Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:49, дипломная работа
Цель работы: разработать учебно-методический комплекс по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программные средства.
3. Разработать программу курса Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
4. Разработать теоретические и практические занятия по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook, вопросы к зачету.
5. Разработать методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса в учебном процессе.
Введение
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике
Понятие контроля и его функции в обучении
Виды и формы контроля
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Понятие педагогического теста. Подходы к классификации педагогических тестов
Характеристика педагогических тестов, применяемых для контроля и диагностики образовательных достижений в системе профессионального образования
Общая методика разработки педагогических тестов
Методика создания педагогических тестов средствами Toolbook
Общая характеристика наиболее распространенных инструментальных сред разработки мультимедийных программ.
Toolbook Instructor - инструментальная среда для разработки мультимедийных образовательных программ: преимущества и недостатки.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения |
7 |
1.1 |
Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике |
7 |
1.2 |
Понятие контроля и его функции в обучении |
13 |
1.3 |
Виды и формы контроля |
21 |
2 |
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса |
31 |
2.1 |
Понятие педагогического теста. Подходы к классификации педагогических тестов |
31 |
2.2 |
Характеристика педагогических тестов, применяемых для контроля и диагностики образовательных достижений в системе профессионального образования |
42 |
2.3 |
Общая методика разработки педагогических тестов |
52 |
3 |
Методика создания педагогических тестов средствами Toolbook |
60 |
3.1 |
Общая характеристика наиболее распространенных инструментальных сред разработки мультимедийных программ. |
60 |
3.2 |
Toolbook Instructor - инструментальная среда для разработки мультимедийных образовательных программ: преимущества и недостатки. |
64 |
Заключение |
71 | |
Список использованной литературы |
75 |
Введение
Наше государство с каждым годом стремится к конкурентоспособности во всех сферах политики. Что касаясь образования в своем послании к народу Президента Н.А. Назарбаев Стратегия Казахстан - 2050 было отмечено, чтобы стать развитым конкурентоспособным государством нужно обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Также, профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения. Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения.
Важнейшая роль в развитии современного общества принадлежит информатизации, особенность которой состоит в том, что одним из основных видов деятельности членов общества, являются процессы, связанные с информацией (сбором, хранением, обработкой, представлением и т.д.). Естественно, эти процессы находят свое отражение и в образовании. Происходящие в настоящее время изменения в области образования, направленные на обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого, влекут не только появление новых предметов изучения, но и изменение подходов к изучению традиционных дисциплин. Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации, обмена и использования ее для получения новых знаний и создания образа окружающего мира.
При увеличении объема информации, необходимой для освоения учебных дисциплин, остро стоит вопрос об эффективности ее передачи, организации максимальной активности обучающихся при восприятии информации, способах и средствах, способствующих повышению творческого интереса к изучению дисциплин. В связи с этим особое значение приобретает изучение различных методов представления информации в курсе информатики.
Одной из причин неосознанного воспроизведения учебного материала является недостаточно сильное управление познавательным процессом обучаемых при традиционных формах обучения. Другой причиной является слабое развитие логико-алгоритмического подхода к мыслительной деятельности. Сказанное приводит к поиску обучающих средств и методических приемов, которые способствовали бы устранению указанных пробелов в знаниях.
В современном образовании можно выделить две формы обучения: последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение.
Нелинейное, личностно-ориентированное обучение стало доступным благодаря информационным и коммуникационным технологиям.
Решая задачи поиска средств обучения, способствующих усилению осознанности изучаемого материала, за основу примем утверждение психологов об иерархической организации мышления. Установлено, что в процессе отыскания того или иного явления, факта человек вырабатывает некоторые ориентации, которые хранятся в его долговременной памяти и с помощью которых он затем восстанавливает весь учебный материал. Это привело к созданию гипертекстовой технологии обучения.
Среди методических приемов, способствующих совершенствованию учебного процесса, и устранению отмеченных недостатков, выделим организацию систематической работы по выявлению связей между отдельными частями изучаемого материала, т.е. организацию определенной деятельности учащихся по структурированию учебного материала.
Хорошо организованное обучение невозможно представить без выявления, установления системы связей между элементами учебного материала. Именно связи (отношения) вещей представляют главную сторону содержания познания, в том числе и того, которое совершается в процессе обучения. Установление существенных связей в учебном материале способствует целостному восприятию, многостороннему узнаванию его, а усвоение материала при этом характеризуется высоким уровнем понимания, прочностью и обобщенностью.
В настоящее время идея разработки электронных обучающих систем не является новой, но продолжает оставаться весьма актуальной.
Учитывая прогресс в области телекоммуникаций и появления новых, отличных от традиционных, форм обучения, возникает необходимость изменения характера учебной деятельности студентов, ориентированного главным образом на самостоятельную работу. Внедрение технологий создания динамических гипертекстовых документов в систему образования открывает новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Создание мультимедийных приложений удовольствие крайне дорогостоящее, ибо требует труда сценаристов, дизайнеров, программистов и других высокооплачиваемых специалистов. Создание мультимедийных приложений весьма захватывающая область компьютерной техники. Это не только возможность создать коммерческий продукт, но и выразить свой творческий потенциал. К сожалению, технологией создания недорогих электронных мультимедиа-изданий владеют очень немногие издатели и группы разработчиков. Однако необходимость создания электронных учебников, своих мультимедиа-курсов, информационных систем или презентационных дисков встает перед очень многими фирмами. Стоимость таких разработок довольно высока при использовании классических языков программирования. Надо иметь очень сильную команду программистов либо нанимать сторонних разработчиков, что обойдется еще дороже. Поэтому оправданно применение авторских средств создания мультимедиа-приложений. Уже само название авторское средство предполагает возможность создания мультимедиа-приложений самим автором, без участия профессиональных программистов.
Таким образом, в настоящее время являются актуальными проблемы создания электронных обучающих систем предназначенных для различных форм обучения, включая дистанционные.
Объект исследования: разработка и использование электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования: разработка элективного курса «Создание педагогических тестов средствами ToolBook и его использование в подготовке будущих учителей информатики».
Цель работы: разработать учебно-методический комплекс по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программные средства.
3. Разработать программу курса Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
4. Разработать теоретические и практические занятия по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook, вопросы к зачету.
5. Разработать методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса в учебном процессе.
Практическая значимость: для использования в учебном процессе.
Дипломная работа содержит введение, три главы и заключение.
1 Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
1.1 Историко-педагогические
предпосылки становления
История возникновения и использования диагностического метода, (diagnostikos – гр. – способный распознавать [1]) уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Большое значение изучению проблемы выявления различий у людей уделяли мыслители Античных государств. В трудах Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Теофраста приведены различные диагностические показатели особенностей личности: Гераклит (VI–V вв. до н.э.) впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, соотнеся познавательные способности человека со степенью влажности души; Аристотель (IV в. до н.э.) впервые заговорил о необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка и т.д. Многочисленные попытки систематизации различий между людьми и создание на этой основе адекватных методик для выявления индивидуальных особенностей предпринимались и в дальнейшем.
Подлинно научная разработка диагностических методик началась в XIX веке с развитием экспериментальных подходов. Под воздействием запросов практики: медицины, психологии, педагогики, а затем и промышленного производства, как область экспериментальной науки, начинает развиваться диагностика. На рубеже XX века зарождаются новые области научного знания: психодиагностика, психотехника, педология.
В психолого-педагогическом понимании диагностика - обследование человека для определения уровня его развития, выявления его способностей и возможностей воспитания и обучения. [2, с.27]
Распространение психолого-педагогической диагностики связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка.
Решение проблемы повышения качества подготовки учащихся невозможно без его измерения: «Пытаться открывать законы и строить модели различных процессов и явлений, пока нет надежных и строго обоснованных методов измерений управляющих ими фактов, - занятие совершенно бессмысленное и бесполезное, как бы полученные законы и модели не были стройны и изящны» [3, с.118]. Благодаря измерениям, можно определить, насколько учебные достижения соответствуют целям обучения. «Лишь подкрепив качественный, содержательный анализ тех или иных объектов и явлений обоснованными и надежными измерениями, можно обеспечить педагогов-практиков, ученых, методистов, руководителей… объективной научной информацией», - отмечает Н.М. Розенберг [4, с. 3].
Понятие «измерение» неоднозначно трактуется в разных областях знаний. Так, определение, используемое в физике, технических науках, которое, например, приводит Н.М. Розенберг, не соответствует во многих ситуациях сущности измерений в педагогике: «измерить величину – значит найти отношение измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу» [4, с. 9].
Особенность философского содержания измерения, как указывает М.Э. Омельяновский, состоит в том, что категория «отдельное» становится представителем своей противоположности – категории «общее» в рамках отношения вещей по этому общему признаку» [5, с.210]. И существование одной лишь отдельной формы измерения совершенно недостаточно. Отсутствие общей формы не позволяет сравнить свойства данной вещи со свойствами другой вещи по этому же признаку.
Прослеживается эволюция понятия «измерение в работах А.М. Арсеньева, М.А. Данилова, Л.Б. Ительсона, Л.И. Катаевой, Н.М. Розенберга, В.П. Симонова, М.Б. Челышковой, В.Д. Шадрикова и др. Так, если в начале у Л.Б. Ительсона измерить – значит определить какую-то реальную величину, то впоследствии автором определение уточняется и измерение рассматривается как построение своеобразной функциональной зависимости, в которой аргументами являются величины, а функциями - обозначающие их числа.
Анализ исследований по проблеме измерения в педагогике позволяет говорить о его многообразии, об отсутствии единой точки зрения. Наиболее полно раскрывает суть этого понятия Н.М. Розенберга: «Измерение в педагогике – познавательный процесс, состоящий в том, что на основании ранее полученной числовой системы (или системы классов), изоморфной эмпирической системы с отношениями, экспериментально определяют числовые значения величин, характеризующих некоторые признаки педагогических объектов или явлений, или указывают на класс, к которому они относятся» [4, с. 15].
Информация о работе Создание педагогических тестов средствами Toobook