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, что время остановилось. Но вдруг... из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя  на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что  смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых было так много, что воздух вокруг стал светиться.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы  подумали, что это их драгоценные  камни научились летать, и обеспокоились  этим. Еще бы! Все их сокровища  могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки. 
Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось все больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу, и все они превратились в маленький огонек.

Огонек поселился в  корнях старого дерева и своим теплом отогрел их. 
Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать:

— Я знаю, что такое  волшебство!»

Таким образом, мы описали  основные этапы коррекционной сказкотерапевтической  работы.  План проведения занятия может быть произвольным. Удобно, когда сеанс начинается с ритуальной песни или игры. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего проводится ряд психотерапевтических игр. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводится итог, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.

    Занятия сопровождаются  музыкальным оформлением, как  при прослушивании сказок, при обыгрывании, при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта [49].

    Дети должны  почувствовать, что они не просто  играют в «сказку» или выполняют  упражнения, а исследуют пока  не знакомый им мир. Важно,  чтобы ребенок вышел из сказки по окончании занятия тем же способом, что и вошел.

    Каждый педагог,  воспитатель, психолог, родитель, имеет  свои ценности, взгляды на мир  и на стиль воспитания ребенка.  Поэтому, строя свою работу  с детьми, каждый будет придумывать свои собственные сценарии путешествия по сказке.

    Коррекционные  возможности сказки и сказочного  пространства в русле метода  сказкотерапии используются для  того, чтобы помочь ребёнку увидеть,  осознать разрушающие его психику  и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие и тем самым способствующие повышению самооценки.

    Таким образом,  анализируя проблему применения  сказкотерапии  в коррекции самооценки младших школьников, мы пришли к выводу, что данный метод не ограничивается только сказочным пространством и применением сказки, а также использует и личностный потенциал ребенка, который актуализируется по средствам сказки и метафоры. Еще одно важное качество – это пролонгированность действия данного метода. В ходе практической работы используются различные техники, которые гармонично комбинируют со сказкотерапией и непосредственно положительно влияют на самооценку младшего школьника и развивают личностный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Выводы по  второй  главе.

  1. Самооценка — оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка – это  важная психологическая категория. Самооценка является объектом такого важного и сложного образования в психике человека как самосознание.

  1. Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель  начальных классов должен знать  психологические особенности младших  школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

  1. Метод сказкотерапии позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка направленного на развитие адекватной самооценки, достоинство сказок заключается в следующем:

    • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
    • Непосредственность месса действия, главного героя.
    • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
    • Победа добра. Психологическая защищенность.
    • Наличие тайны и волшебства.

Метод сказкотерапии, как  и многие терапевтические методы можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО

  ШКОЛЬНОГО     ВОЗРАСТА   МЕТОДОМ   СКАЗКОТЕРАПИИ  

 

3.1. Изучение уровня  самооценки и застенчивости детей младшего школьного возраста

 

Исследование самооценки и застенчивости детей младшего школьного возраста проводилась в начальной школе №11, города Ч. Забайкальского края.

Начальная школа №11, города Х является муниципальной общеобразовательной  школой, в ней обучаются дети с 1-го по 4-й класс. Общая численность учащихся составляет 240 человек, учителей – 15 человек.

Общая численность испытуемых составила 46 человек. В исследовании приняли участие дети 4 «а» и «в» классов.

Состав исследуемых  детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.

 

Таблица 1 – Состав учащихся в 4 «а» класса

№ п\п

Имя

              № п\п

                Имя

1

Вася М.

  12     

  Сережа Л.

2

Катя Н.

  13

  Вера К.

3

Рома Ц.

  14

  Вика Н.

4

Антон Ш.

  15

  Лера С.

5

Лена М.

  16

  Таня Б.

6

Оксана Р.

  17

  Рита К.

7

Лена Р.

  18

  Оля Я.

8

Оля П.

  19

  Коля М.

9

Максим В.

  20

  Витя О.

10

Денис К.

  21       

  Света С.

11

Леша К.

  22

 Аня Ш.

 

   23

 Галя Н.


 

Таблица 2 – Состав учащихся в 4 «в» классе

№ п\п

Имя

№ п\п

Имя

1

Сергей К.

12

Вера М.

2

Аня Н.

13

Антон Ф.

3

Таня М.

14

Саша Б.

4

Рома Ч.

15

Леша З.

5

Женя П.

16

Лена В.

6

Дима С.

17

Яна Г.

7

Аня Л.

18

Оля К.

8

Лена Т.

19

Коля О.

9

Виталя С.

20

Толя К.

10

Саша Т.

21

Слава К.

11

Оля Ш.

22

Оксана В.

   

23

Настя Ч.


 

Исследование по выявлению  уровня самооценки проводилась с помощью методики «Лесенка» и методики Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна. Для изучения эмоционального состояния подростков мы использовали проективную методику «Рисунок несуществующего животного»

Тест «Лесенка»

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).

Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о  низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.

В результате исследования в группах  по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.

Результаты исследования в 4 классах по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике      

                          «Лесенка»

             Класс 4»а»

               Класс 4 «в»

Имя

Самооценка

Имя

Самооценка 

1

Вася М.

нормальная 

1

Аня Н.

завышенная

2

Катя Н.

заниженная

2

Таня М.

заниженная

3

Рома Ц.

заниженная 

3

Рома Ч.

нормальная

4

Антон Ш.

нормальная 

4

Женя П.

нормальная

5

Лена М.

заниженная

5

Дима С.

завышенная

6

Оксана Р.

завышенная

6

Аня Л.

заниженная

7

Лена Р.

нормальная 

7

Лена Т.

нормальная

8

Оля П.

заниженная

8

Виталя С.

завышенная

9

Максим В.

нормальная 

9

Саша Т.

заниженная

10

Денис К.

завышенная

10

Оля Ш.

заниженная

11

Леша К.

заниженная 

11

Сергей К.

заниженная

12

Сережа Л.

нормальная 

12

Вера М.

заниженная

13

Вера К.

заниженная 

13

Антон Ф.

нормальная

14

Вика Н.

завышенная

14

Саша Б.

завышенная

15

Лера С.

заниженная

15

Леша З.

нормальная

16

Таня Б.

нормальная 

16

Лена В.

завышенная

17

Рита К.

нормальная 

17

Яна Г.

завышенная

18

Оля Я.

нормальная 

18

Оля К.

заниженная

19

Коля М.

заниженная 

19

Коля О.

заниженная

20

Витя О.

заниженная 

20

Толя К.

заниженная

21

Света С.

нормальная 

21

Слава К.

завышенная

22

Аня Ш.

заниженная 

22

Оксана В.

заниженная

23

Галя Н.

заниженная 

23

Настя Ч.

нормальная

Информация о работе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников