Современные тенденции в преподавании английского языка в условиях новых ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:58, методичка

Краткое описание

Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные тенденции в преподавании английского языка в условиях новых ФГОС.docx

— 24.41 Кб (Скачать файл)

     Современные тенденции в преподавании английского языка в условиях новых ФГОС.

          Ключевые цели внедрения ФГОС  напрямую связаны с изучением  иностранных языков.  Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми.

Модернизация  содержания образования в России на современном этапе развития общества напрямую связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам

       Учебная деятельность в школе  требует применения конкретных  технологий, обеспечивающих решение  данной задачи. Таковыми являются  инновационные формы обучения: ролевая  игра, метод проекта, драматизация, технология “Языковой Портфель”,  ИКТ, приемы технологии критического  мышления и др.

        Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

      Развитие личности  в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса

    Формирование  универсальных учебных действий  является основой способности  учащихся к дальнейшему саморазвитию  и самообразованию. Для формирования  универсальных учебных действий  в контексте обучения иностранным  языкам следует учитывать, что  ученику следует для себя найти  ответы на следующие вопросы:  «Зачем я учу иностранный язык?»,  «Зачем я выполняю то или  иное упражнение на уроке (читаю,  пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю  дома пройденное на уроке?»,  «Чему я научился на уроке  и что еще мне следует сделать?».  Язык должен осваиваться осознанно.  Важно создавать условия, когда  дети учатся слушать друг друга,  умеют адекватно оценивать свой  ответ, хотят узнавать новое.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ на уроках английского  языка

Метапредметные результаты:

- развитие  умения планировать свое речевое  и неречевое поведение;

- развитие  коммуникативной компетенции;

- умение четко  определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить  перед собой цели и определять  задачи, решение которых необходимо  для достижения поставленных  целей, планировать последовательные  действия, прогнозировать результаты  работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и  итоговые), вносить коррективы, определять  новые цели и задачи на основе  результатов работы;

- развитие  исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией  (извлекать информацию из различных  источников, анализировать, систематизировать,  представлять различными способами);

- развитие  смыслового чтения, включая умение  определять тему, прогнозировать  содержание текста по заголовку/  по ключевым словам, выделять  основную мысль, главные факты,  устанавливать логическую последовательность  основных фактов;

- осуществление  самонаблюдения, самоконтроля, самооценки  в процессе коммуникативной деятельности  на иностранном языке.

Метапредметные результаты достигаются через:

-содержание обучения

-использование ИКТ

-наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения

-сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника, упражнений

-знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии и т.д. на английском языке

Обучение  иностранному языку на раннем этапе  должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку  – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У  игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому  формированию универсальных учебных  действий могут способствовать задания  творческого характера.

Например:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

(Например, при изучении тем “Мой домашний питомец»)

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

Данные задания  всегда воспринимаются с удовольствием  и интересом. Несмотря на кажущуюся  простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

-самоопределение  (личностное, профессиональное, жизненное) 

- действие  смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.  
- действие  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Предложите ученикам письменно (в виде анкеты) дополнить предложения типа:

Я хочу и буду знать, потому что…

Зачем мне  надо читать, слушать, писать, говорить по-английски?

О чем я  хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?

Опыт использования элементов  технологии “Языковой Портфель” на уроках английского языка. Демонстрация учащимися своих достижений. “Копилка” (портфолио) –  это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, поделки. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои “Копилки” друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему “Животные”, дети готовят рисунки, фотографии своих домашних любимчиков. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих “Копилок” для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное на английском языке.

Регулятивные (обеспечивают организацию учебной деятельности) 
- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Игра «Мой Английский портфель»Game “My English school bag”. Нарисуйте большой школьный портфель и цветок с лепестками, на которых написаны различные темы (или виды речевой деятельности. По одному ученики берут лепесток, читают, что на нем написано и прикрепляют к портфелю. Потом подводятся результаты (то есть , что дети уже умеют делать (говорить по теме, читать, писать и тд). Вы акцентируете внимание учащихся на то, что в портфеле еще много свободного места и просите добавить темы, которые они хотели бы изучить

Познавательные (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем) 
1. Общеучебные УУД: 

Познавательные УУД = работа с информацией 
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: Опишите картинку на английском языке. Попросите учеников раскрасить игрушки. Назовите потом какой –либо предмет с картинки , а дети будут называть его цвет.

- поиск и  выделение необходимой информации; применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств 
- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область-  попросите учеников принести фото их домашних любимцев, показать классу и рассказать о них. Другие дети могут задать вопросы отвечающему. Во время ответа дети заполняют таблицу о своих одноклассниках, а потом делают общий коллаж.

- осознанное  и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме: Game «Clever Parrot»-учитель показывает карточки и просит детей повторять названные им слова, если они соответствуют картинке.

- выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от конкретных  условий- заполнение карточек (анализ урока) 
- рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности-  Хвалите учеников за любые успехи 
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: задание на соотнесение картинки с текстом или выстроить предложения по порядку в зависимости от происходящего, прочитать предложения и сказать , согласны ли они или нет с данными предложениями. И ,если нет, то исправить по тексту.

- извлечение  необходимой информации из прослушанных  текстов различных жанров

- определение  основной и второстепенной информации - заполнение таблицы по услышанному  или прочитанному. 
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей: ответы на вопросы по тексту

- понимание  и адекватная оценка языка  средств массовой информации: попросите учеников прочитать статью из газеты и представить информацию в виде рисунка или схемы

- самостоятельное  создание алгоритмов деятельности  при решении проблем творческого  и поискового характера: объявите  ученикам, что они будут готовить  статьи для газеты, разделите  их на группы . Пусть каждая группа выберет тему для статьи (из списка учителя). Далее в каждой группе распределяются роли и примерно через 1-2 урока дети представляют газету.

Проектная технология  В начальной школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или даже его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. На своих уроках я использую и индивидуальные проекты («Я и моя семья», «), и групповыми («Моя Родина», «Наш класс»).

На уроке  в 5 классе по теме «Россия» была предложена следующая ситуация: английские школьники выиграли поездку в Москву и хотят узнать больше о столице. Тип проекта смешанный, так как в нем есть признаки исследовательских, творческих и ролево-игровых проектов. Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом уроке учащимся была предложена ситуация и организовано обсуждение основного содержания проекта. В результате обсуждения были отобраны проблемы, выделены направления работы, составлен план.  На начальном этапе было организовано повторение РО и клише этикетного характера («В магазине», «В кафе», «Как спросить дорогу?»).

По окончанию  работы дети были поделены на 2 группы: учащиеся группы№1 инсценировали работу гида, а учащиеся группы №2 провели  сюжетно-ролевую игру «В гостях у  семьи Петровых», используя речевые  клише этикетного характера.

Основными задачами таких занятий являются практические , смоделированные учителем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения. В конце урока были подведены итоги:

Чему научились  школьники в языковом отношении? (Они умеют покупать что-то в магазине, сделать заказ в кафе, спросить дорогу).

Как изменилась их деятельность общения? Они могут, взаимодействуя друг с другом, коллективно  вежливо благодарить, спрашивать, предлагать, отказываться и т.д.

В чём заключается  вклад проекта в общее развитие ученика? Он может играть роль, выразительно и эмоционально говорить.

Какими универсальными действиями овладели дети? Они могут  самостоятельно осуществлять поиск  нужной информации

 Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) 
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– определение  цели, функций участников, способов взаимодействия

- постановка  вопросов – инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации: распределите роли (например один ученик великий спортсмен, а другой-репортер, берущий у него интервью. Дети работают в парах- репортер по ходу разговора заполняет таблицу необходимой информацией , затем каждая пара представляет результаты опроса классу.

- разрешение  конфликтов − выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных  способов разрешения конфликта,  принятие решения и его реализация 
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера-

- умение с  достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации 
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Игра «Верю-не верю». Раздайте по 2-5 полосок разного цвета каждому ученику и попросите написать то, что с ними действительно происходило на красных полосках и что – нибудь сочинить и написать на синих полосках. Не показывая цвет полоски, учитель читает предложения, а ученики говорят верят ли они или нет. Если они угадывают правильное предложение, то забирают полоску себе. Цель игры- набрать как можно больше полосок.

Информация о работе Современные тенденции в преподавании английского языка в условиях новых ФГОС