Слушание музыки в детском саду, как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Содержание

Введение
Теоретическая часть.
1.1 Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.2 Роль слушанья музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
1.3 Программа Васильевой по разделу слушания музыки, анализ репертуара по возрастным группам.
1.4 Методы и приемы работы по слушанию музыки.
1.5 Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки.
2. Практическая часть
2.1 Музыкально-дидактическая игра
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Слушание музыке.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Старшая группа

    • Учит различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
    • Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
    • Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Подготовительная  группа

    • Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
    • Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
    • Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
    • Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

 

    1.  Методы и приемы работы по слушанию музыки.

Методика обучения навыкам  слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Исполнение  музыки и слово педагога – методы обучения

Художественное исполнение музыки — это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые лишают ребят нужных эмоциональных переживаний. Так как вокальные и инструментальные произведения слушают дошкольники, то важно, чтобы звучность и темп были умеренными (без эффектной эстрадности), а звучание естественным и мягким.

Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя.

Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами.

Формы словесного руководства  различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование  зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.

Направляя внимание детей  на восприятие вокальной музыки, педагог  строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более общего характера. Если пьеса имеет программу, она, как правило, выражена в названии, например «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные — это игрушечный марш». При повторном прослушивании обращает внимание на то, что, когда солдатики подходят ближе, музыка звучит громче, а когда уходят, звучание затихает. Позднее дети самостоятельно различают динамические оттенки, осмысливая их выразительное значение.

Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ.

В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного  возраста беседы носят более развернутый  характер, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.

Беседа сопровождается проигрыванием  отдельных вариаций, музыкальных  фраз. Музыка воспринимается в развивающейся  форме, дети начинают чувствовать и понимать «музыкальную речь».

В словесных указаниях  педагог неоднократно (с помощью  образного, короткого рассказа или выразительно прочитанного стихотворения) отмечает связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отраженны.

Наглядность – метод обучения

Использование наглядных  приемов для активизации музыкального восприятия зависит от источника дополнительной информации о музыке. Если это литературное произведение (стихи, цитата из поэтического текста песни, из рассказа, загадка, пословица) или фрагмент исполняемого произведения (вспомним музыкальное вступление к песням «Петушок», «Птичка»), то можно говорить о применении наглядно-слуховых приемов. Эти приемы обращены к слуху ребенка. Наглядность понимается как метод познания музыки. Живое созерцание не обязательно зрительное. Для развития музыкального восприятия очень ценны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки.

Восприятию музыкальных  произведений помогут также изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия, т. е. наглядно-зрительные приемы.

В методике работы с малышами широко применяются художественные игрушки, они «двигаются», «разговаривают» с детьми, участвуют в различных событиях. Получаются как бы маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Книжные иллюстрации, эстампы чаще применяются в работе со старшими дошкольниками. Поэтические картины природы, труд человека, общественные события, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления.

Могут быть применены и  различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие, например небольшие  карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети (слушая танец или марш, ребята показывают карточку с условным обозначением), бегущий мальчик и медленно идущий человек (воспринимая двух- или трехчастную форму пьесы, отличающуюся сменой темпов, дети отмечают начало каждой части соответствующим изображением на фланелеграфе).

Можно ориентироваться и  на мышечно-двигательные ощущения детей  с целью формирования наглядных  представлений о некоторых музыкальных явлениях. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах предлагая детям различить части, фразы произведения, высокий, средний, низкий регистры, ритмические особенности, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

 

    1.  Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки.

Формы работы

 Работа   по   развитию   навыков   слушания   музыки  проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности  ребенка. Слушанию музыки на  занятиях следует придавать большое  значение. Результаты этой работы  не столь   очевидны, как в  пении и ритмике. Однако знакомить  детей с музыкальными  произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

Очень   важная   форма   эмоционального   обогащения   маленьких слушателей — концерты.   Они   наполняют  впечатлениями,  создают приподнятое, праздничное    настроение.    Содержание    концертов обычно связывается с программой занятий. Они как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях.  В такие концерты входят различные «Музыкальные загадки», используется   грамзапись.

Следующая форма работы —  применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей воспитателю необходимо иметь в групповой комнате своеобразную музыкальную библиотечку. В ней должны быть собраны комплект пластинок с записями программных произведений, соответствующих возрасту ребят, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотечке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива принадлежит воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении.

Эффективность результатов  организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

 

 

Роль воспитателя  в организации и проведении работ  по слушанию музыки.

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю  необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

9. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

10. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

11. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Слушание музыки:

1 Личным примером воспитывает  у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2 Следит за дисциплиной;

3 Оказывает помощь музыкальному  руководителю в использовании  наглядных пособий и другого  методического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть

2.1 Музыкально-дидактическая  игра

Слушаем внимательно (для детей старшего возраста).

Игровой материал. Запись инструментальной музыки, знакомой детям; картинки с музыкальными инструментами (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры. Детей делят на 2 или 3 команды и усаживают их за столы, на которых лежат картинки с музыкальными инструментами. Им включают знакомое музыкальное произведение, после прослушивания дети должны определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе, выигрывает та команда, которая нашла все инструменты правильно и быстрее других команд.

     Игра проводится  на музыкальном занятии с целью  закрепления пройденного материала  по слушанию музыки, а также  в часы досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Способности ребенка развиваются  в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач  и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его  уникальность состоит в тех развивающих  возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так  и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир  во всем его многообразии, поскольку  музыка отражает его в звуках разносторонне  и полно.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его  побуждают к сопереживанию, к  размышлению об услышанном.

Информация о работе Слушание музыки в детском саду, как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке