Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:52, курсовая работа
Задачи исследования
1) Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
2)Выявить значение праздников для развития детей;
3)Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников в школе
Введение 3
ГЛАВА 1. Технологии организации детских праздников 5
Эффективность проведения мероприятия 7
Требования к сценарию 9
Речевая деятельность. 9
А так же изобразительная деятельность. 11
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 12
Глава 2. Проведение праздника 16
2.1 РАБОТА КОЛЛЕКТИВА ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАЗДНИКУ. 16
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА 17
I. Организационно-вступительная часть 25
III. Заключительная часть 38
Список литературы 40
Курсовая работа
на тему:
Современные технологии организации детских
культурно-досуговых мероприятий в школе
Культурно-досуговые
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные умения и мгновения счастья.
Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.
Объект исследования – современные технологии организации детских праздников и мероприятий
Предмет исследования - организация культурно – досугового мероприятия в школе
Задачи исследования
1) Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
2)Выявить значение праздников для развития детей;
3)Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников в школе
ГЛАВА 1. Технологии организации детских праздников.
Дух любой школы определяется фанатизмом,
беспредельной преданностью делу тех людей,
которые в этой школе работают.
Юрий Владимирович Завельский
Праздники и
развлечения — яркие и радостные события
в жизни детей школьного возраста. Сочетая
различные виды искусства, они оказывают
большое влияние на чувства и сознание
детей. Подготовка и проведение праздников
и развлечений служат нравственному воспитанию
детей: они объединяются общими переживаниями,
у них воспитываются основы коллективизма;
произведения фольклора, песни и стихи
о Родине, о родной природе, труде формируют
патриотические чувства; участие в праздниках
и развлечениях формирует у школьников
дисциплинированность, культуру поведения.
Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают
много нового о своей стране, природе,
о людях, о правилах поведения. Это расширяет
их кругозор, развивает память, речь, воображение,
способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления
помещения, костюмов, хорошо подобранный
репертуар, красочность выступлений детей
— все это важные факторы хорошего мероприятия
или праздника.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.
С учетом возрастных особенностей детей обычно составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся на открытом воздухе, в музыкальном зале или камерно в классах.
В основе каждого
праздника, развлечения лежит определенная
идея, которая должна быть донесена до
каждого ребенка. Эта идея должна проходить
через все содержание праздника, раскрытию
ее служат песни, стихи, музыка, пляски,
хороводы, инсценировки, художественное
оформление.
Идея праздника будет
донесена до каждого ребенка, если она
раскрывается на доступном детям художественном
материале, с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Это достигается прежде
всего тщательным подбором репертуара
(стихов, песен, плясок и т. д.) для детей
каждой возрастной группы. При этом учитываются
уже имеющийся у детей репертуар, уровень
развития их вокальных и двигательных
навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности
праздника, следует помнить и о времени
его проведения. У детей начальных классов
утомляемость наступает гораздо раньше,
чем у старших школьников. Малыши способны
воспринять гораздо меньшее количество
стихов, песен и т. д. Поэтому длительность
праздника для них не должна превышать
1 часа. Иначе наступит потеря интереса
и внимания. Желательно, чтобы в программе
праздника гармонически сочетались разные
виды искусств, коллективное и индивидуальное
исполнение. Дополняя друг друга в решении
одной темы, они увеличивают силу эмоционального
воздействия на детей, в то же время каждое
из них оказывает свое особое влияние
на ребенка. Учитывая сравнительно быструю
утомляемость и возбудимость детей, необходимо
правильно чередовать различные виды
их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому
важно, чтобы каждый ребенок принимал
в нем посильное участие.
Для детей школьного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Эффективность проведения мероприятия
Эффективному проведению
праздника (мероприятия) способствуют:
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В - третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
1.2 Работа над сценарием
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
Требования к сценарию
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Речевая деятельность на праздниках для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
При распределении речевого материала взрослым необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, взрослый учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Работа над песней занимает больше времени. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Игра на детском празднике или мероприятии выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.
1.3 Классификация развлечений по содержательной направленности
Все массовые мероприятия, проводимые в школе, можно условно поделить на четыре группы:
Такие развлекательные моменты помогают учителю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто учителю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.