Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - теоретически обосновать возможность использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии для развития детской самооценки.
С поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Выявить психолого-педагогические аспекты развития самооценки на разных возрастных этапах.
Определить технологию создания ситуации успеха в педагогическом взаимодействии как условие развития самооценки.
Составить модель использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии.
Выявить уровень развития детской самооценки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Реферативная часть…………………………………………………………7
Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей
Понятие, основные характеристики технологии взаимодействия………….15
Ситуация успеха во взаимодействии с детьми как условие
развития самооценки детей………………………………………………………..20
Глава 2. Проектная часть…………………………………………………..............28
2.1 Пояснительная записка
2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме……………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ситуац. успеха..docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

1. Доброжелательность окружающих.

2.«Похвала». Мы с вами знаем, какой преобладающий тон педагогических отношений. Ребёнок может услышать из уст воспитателя: «лентяй», «хулиган» и т. п. Они ложатся на сознание и душу ребенка тяжелой гирей, унижая его человеческое достоинство. Очень важно внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться к его плечу, показать ему свою способность быть добрым – в этом залог успешного воспитания.

3. «Авансирование успеха». Незаметная для глаза ребёнка помощь воспитателя может быть залогом успеха, особенно у неуверенных, робких детей.

4. «Эмоциональное поглаживание». Воспитатель с легкостью раздает комплименты. Эти слова не являются только похвалой, часто это констатация факта.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

 

 

 

 

 

Заключение

В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания, самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания.
  2. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
  3. В результате изучения педагогических технологий была выбрана технология субъект субъектного взаимодействия, основанная на личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребёнком.
  4. Разработка педагогической технологии построенной на взаимодействии педагога с ребёнком (субъект – субъектного взаимодействия, сотрудничества) направлена на повышение самооценки ребёнка, так как в итоге этой работы активируется все  личностные ресурсы ребёнка.
  5. Проведено диагностическое обследование с детьми младшего школьного возраста воспитывающихся в детском доме, где по результатам нами была разработана психолого-педагогическая работа, построенная на играх и упражнениях, главной целью которой стало: создание условий для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
  6. С помощью педагогических технологий взаимодействия ребёнок сам создаёт ситуацию успеха для других, а те в свою очередь создают эту ситуацию для него.
  7. Создавая ситуацию успеха, педагог тем самым формирует у ребёнка умение использовать те приёмы, которые создают ситуацию успеха.
  8. Личностное развитие (повышение самооценки) невозможно без участия взрослого (в педагогическом взаимодействии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова В.С. Возрастная психология. – М.: Деловая книга, 2000. – 624с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб. 1998г – 279с.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. Психологии. 1979. №2. С.56.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? М.: Просвещение. 1991 – 169с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
  6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Изд-во Питер, 2000. – 992с.
  8. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: «Знание», 1976. – 64с.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 446с.
  10. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В. С. Мухина // Вопросы психологии, №1, 1989. – с. 32-39.
  11. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М.: Академический проспект, 2002. – 528с.
  12. Поляков С.Д. Технология воспитания. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144с.
  13. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Бойковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ., 1999.
  15. Славина Л.С Трудные дети. – Москва – Воронеж: МОДЭК, 1998. – 447с.
  16. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Москв. Ун-та, 1983. – 284с.
  17. Сиротство как социальная проблема / под ред. Л. И. Смагиной. – Минск, изд-во «Спектр-Диалог», 1999. – 243с.
  18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144с.
  19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.
  20. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 259с.
  21. Щуркова Н. Е., В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. Новые технологии воспитательного процесса. Москва, 1994. – 112с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Лесенка»

автор В.Г. Щур

 


 


  


                              


 


 




 

 

 

 

 

 


 

Инструкция:     

Внизу, на 1-й ступеньке  находятся самые плохие дети (хуже их не бывает),

а на последней,  на 10-й - самые хорошие дети (лучше их не бывает).

1. Как ты считаешь, на какой ступеньке находишься ты?  Укажи, ступеньку,  поставь букву «Я»

2. Как ты считаешь, на какой ступеньке тебя видят остальные ребята в группе?  Укажи ступеньку,  поставь букву «Р»

3. Как ты считаешь, на какой ступеньке тебя видят воспитатели?  Укажи ступеньку, поставь -  «В».

Обработка результатов:

1 – 3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная)

4 – 7 ступенька – средний  уровень самооценки (правильный)

8 – 10 – высокий уровень  самооценки (завышенная).

 

 

Приложение 2

 Методика «Какой я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

       

2

Добрый

       

3

Умный

       

4

Аккуратный

       

5

Послушный

       

6

Внимательный

       

7

Вежливый

       

8

Умелый (способный)

       

9

Трудолюбивый

       

10

Честный

       

 

  • 10 баллов – очень высокий
  • 8-9 баллов – высокий
  • 4-7 баллов – средний
  • 2-3 балла – низкий
  • 0-1 балл – очень низкий

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

 

 

 

 

Приложение 3

Игры, упражнения и занятия на развитие позитивной самооценки

 

 

№ п./п

Название игры, упражнения, занятия.

Цель игры, упражнения, занятия.

Педагогические условия достижения результата.

1.

«Хвастали»

Повысить самооценку ребенка.

Упражнение выполняется в небольшой группе (5 – 6 чел.).

Дети садятся в круг. Ведущий раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Затем ведущий просит детей поделить лист на три части и представить эти три качества (поступки) в качестве рисунков. После того, как рисунки будут выполнены, дети по одному выходят в центр круга вместе с рисунком и рассказывают о своих поступках или качествах, которыми они гордятся, группе. Дети внимательно слушают, и в конце рассказа каждый ребенок говорит выступающему : «Я очень рад за тебя».

2.

«Сказка»

Развивать умение говорить о себе без стеснения, оценивать свои лучшие стороны.

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

3.

«Мир без тебя»

Позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей.

Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова – комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую воспитателем: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты …».

4.

«Я люблю себя за то…»

Осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств, поступков.

Ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, он ими доволен; поступки, за которые его поощряю и от которых он испытывает удовлетворение.

В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.

5.

«Недотроги»

Способствовать повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо объяснять детям, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка символизирует Веселье; с изображением двух одинаковых конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5 – 8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить их на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.). по следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины добычу.

Во время обсуждения взрослый интересуется: приятно ли получать такие карточки и что приятнее – дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят – им нравится, и дарить, и получать. Тогда ведущий обращает их внимание на тех ребят, которым или совсем не досталось карточек, или очень мало. Обычно эти дети признаются, что дарили они с удовольствием, но хотелось б и самим получить карточку, и не одну.

6.

«Карикатура»

Помочь осознать свои личностные качества, дать возможность «посмотреть на себя со стороны».

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

7.

«Волшебный стул»

Осмысление ребенком своих положительных качеств, поступков.

Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

8.

«Клубок»

Формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями детей. Тот, кто начинает, предлагает тему. Например, «Я люблю, когда...», «Меня беспокоит...», «Когда я злой...», «Когда меня обижают...», «Я боюсь...», «Лучше всего я умею...» и др. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое (каждый раз можно менять образ, это может быть, например, животное, самолет, дерево и т.д.). Затем дети должны все вместе, не отпуская нить, обыграть этот образ. Главное, чтобы ниточка не порвалась.

9.

«Давайте похлопаем»

Помочь детям лучше узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в малознакомой группе.

Дети располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные вопросы (можно и шуточные). Например: «Кто когда-нибудь дома делал мороженое?», «Кто хотя бы раз в жизни спасал кошку или собаку?», «Кто хотя бы раз в жизни сам зашивал себе дырку?» и др.

Дети, которые отвечают на предложенный вопрос утвердительно, встают, а остальные игроки громко им аплодируют. Необходимо, чтобы каждый ребенок встал хотя бы один раз. В дальнейшем можно предложить детям самим придумывать вопросы.

10.

«Представь»

Позволяет детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.

Детям предлагают представить какую-либо ситуацию, ощущение и описать или изобразить их на бумаге. Представь обед из своих любимых блюд.

Придумай свой собственный звук.

Придумай, как выглядит смех, доброта, печаль, красота, ложь,

счастье.

Каков вкус у солнечного света?

и т. д.

11.

«Пожелание»

Формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга.

Все играющие садятся в круг. Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

12.

«Комплимен

ты»

Позволяет детям познать свою индивидуальность.

1. Все играющие встают  в круг. Один из них поворачивается  к своему соседу и говорит  ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент.

2. Каждый участник сам  говорит о себе что-нибудь хорошее.

Играя в эту можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др.

Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами.

13.

«Ладошки»

Способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности и самоценности.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем психолог просит на каждом получившемся, на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети еще не умеют писать, то они могут нарисовать.

После этого ведущий собирает «Ладошки» читает их группе, а дети угадывают, где чья ладошка»

14.

«Красивое имя (контур)»

Повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При это ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Как вариант этой игры для разрисовывания может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.

15.

«Представь, что ты это можешь»

Выработка у ребенка уверенности в своих силах.

Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.

В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

16.

«Зайки и слоники»

Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

17.

«Это мое имя»

Повысить у ребенка уровень самопринятия.

Ребенку предлагается поискать в комнате такой

предмет, которому он бы мог дать свое имя. После того как ребенок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

18.

«За что мы любим»

Позволяет детям познать свою индивидуальность.

Каждый выбирает в группе человека, который ему нравится. Необходимо сказать про этого человека несколько слов, не указывая его имени. Все по очереди говорят свою характеристику, а остальные должны определить, к кому она относится.

19.

«Хочу быть»

Помочь детям осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера.

Детям предлагают на выбор различные свойства, характеристики, качества, например: сильный, красивый, быстрый, толстый, высокий, железный, крикливый, спокойный, везучий и др. Из этих качеств ребенок выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему бы он хотел его иметь.

20.

«Ласковое имя»

Позволяет детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.

Каждому ребенку придумывается новое имя, начинающееся с первой буквы настоящего имени. Например, Лена — ласковая, любознательная.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки