Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа
Цель данной работы - теоретически обосновать возможность использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии для развития детской самооценки.
С поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Выявить психолого-педагогические аспекты развития самооценки на разных возрастных этапах.
Определить технологию создания ситуации успеха в педагогическом взаимодействии как условие развития самооценки.
Составить модель использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии.
Выявить уровень развития детской самооценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Реферативная часть…………………………………………………………7
Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей
Понятие, основные характеристики технологии взаимодействия………….15
Ситуация успеха во взаимодействии с детьми как условие
развития самооценки детей………………………………………………………..20
Глава 2. Проектная часть…………………………………………………..............28
2.1 Пояснительная записка
2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме……………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………
Указывает на роль
влияния личности педагога на личность
ребенка. Данное влияние не прямое,
оно совершается через рождение в момент
взаимодействия с детьми определенного
духовного пространства, субстанцией
которого являются динамические отношения.
Социально-личностное
поле влияния — духовное пространство,
в котором разворачивается взаимодействие
педагога с детьми, и которое педагогу
удается создать через эмоциональное
насыщение, через апелляцию к разуму детей,
через увлекательные формы объектов внимания
или объектов приложения собственных
физических и духовных сил.
Технологический принцип, напоминающий педагогу о праве ребенка производить ежемоментный выбор и о необходимости создавать для ребенка непрерывающуюся ситуацию, когда такой выбор он станет производить самостоятельно. В нем скрыта проблема свободы человека, обладающего правом осмысленно производить выбор поведения в ситуации и предвидеть его последствия с точки зрения влияния на людей общества, в котором находится субъект, а также и с точки зрения последующей судьбы самого субъекта. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем инициирует личный выбор. Безусловно, процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребёнок получил шанс стать настоящей, полноценной, всесторонне развитой личностью, с адекватной самооценкой.
В технологии педагогического взаимодействия есть личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и становится в центре воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважение к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве, индивидуального подхода и учёта возрастных особенностей воспитанника, как опора на личностные качества, тем самым связана с развитием самооценки. Личностно-ориентированное взаимодействие строится на сотрудничестве а, по мнению Г.А. Цукермана именно к сотрудничеству педагога с воспитанником приводит создание ситуации успеха.
Иными словами, личностно-ориентированное взаимодействие – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно даёт. Не случайно А.С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива, личности и самосознания, не случайно и В.А. Сухомлинский ввёл в наш педагогический лексикон «школу радости». В самом идеальном варианте радость, или точнее, её ожидание должны пронизывать всю деятельность и жизнь ребёнка.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха – нечто более субъективное скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Н. Е. Щуркова пишет о том, что педагог должен позаботиться, чтобы организуемая деятельность скрывала в себе ситуацию успеха. Это относится к деятельности как индивидуальной, так и групповой [19]. Мера успеха, разумеется, будет различной, переживания его каждым отдельным воспитанником будет неодинаковым по силе, глубине и объёму. Но успех должен быть непременно иначе организуемая деятельность принесёт прямо противоположные результаты, например: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, презрение этикета, пренебрежение научными знаниями, враждебность по отношению к людям. Нельзя забывать и том, что переживания в жизни, ровно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. Наряду с удовлетворением, связанным с фактором существования, с насыщением органических потребностей с общением, существуем так называемое счастье творчества, как созидательного усилия, направленного на воображаемый результат – продукт деятельности. Успех такого рода усилий – основан для переживания глубокого и длительного удовлетворения. Оно более чем что-либо другое приносит детям счастье.
Когда мы говорим о ситуации успеха, то имеем в виду тот факт, когда успех деятельности переживается субъектом. Объективная успешность деятельности – это ещё не ситуация успеха, если качественность сделанного отличается зрителями происходящего. Ситуация успеха – как пишет Н.Е. Щуркова, это субъективное чувствование, особое состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела, созидателя явления. Ощущение успеха рождается у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха – некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном росте, повышении самооценки.
Успех может быть кратковременным, частым, деятельным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Всё зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в её основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношении с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым крючком (механизмом) дальнейшего повышения самооценки. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, окружён системой, так называемой экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линий поведения. Разумеется, и сама личность несёт в себе целое созвездие различных поступков, в которых удовлетворяются его надежды (или опасения), и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняться.
С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности
[4, с 28].
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи. Надёжным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, детям при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ребёнка, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке педагога. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Успех - категория не абстрактна. Различается успех и по ожиданиям личности. Можно выделить 3 типа:
2. Констатируемый успех. Ребёнок фиксирует достижение, радуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожидаемым, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день. Важно только заметить эту радость, обратить на неё внимание и самого ребёнка и его окружение.
3. Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо, так как у ребёнка появляется чувство уверенности, защищенности, опоры на самого себя, с другой, возникает опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Таким образом, назначение ситуации успеха в инициировании духовных сил личности, максимальном развитии е способности, стимуляции самопознания, совокупности установок (Я - концепция). Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенностью Я – концепции является то, что объект и носитель установки совпадают. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Проживая ситуацию успеха, ребёнок приобретает достоинства. К тому же, ситуация успеха порождает удовлетворённость жизнью на данный момент, а это есть нечто иное как счастье в одной его разновидности. Если ситуация успеха создаётся педагогом последовательно и сознательно, её структура должна учитывать все перечисленные компоненты. Все приёмы ситуации успеха должны быть невидимыми для ребёнка. Только через призму этих приёмов, ребёнок может понять себя, увидеть себя со стороны. Всё это стимулирует развитие самооценки.
Рассмотрим ситуацию успеха поэтапно:
1.Доброжелательность окружающих, является первейшим условием создания ситуации успеха: расположенность вокруг сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату – всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта. Последнее можно повысить за счёт высокой мотивации, предполагаемой деятельности. Подчёркивание значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
2.Снятие страха. Особая операция, она всё-таки необходима для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудаче. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно., Если даже не получится, ни чего страшного, мы поищем другой способ..» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь». Операция «снятия страха» поддерживается другим операционным воздействием
3.Скрытая инструкция, это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на собственные ресурсы и уметь до конца их исчерпывать без поддержки более сильных; но сейчас он пока не справиться с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робеет. Педагог произносит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с …», или же «Здесь вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребёнка, он видит ту картину предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление даёт основание для самостоятельных шагов субъекта.
4.Авансирование, это дружеское положительное подкрепление. Авансирование – оглашение достоинств, которые ещё не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. Например, если сказать субъекту: «У тебя, такого талантливого (умного, нежного, сильного…) непременно получится хорошо…» - то мера психологической свободы увеличивается, вера с себя повышается, быстрее работает сознание.
5.Персональная исключительность, усиленное положительное подкрепление. Эта операция очень тонкая и изящная. Её парадигма: «Только вы и могли бы…», «Именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
Совокупность этих операций дополняется педагогическим внушением – экспрессивным, интонационно насыщенным, мимически оформленным и пластически отражённым способом убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической политики, меры её развитости у конкретного педагога, но ни в коем случае не от гипнотических воздействий. Венчать систему педагогических операций будет оценка полученного ребёнком продукта деятельности. Она станет определять, переживёт ли, в конце концов, ребёнок ситуацию успеха. У неё есть своя сущностная характеристика: это должна быть оценка детали, но не целостное оценивание произведённого. Вот как она будет выглядеть: «Особенно тебе удалось…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой момент…».