Создание педагогических тестов средствами Toobook

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать учебно-методический комплекс по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программные средства.
3. Разработать программу курса Создание педагогических тестов средствами ToolBook.
4. Разработать теоретические и практические занятия по курсу Создание педагогических тестов средствами ToolBook, вопросы к зачету.
5. Разработать методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса в учебном процессе.

Содержание

Введение
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике
Понятие контроля и его функции в обучении
Виды и формы контроля
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Понятие педагогического теста. Подходы к классификации педагогических тестов
Характеристика педагогических тестов, применяемых для контроля и диагностики образовательных достижений в системе профессионального образования
Общая методика разработки педагогических тестов
Методика создания педагогических тестов средствами Toolbook
Общая характеристика наиболее распространенных инструментальных сред разработки мультимедийных программ.
Toolbook Instructor - инструментальная среда для разработки мультимедийных образовательных программ: преимущества и недостатки.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Имеется возможность не встраивать также и графические объекты внутрь tbk-файла, а лишь определять их месторасположение на экране. Этот момент важен при создании Internet-версий учебных курсов в среде ToolBook Instructor. В этом случае графика может храниться в отдельных .gif и .jpg файлах и загружаться в процессе работы обучаемого с курсом.

Материал на странице также может содержать гиперссылки на другие страницы, которые загружаются либо в уже существующее окно, либо в дополнительное. Кроме того, можно устанавливать гиперссылки на документы, открываемые в других приложениях - например, файлы в формате .pdf, .doc и т.д. Страницы, в свою очередь, состоят из 2-х слоев: заднего (фонового) и переднего плана. Каждый из слоев имеет собственные объекты, обладающие как собственным "представлением" (изображением) на экране, так и своим "поведением" (сценарием). Стандартные объекты, заимствованные из ресурсов ToolBook и связанные с оформлением страниц приложения, имеют предопределенные изображения на экране, свои структуру и свойства, которые унаследованы от объектов самой системы.

Во встроенной библиотеке (каталоге) имеется обширный набор готовых элементов - текстовые поля, кнопки, графические заготовки, интерактивные вопросы, анимированные объекты, управляющие триггеры, активизируюшие работу отдельных элементов, и т.п., которые позволяют быстро скомпоновать мультимедийное содержимое на странице.

В большинстве случаев для сборки учебных курсов обычно бывает вполне достаточно объектов, имеющихся в каталоге среды. Свойства взятых из библиотеки объектов разработчик можно изменять в процессе компоновки страницы и адаптировать к требованиям своей программы. Если же этого оказывается недостаточно и объекты все же не в полной мере удовлетворяют установленным требованиям, то в ToolBook Instructor имеется возможность написания скриптов на объектно-ориентированном языке сценариев Openscript, который является очень мощным средством программирования интерактивности.

Специально разработанные скрипты описывают реакции объекта на некоторые события, определяют поведение каждого объекта на страницах проекта. В качестве таких событий могут быть назначены любые действия при работе с приложением. Чаще всего это щелчок кнопки мыши, нажатие клавиши и др. С помощью скрипта можно изменить интерактивное поведение объекта, создать анимацию или задать определенную последовательность появления объектов на странице. Следует заметить, что язык OpenScript позволяет не только описывать реакцию на события для отдельных объектов, но и создавать программы для обмена сообщениями между объектами на одной или разных страницах.

Таким образом, скрипты значительно расширяют возможности данной инструментальной среды. При этом удачные решения внедряются и в другие разработки, т.е. выстраивается некоторая линейка продуктов единого стиля, который впоследствии именуется «фирменным».[24]

Знакомство с интерфейсом Toolbook Instructor.

Прежде чем говорить о работе в программе Toolbook Instructor, познакомимся подробнее с ее интерфейсом, который во многом схож с интерфейсом других систем.

Первым при запуске программы Toolbook Instructor открывается специальное стартовое окно (см. рис.1), в котором на вкладке Existing Books открыть какую-либо из имеющихся проектов (файлы с расширением tbk), или на вкладке быстрого старта (Quick Start) выбрать, какой проект-книгу (Book) мы хотим создать.

Заметим, что на этой же вкладке можно вызвать мастера по созданию tbk-приложений (Quick Specialist), с помощью которого в диалоговом режиме можно быстро создать мультимедийный проект.

Однако в данном методическом пособии мы не будем подробно рассматривать такой способ создания приложений, поскольку он не дает нам полного представления о возможностях данной авторской системы. Мы будем создавать наше приложение «с чистого листа».

  • Для этого выбираем на вкладке Quick Start пункт Blank Native Toolbook Book (Чистая Стандартная Книга) и затем нажимаем кнопку OK. Следующее окно, которое мы увидим, будет примерно того вида, как на рис.1.
  • Рис. 1. Стартовое окно системы Toolbook Instructor.
  • Центральное место на экране так называемая область, в которой отображается содержимое текущей страницы, из которых состоит tbk-книга.
  • Вверху, под заголовком программы располагается полоска главного меню
  •  

Рис.2. Общий вид экрана в системе Toolbook Instructor.

Все основные команды программы сгруппированы в следующих пунктах главного меню:

  • File (Файл) - включает такие команды для работы с файлами, как создание нового, открытие, сохранение, публикация в Web, печать и др.
  • Edit (Редактирование) - содержит команды, позволяющие редактировать проект, его страницы и объекты на страницах.
  • View ((Просмотр) - здесь находятся команды, позволяющие просматривать книгу в различных режимах, вызывать различные браузеры (браузер страниц книги, объектов и др.), а также настраивать и выставлять линейку для более эффективной работы.
  • Go (Перейти) - команды из этого списка позволяют осуществлять быстрые переходы на определенные страницы проекта - предыдущую, следующую, первую и др.
  • Insert (Вставить) - включает опции, осуществляющие вставку в книгу новых страниц, фонов, вьюеров, а также новых объектов извне - текстов, графики и пр.
  • Object (Объект) - содержит команды, позволяющие изменять и настраивать свойства книги, ее страниц, фонов и отдельных объектов, команды доступа к ресурсам книги, списку клипов и вьюеров и др..
  • Text (Текст) - включает команды для работы с текстом: выбор шрифта, размера, стиля начертания, а также создание гиперссылок в тексте.
  • Draw (Рисовать) - здесь находятся команды, позволяющие контролировать внешний вид объектов на странице.
  • Tools (Инструменты) - здесь располагаются команды, вызывающие те или иные инструменты и дополнительные приложения по работе с объектами книги.
  • Help (Помощь) - содержит ссылки на файлы помощи.

Под главным меню располагается стандартная панель (см. рис.2), на которой продублированы наиболее важные и наиболее используемые команды из главного меню.

Кроме панели Tool, которая на нашем рис.2 расположена под стандартной панелью, на экране можно отобразить целый набор инструментальных панелей, которые служат для настройки различных параметров проекта. Панели выполнены в виде окон, каждое из которых можно закрыть или переместить в другое место экрана. Можно воспользоваться пунктом главного меню View Palette, чтобы посмотреть, какие панели активны, а какие нет, вызвать необходимые и спрятать ненужные.

В нижней части рис.2 отображена строка состояния (Status Bar), которая вызывается на экран и убирается с него нажатием клавиши F12 или через меню View Status Bar. На этой строке отображается название страницы или выбранного объекта на странице, позиция курсора в рабочей области, номер текущей страницы и кнопки навигации по книге.

На рис.1 отображено также открытое окно каталога готовых объектов системы Toolbook Instructor. Это окно открывается и закрывается по горячей клавише F2 или через меню View -Catalog. [24]

 

Заключение

Педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

Использование тестовых методик предполагает наличие определенных условий, которые имеются далеко не во всякой школе. Прежде всею требуются сами тестовые задания, разработка которых не может быть инициативной работой одного учителя в ущерб своему свободному времени. Желательно, чтобы в создании тестов принимали участие почти все преподаватели школы, чтобы они обменивались своими достижениями, совместно преодолевали трудности. Необходимо также иметь программно-инструментальное обеспечение для ведения баз данных тестирования, хранения банков заданий, выдачи заданий учащимся в компьютерной форме или распечатки заданий на бланках и обработки данных тестирования. Как уже отмечалось, перечисленные условия есть далеко не во всех учебных заведениях, поэтому нередки случаи, когда по возвращении в школу после очередного повышения квалификации по тестовым методикам учитель сразу забывает все, чему научился, и включается в повседневный учебный процесс.

Считается, что педагогам с гуманитарной базовой подготовкой трудно освоить содержание курса по педагогическим измерениям, в котором используется математико-статистическое обоснование качества тестов. Если вы недостаточно сильны в математике и боитесь не освоить методики разработки и применения тестов, то ваши опасения необоснованны. Многолетний опыт преподавания курса по теории и практике конструирования тестов, накопленный авторами этой книги при работе с преподавателями средней и высшей школы, свидетельствует о том, что отсутствие специальных знаний по математике не является препятствием в освоении этого курса.

При изложении материала в нем используется основной набор математических действий — сложение, вычитание, умножение и деление, а простейшие понятия математической статистики легко усваиваются всеми педагогами вне зависимости от базового образования по мере изложения методик разработки и применения тестов.

Какие тесты необходимо разрабатывать и применять всем учителям? Без сомнения, математико-статистический аппарат, используемый профессионалами в полном объеме при разработке тестов для алминистративно-управленческих решений, довольно сложен, но он учителям и не нужен. В основном в учебном процессе используются тесты для входного и текущего контроля, не нуждающиевя в серьезном статистическом обосновании. От разработчиков таких тестов требуется лишь владение методикой отбора содержания, знания требований к тестовым формам и простейших показателей дескриптивной статистики, необходимых для выполнения основных требований к качеству теста. Поскольку на тесты для текущего контроля приходится основная доля по времени и объему использования. То будет верным считать, что учитель - ключевая фигура в разработке и применении педагогических тестов.

Факторы, влияющие на интерпретацию результатов тестирования. Помимо разработки тестов для текущего контроля учителю также нужно обязательно овладеть методикой применения педагогических тестов, интерпретацией их результатов, в первую очередь, для разъяснения родителям учеников проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их дети. Такая интерпретация не может иметь изолированный, полностью беспристрастный характер. На нее оказывают влияние многочисленные факторы и сопутствующие элементы социально-экономической среды, окружающей учащихся, учителя, класс и в целом школу .

Результаты тестирования влияют на отношения педагога с учащимися и их родителями и на его статус в профессиональном сообществе. Поэтому умения применять педагогические тесты, шкалировать и интерпретировать результаты их выполнения необходимы каждому учителю для самооценки эффективности своей работы, выявления в ней слабых мест и поиска факторов профессионального роста. Игнорирование или отрицание потребности в тестировании не отменят эту потребность, поэтому, учитывая, что педагог работает в условиях ограниченного времени, правильнее было бы начать осваивать разработку и применение тестов еще в студенческие годы, до начала педагогической деятельности.

С помощью имеющихся в системе ToolBookInstructor необходимых средств для создания объектов и подходящих скриптов из библиотеки скриптов, которые настраиваются для их конкретного применения, обеспечивается эффективная разработка не только информационнообучающих страниц, которые, как правило, являются составной частью большинства электронных учебников, но и различных контролирующих тестов.

Итак, в каталоге среды ToolbookInstructor имеется целый ряд объектов, с помощью которых можно сформировать разные типы заданий в контрольно-тестовой части проекта:

  • Задания с вариантом ответа типа «верно/неверно»;
  • Задания с однозначным и множественным выбором ответа из меню
  • Задания со свободным вводом ответа;
  • Задания на упорядочивание элементов;
  • Задания на установление соответствия путем протягивания стрелок между объектами;
  • Задания на установление соответствия с возможностью «перетаскивания» объектов на экране.

В инструментальной среде ToolBookInstructor реализованы две возможности формирования цепочки заданий из общей базы - последовательное их предъявление и случайный выбор. Во втором случае каждому обучаемому формируется своя последовательность заданий, что исключает возможность обмена ответами во время групповой работы в компьютерном классе.

В зависимости от того, будет ли реакция на ввод ответа обучаемым немедленной или он получит итоговый результат выполнения заданий в конце работы, можно создавать контролирующие блоки, работающие в двух режимах - режиме самоконтроля и тестовом режиме.

Также в каталоге имеются готовые объекты для подсчета баллов за каждое выполненное и за все задания в тесте и специальные объекты-поля, которые можно использовать для выдачи комментариев по ходу выполнения тестовых заданий.

Комментарии могут быть не только текстовые, но и мультимедийные - после ввода обучаемым ответа воспроизводится соответствующий аудио- или видеофрагмент, либо на экран выдается графическая иллюстрация.

Таким образом, перечисленные выше возможности среды ToolBookInstructor позволяют создавать самые разнообразные компьютерные учебные программы по широкому кругу предметов, как гуманитарного, так иестественнонаучного цикла. При этом предметная область и определяет спектр возможностей, которые использует разработчик при компоновке курса.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Словарь иностранных слов/ Под. ред. И.В. Лехина, С.М.  Локшиной, Ф.Н. Петрова и др. – М., 1988.
  2. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика-—1993-N 2.
  3. Патругин Ю.А. Об изменении качественных признаков.// Моделирование социальных процессов. - М.: Наука, 1970. – 247с, с.118
  4. Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979.
  5. Омельяновский М.Э. Философские аспекты теории измерений.// Материалистическая диалектика и методы естественных наук. - М.: Наука, 1968.
  6. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с
  7. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
  8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с
  9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991 (переводе немецкого)
  10. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989 – 167 с
  11. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000.
  12. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 234 с.
  13. Аванесов B.C. Форма тестовых заданий. М., 2005
  14. Макарова Т.Д. Итоговое тестирование. Дидактика - 2000. М., 1999.
  15. А.О. Далимов А. Тестирование были и небылицы // Alma mater «Вестник высшей школы». № 7. 2001.
  16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  17. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы II Педагогика. № 2. 2000.
  18. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  19. Айзенг Ю.Г. Проверьте свои способности. СПб., 1993
  20. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.
  21. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка//Педагогика. 1992 № 9-10 . с. 23-28
  22. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4120
  23. http://lib4all.ru/base/B2590/B2590Part14-93.php
  24. http://old.kpfu.ru/fpk/docs/mez.pdf
  25. Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург, 1997

Информация о работе Создание педагогических тестов средствами Toobook