Создание педагогических тестов средствами Toobook

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать учебно-методический комплекс по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программные средства.
3. Разработать программу курса Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
4. Разработать теоретические и практические занятия по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook, вопросы к зачету.
5. Разработать методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса в учебном процессе.

Содержание

Введение
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике
Понятие контроля и его функции в обучении
Виды и формы контроля
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Понятие педагогического теста. Подходы к классификации педагогических тестов
Характеристика педагогических тестов, применяемых для контроля и диагностики образовательных достижений в системе профессионального образования
Общая методика разработки педагогических тестов
Методика создания педагогических тестов средствами Toolbook
Общая характеристика наиболее распространенных инструментальных сред разработки мультимедийных программ.
Toolbook Instructor - инструментальная среда для разработки мультимедийных образовательных программ: преимущества и недостатки.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Поступающая сейчас в школы новая контрольно-обучающая техника позволяет вводить ответы в виде слов, формул и других знаков. Это существенно меняет отношение педагогической общественности в пользу открытых заданий, главным образом из-за того, что в них исключается догадка. Ответ вводится в виде одного (реже двух, но не более) ключевого термина, знание которого является обязательным. Открытые задания применяются для проверки основных понятий, фактов. Они эффективны в процессе текущего, тематического и итогового контроля.

К открытой форме заданий примыкают и задания, выраженные в виде составного предиката.

Например: программа для навигации и просмотра веб-ресурсов _______

Это задание состоит из двух частей: первая - условие, вторая - заключение, или вывод. Условие задается однозначно, вывод представляется в виде переменной с только одним правильным ответом из множества возможных.

Методика создания открытых заданий довольно проста. Вначале разработчик формулирует вопрос. Затем записывает такой же точный и немногословный ответ. Из ответа далее исключается ключевое слово, которое учащийся должен дополнить. Рассмотрим пример.

Вопрос: с помощью какой клавиши в компьютере производится перемещение курсора из одного окна в другое?

Ответ: перемещение курсора из одного окна в другое производится с помощью клавиши [TAB].

Задания на соответствие. Задания на соответствие появились сравнительно недавно. Суть таких заданий заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого. Эти задания сопровождаются инструкцией для учащихся, состоящей только из двух слов "Установите соответствие". Ниже приводятся примеры заданий этой формы.

1. База данных

Информация, задающая изображение по точкам

2. Растровая графика 
2. Электронная таблица  
3. Полегающий

информационная модель 
программа, которая загружается при включении 
электронная матрица, разделенная на строки и столбцы 


Задания на установление правильной последовательности. Эти задания разработаны для проверки владения последовательностью действий, процессов, операций, суждений, вычислений и т.п.

Ученику дается инструкция: установить правильную последовательность, в соответствии с которой слева, в прямоугольниках, ставятся цифры, указывающие на порядок действий.

Помимо проверки знаний алгоритмов деятельности задания на установление правильной последовательности могут разрабатываться и соответственно использоваться для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

При подготовке заданий на установление правильной последовательности необходимо давать четкие названия как бы вопросительной части и точные формулировки каждого элемента ответов, проводить тщательную алгоритмизацию контролируемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, требованиями эффективности и др. при условии непротиворечивости всех этих требований.

Все четыре представленные выше формы могут быть использованы при разработке тематических заданий.

Рассматривая сравнительную ценность всех четырех представленных форм тестовых заданий, можно сказать, что в последнее время предпочтение стало больше отдаваться открытой форме заданий, в которых вероятность отгадать правильный ответ равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют подготовить хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, и выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения тестов, от ориентации на ручную или машинную обработку данных и даже от приверженности составителя к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы - процесс не менее творческий, чем создание и культурное применение тестов.[23;25]

 

 

3 Методика создания педагогических тестов средствами Toolbook

 

 

3.1Общая характеристика наиболее распространенных инструментальных сред разработки мультимедийных программ.

Одна из главных задач создателей электронных образовательных ресурсов - достижение максимальной эффективности учебного продукта. Эта задача решается за счет интерактивности и коммуникативности электронных изданий, использования в них мультимедиа компонентов, моделирования реальных объектов и процессов. Разновидностью электронных изданий, в которых реализуются эти составляющие, являются компьютерные мультимедийные программы.

«Мультимедиа» в современном понимании означает компьютерную технологию, использующую для представления информации не только текст с разветвленной структурой гиперссылок, но и графику, цвет, звук, анимацию, видео изображения в любых сочетаниях. Соответственно «мультимедийный учебник» - это учебник, при создании которого используются компьютерные технологии мультимедиа, то есть технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации.

Возможности технологии мультимедиа безграничны. Благодаря наличию обратной связи и живой среде общения, системы обучения на базе мультимедиа обладают потрясающей эффективностью и существенно повышают мотивацию обучения. Пожалуй, самая главная особенность таких обучающих программ - их ненавязчивость, ведь пользователь сам определяет место, время и продолжительность занятия.

Разработка мультимедийных программ включает в себя следующие основные этапы:

  • определение содержательной части продукта и методики ее представления;
  • создание цифровых объектов;
  • сборка продукта.

На первом этапе определяются компоненты учебного процесса, поддерживаемые продуктом, состав мультимедиа контента, уровень интерактивности, пользовательский интерфейс, т.е. разрабатывается мультимедиа сценарий будущей программы.

Второй этап разработки предполагает сначала первичное преобразование исходных материалов в цифровой вид (сканирование фотоизображений и текстов с бумажных носителей, оцифровка видео- и аудиофрагментов), а затем окончательное - в форматы мультимедиа компонентов, входящих в программу.

И, наконец, завершающий этап разработки - это сборка продукта, которая может быть в той или иной степени автоматизирована. Рассмотрим этот процесс подробнее.

После создания всех мультимедиа-компонентов необходимо объединить их в единый мультимедиа продукт. При этом возникает задача выбора программного средства для его разработки. Мультимедийное приложение характеризуется высокой степенью связанности объектов, которые нужно не просто разместить на экране, как, скажем, при верстке книги, но и обеспечить отклик данного объекта на действия пользователя.

Существующие средства объединения различных мультимедиакомпонентов в единый продукт условно можно разделить на три группы:

  • специализированные программы для создания презентаций и публикации их в Интернет (быстрая подготовка мультимедиаприложений);
  • алгоритмические языки для непосредственной разработки управляющей программы;
  • авторские инструментальные средства мультимедиа (или так называемые авторские системы).

Деление это достаточно условно, потому что многие средства обладают возможностью создавать программные модули на языке сценариев. Как правило, выбор средства основывается на требованиях к эффективности работы мультимедиа-приложения и скорости его разработки. Также существенным требованием является степень взаимодействия с пользователем.

Возможностей презентационных программ обычно бывает достаточно для создания несложного мультимедиа-приложения. Примером может служить использовать широко известная и распространенная программа PowerPoint фирмы Microsoft. По количеству возможных изобразительных и анимационных эффектов она конкурирует со многими авторскими инструментальными средствами разработки мультимедийных приложений. Программа позволяет создавать как линейные последовательности простых слайдов, подобных традиционным фотографическим, так и полнофункциональные мультимедийные презентации с развитыми средствами навигации, яркими анимационными эффектами. Из презентаций, подготовленных в программе Microsoft PowerPoint, можно вызывать другие программы, делать переходы на адреса Интернета, а также выполнять сложные программируемые действия за счет использования языка Visual Basic - стандартного средства расширения возможностей пакетов Microsoft за счет высокоуровневого программирования. Эти и многочисленные другие инструментальные возможности делают эту программу лидером в области мультимедийных презентаций, а наличие русскоязычной версии решает все проблемы, связанные с её локализацией.

Использование языков программирования в сравнении с авторскими средствами разработки, позволяет создавать более гибкие приложения и обеспечивает возможность получения быстродействующих программ. Но лучшие представители мира авторских систем успешно конкурируют с системами программирования на алгоритмических языках за счет автоматизации рутинных операций и предоставления пользователю прототипов разработок. При использовании современных быстродействующих компьютеров быстрота работы иногда отходит на второй план, уступая место высокой скорости разработки. Этим и объясняется возросший интерес к авторским системам со стороны разработчиков как мультимедийных приложений, так и учебных курсов.

Авторское средство разработки (авторская система) представляет собой программу, которая имеет предварительно подготовленные элементы для разработки интерактивного программного обеспечения. Такие системы различаются по своей специализации, возможностям и легкости освоения. Применение авторской системы - это фактически ускоренная форма программирования, когда не нужно вникать в тонкости языка, но необходимо понимать, как программы работают, т.е. алгоритм их функционирования. Дружественный пользовательский интерфейс таких программ позволяет при реализации несложных проектов вообще обойтись без процесса программирования в собственном понимании этого слова.

Для разработки интерактивного мультимедийного проекта с помощью авторской системы требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств «чистого» программирования. Разработчику не надо тратить усилия на отладку и тестирование отдельных компонентов - его задача компоновка приложения из имеющихся заготовок и прототипов. Это значительно сокращает время разработки и способствует существенному снижению стоимости работ. Следует однако подчеркнуть, что для разработки приложения в авторской системе необходимо хорошее знание возможностей данного средства и эффективных методов работы с ним.

К числу наиболее мощных авторских средств мультимедиа относятся пакеты Authorware и Macromedia Director фирмы Macromedia, пакет IconAuthor фирмы Aim Tech, Toolbook Instructor фирмы Asymetrix (а позднее - фирмы SumTotal Systems). Среди российских разработок следует отметить HyperMethod фирмы Prog.Systems AI Lab, используемую рядом российских фирм для создания мультимедийных CD.

Все они позволяют создавать интерактивные приложения в среде Windows, выбирая необходимые объекты из набора инструментов, размещая их на рабочей поверхности и указывая реакцию этих объектов на те или иные действия пользователя, то есть в большинстве случаев не прибегая к использованию традиционного программирования, но при этом встроенные языки скриптов еще более расширяют возможности авторских систем. Спектр функциональных возможностей авторских средств разработки мультимедиа приложений очень широк.[24]

 

 

3.2 Toolbook Instructor - инструментальная среда для разработки мультимедийных образовательных программ: преимущества и недостатки.

Авторская инструментальная среда ToolBook Instructor фирмы SumTotal (ранее - фирмы Asymetrix), являющаяся мощным пакетом, хорошо зарекомендовавшим себя как весьма удобное средство разработки обучающих мультимедийных программ.

К несомненным достоинствам данной среды относятся:

  • простота и наглядность при компоновке учебного курса,
  • поддержка большого количества разнообразных медиа форматов (включая звук, анимацию, цифровое видео, сжатые изображения и т.д.),
  • наличие встроенного языка сценариев Open Script,
  • редактор Actions Editor,
  • возможность применения DHTML,
  • большая библиотека (каталог) готовых объектов,
  • открытость среды для создания новых объектов,
  • возможность организовать множество разновидностей заданий в контролирующем блоке,
  • защита обучающего курса от несанкционированного доступа к данным и др.

ToolBook Instructor позволяет создавать эффективные обучающие и образовательные продукты, в том числе работающие дистанционно в среде Интернета. Для работы с ними достаточно обычного браузера. Разработанные мультимедиа приложения могут распространяться на CD-ROM, непосредственно через Интернет или быть внедрены в Web- страницу.

Следует однако сразу заметить, что фактором, тормозящим широкое использование этой среды (как впрочем и других зарубежных авторских систем) является его довольно высокая цена. Это сужает круг покупателей.

Данное методическое пособие призвано облегчить задачу освоения этого авторского пакета, чтобы англоязычный интерфейс системы не стал камнем преткновения для пользователей, особенно непрофессионалов в информационных технологиях.

Мультимедиа-приложение в данной среде формируется как комплект из книг, каждая из которых ассоциируется с отдельным файлом с расширением . tbk. Книги делятся на страницы, причем на экране обычно представляется только одна из них. Та или иная страница может содержать текст, а также символьные элементы (объекты), обозначающие клавиши, поля прокрутки, текстовые поля, графические изображения и т.д.

Видео- и аудио- фрагменты в процессе компоновки не встраиваются внутрь tbk-файла, а устанавливается лишь связь с ними с помощью специальных объектов - плейеров, размещаемых на странице в виде кнопок включения/выключения данного медиафрагмента.

Информация о работе Создание педагогических тестов средствами Toobook