Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа
Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Повышение
самооценки – один из самых
эффективных приемов борьбы с
тревогой в школе. Нужно
Возраст
Возраст участников — 10–11 лет. Но если произвести модификацию, то программу можно использовать как с детьми начальной школы, так и с учащимися старших классов.
Структура программы
Программа состоит из 10 занятий, с учетом учебной занятости детей. Одно занятие в среднем длится 40-45 минут. Занятия проводятся в конце недели и построены по алгоритму сказкотерапевтического занятия, что позволяет за очень короткий промежуток времени ощутить себя в «сказочном мире».
Материал основан на метафорах с использованием сказкотерапевтических упражнений и игр. Программа заканчивается в тот момент, когда дети еще хотят путешествовать по сказке, здесь используется эффект «незавершенного действия».
Перевоплощение
в сказочных героев помогает
ребятам раскрыть свои
Занятия с группой проводились в соответствии с разработанным планом, который описан в таблице 5.
Табл. 5
Тематический план занятий
№ |
название занятий |
Цели и задачи |
Время |
1. |
Встреча со сказкой детства |
Цель: помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность. Задачи: осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий. |
45 мин |
2. |
Мой внутренний мир |
Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера). Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера. |
45 мин |
3. |
За маской |
Цель: критическая оценка своей личности со стороны, выделение положительного. Задачи: осознание своих внутренних качеств. |
45 мин |
4. |
Театр масок |
Цель: развитие способности самовыражения. Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала. |
45 мин |
5. |
Сказочный мир |
Цель: содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире. Задачи: рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение. |
45 мин |
6. |
Мы – разные |
Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека. Задачи: изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми. |
45 мин |
7. |
Люди и куклы |
Цель: повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции. Задачи: психодиагностика, развитие интереса к себе, развитие саморегуляции и самоуправления. |
45 мин |
8. |
Весь мир – театр |
Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков). Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение. |
45 мин |
9. |
Могущество Я |
Цель: оказание помощи участникам в раскрытии их сильных сторон. Задача: актуализация их личностных ресурсов. |
45 мин |
10. |
Окна в будущее |
Цель: интеграция опыта. Задачи: интеграция Я-схемы прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смещения и достижение эго-идентичности. |
45 мин |
Подробное описание хода занятий представлено в приложении III.
Обсуждение занятия предполагает краткий разговор о проведенном упражнении и происходит почти на каждом занятии. Детям задаются такие вопросы, как:
- С кем из детей ты играл дольше всего?
- Какие моменты тебе больше всего понравились?
- С кем из детей было легче работать?
- Хотел бы ты еще
поиграть в эту игру на
Рефлексия занятия – обсуждение того, что нового узнали дети, что понравилось, а что нет. Рефлексия проводится в заключение каждого занятия.
На последних занятиях особо стеснительные дети таких проблем уже не обнаруживали, произошло раскрепощение, повысилась уверенность в себе, смелость, активность детей.
3.3. Эффективность коррекционной программы
Для подтверждения эффективности программы была создана выборка из 10 детей, обладавших заниженной самооценкой, застенчивостью и неуверенностью в себе. Данные дети не посещали занятия психолога, направленные на коррекцию самооценки.
Данная выборка составила контрольную группу детей. После проведения психологических занятий среди данных детей была также проведена диагностика. После окончания занятий по описанной программе в экспериментальной группе была проведена диагностика на выходе. Результаты диагностики контрольной группы по окончанию занятий были сопоставлены с результатами диагностик в экспериментальной группе.
Диагностика проводилась с помощью таких методик, как методика «Лестница» и методика определения уровня самооценки подростков Т. Дембо – С.Л. Рубинштейна, описанных в первом разделе главы и представленных в приложениях I и II..
Данные методик показали следующие результаты: у 7 из 10человек уровень самооценки повысился до адекватного. У 5 из 10человек уровень застенчивости понизился до нормы. Таким образом, повышение уровня самооценки произошло у 70% испытуемых, а застенчивость была снижена у 50% испытуемых.
Данные исследования самооценки и застенчивости у подростков в коррекционной группе представлены в таблице 6.
Результаты исследования самооценки у детей в коррекционной группе
по методике Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна Табл. 6
Испытуемые |
Уровни самооценки | ||
завышенная |
адекватная |
заниженная | |
Количество, чел. |
- |
7 |
3 |
Доля из общего числа, % |
- |
70 |
30 |
Данные исследования диагностики на выходе из эксперимента сравним с данными этих же детей до психологического воздействия. Результаты исследования самооценки у детей в коррекционной группе по методике Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна представлены в таблице 5.
Табл. 5
Сравнительный анализ результатов исследования самооценки у детей в коррекционной группе по методике Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна
Испытуемые |
Уровни самооценки | ||
завышенная |
адекватная |
заниженная | |
Количество человек до проведения психологической коррекции |
- |
- |
10 |
Количество человек после проведения психологической коррекции |
- |
7 |
3 |
Из результатов диагностики уровня самооценки детей младшего школьного возраста видим изменение уровня самооценки у 6 человек из 9.
Динамика изменения уровня самооценки детей младшего школьного возраста представлена на рисунке 3.
Динамика изменения уровня самооценки детей младшего школьного возраста
Рис. 3
Таким образом, уровень самооценки детей младшего школьного возраста из экспериментальной группы повысился у 67чел. Из общего числа – 10чел., что составило 70%.
У 3 чел. из экспериментальной группы самооценка осталась на прежнем уровне.
Изменение показателей самооценки в экспериментальной группе подтвердились также наблюдением. Из разговора с учителями и классными руководителями, а также наблюдений психолога выяснилось, что дети стали намного увереннее в себе, смелее и успешнее отвечать на уроках, активно участвовать в жизни школы.
Реализация вышеописанной психокоррекционной программы способствовала обучению детей навыкам общения и сотрудничества, а также сплочению коллектива и повышению уверенности детей в себе.
Данный вывод подтверждает
и сравнительный анализ результатов
экспериментальной и
Таким образом, психокоррекционная программа с применением техник и методов арт-терапии, сказкотерапии позволяет повысить уверенность детей в себе, обучить навыкам групповой работы, сотрудничества, повысить навыки общения.
Достигнута цель детей повышения уровня самооценки детей младшего школьного возраста, повышения уверенности в себе, понижения уровня застенчивости детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы охватили проблему психологического консультирования детей младшего школьного возраста.
Анализ изученной литературы позволяет сделать выводы о том, что психологическим консультированием является деятельность психолога, направленная на устранение или уменьшение негативных отклонений от нормы в развитии психики человека.
Психологическое консультирование детей младшего школьного возраста имеет ряд отличий связанных с особенностями возраста. Из-за того, что новообразованием данного возраста является учебная деятельность, консультирование и коррекция в данном случае осуществляются в групповой форме с использованием приемов и техник арт-терапии и сказкотерапии и работа психолога с родителями фактически не производится. Но существует работа с учителями, ведущими занятия в данных классах. Эта работа предполагает помощь учителей в адаптации детей с заниженной самооценкой, застенчивых детей, вовлечение таких детей в активные виды работы во внеурочное время. Также замечания учителей помогают психологу в проведении более качественного наблюдения за изменениями в поведении ребенка.
В результате обзора теоретической литературы нами был выявлен ряд характерных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Среди них одной из важнейших является проблема неадекватной самооценки и застенчивости.
Для успешной коррекции данной проблемы нами было подробно рассмотрено понятие самооценки и застенчивости.
Опираясь на труды таких авторов, как А.А. Реан, С.А. Беличева, В.С. Богомолов и др., можно заключить, что самооценка – это оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка зарождается и развивается в контексте отношения человека с другими людьми. От того, насколько позитивным и успешным был опыт общения ребенка с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношения ребенка к себе и другим. Гармоничная и адекватная самооценка служит твердым и позитивным фундаментом развития личности.
Существует множество исследований, гипотез и теорий по данной проблеме. В своей работе мы опираемся на труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших феномен самооценки - это Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, А.А. Рояк, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, А.И. Липкина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова и др.
Проведенный нами констатирующий
эксперимент показал
Все дети, страдающие высоким уровнем застенчивости, имели неадекватную заниженную самооценку.
В процессе проведения коррекционных занятий в группе подростков, результаты диагностики показали следующее: в выборке из 10 человек у 70% детей самооценка повысилась до уровня адекватной, у 50% детей понизился уровень застенчивости до нормы.
Кроме этого наблюдение выявило уменьшение стеснительности, робости, неуверенности в себе застенчивых детей.
Таким образом, можно подвести итог о том, что выдвинутая гипотеза полностью доказана. Программа психологической коррекции состоящей из занятий, направленных на сплочение коллектива, выработку навыков сотрудничества и навыков общения, с использованием методов сказкотерапии, действительно снижает уровень застенчивости и повышает уровень самооценки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК