Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:36, дипломная работа
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
Список литературы
Для закрепления
навыков опрятности и
Необходимы постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей. Хвалите ребенка за любое достижение, замечайте усилия, которых потребовало от него выполнения таких дел, как что-то убрать, снять, поработать ложкой во время обеда и т. п. Пусть малыш чувствует, что вы всегда радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверенны в его силах и возможностях. Говорите вслух не о том, чего малыш не сделал, а о том, что он в ближайшем будущем сможет сделать сам. Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.
В процессе гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используются также игры, демонстрация диафильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.
Другим обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
Современные дошкольные учреждения размещаются в благоустроенных зданиях, где созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и психического развития. Постоянный контроль за санитарно-гигиеническим содержанием учреждения возложен на медицинских работников. Они следят за продолжительностью и качеством выполнения отдельных режимных процессов (сон, прогулка, питание, и т.д.) и режима дня в целом, за соответствием гигиеническим нормативам воздушного режима в помещении, естественного и искусственного освещения, подбора и расстановки мебели и т. д.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры, участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском учреждении. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.
Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Перед воспитателем группы стоит большая задача – помочь родителям правильно воспитать детей. С этой целью проводиться систематическая санитарно-просветительная работа среди родителей. Ее задачи – разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также с методикой закрепления гигиенических навыков. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, посещения их дома, а также включает выступления на родительских собраниях.
Медицинские работники принимают
непосредственное участие в родительских
собраниях, знакомят аудиторию с
уровнем физического и нервно-
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
С переходом
в эту группу программные
Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинять окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей.
Постепенно
игровые упражнения и задания
усложняются, демонстрировать
Игры - упражнения «Каждой вещи - свое место» - воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.
Таким образом, очень важно начинать формировать культурно-гигиенические навыки в младшем дошкольном возрасте, так как от этого во многом зависит здоровье ребенка и его контакты с окружающими людьми. При обучении культурно-гигиеническим навыкам, необходимо учитывать физиологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, так как опираясь на эти особенности, воспитатель сможет правильно организовать процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам.
Необходимо научить детей, выполнять те или иные операции осознанно, поскольку дети подражательны и большое значение имеет пример взрослых людей. Также в решении этого вопроса необходимы индивидуальный подход к каждому ребенку и тесная связь детского сада с семьей. И тогда у детей будут прочно сформированы все культурно-гигиенические навыки, будет осознанность при выполнении.
Ориентация
детей в образовательных
О чем узнают дети
Дошкольник узнают
о том, что такое здоровье
и здоровый человек, об
О строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними.
О безопасном поведении на улице и в группе детского сада. О том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.
Организация опыта освоения образовательных областей
Что осваивают дети
Воспитатель создает условия для активного накопления младшими дошкольниками представлений о здоровьесберегающем и безопасном поведении: организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком, салфеткой, как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред своему здоровью; организует деятельность репродуктивного характера (показ - повтор за взрослым, например сверстников, поощрение). Проводит беседы с привлечением наглядности, рассматривает с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов), последовательность режимных моментов.
Читает детям потешки стихотворения о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случае их возникновения (Э. Мошковская « Нос, умойся! », Э.Фарджен « Мыльные пузыри», С.Капутикян « Хлюп-хлюп», С.Погореловский « Про глаза-глазенки, про глаза-глазища», А. Кондратьева «Зеркало», Ю.Мориц «Пирожок», И.Токмакова « Тихо-тихо, Е.Серова « Лягушонок», С.Погореловский « Берегись»). Организует на их основе несложные игры , которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость.
Воспитатель использует разнообразные игровые приемы, как «Научи котенка умываться», «Sms- здоровья», создает « моменты радости» в ванной комнате, в раздевалке, на улице, на протяжении всего режима дня. Эмоциональность игрового приема в этом случае помогает ребенку лучше освоить и запомнить образовательное содержание.
Организует циклы игр - экспериментов или игр - экспериментирований, а также игр- путешествий предметного характера с целью практикования и закрепления культурно- гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ и безопасности поведения: « Водичка, водичка», Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку», «Опасно - безопасно».
Воспитатель предлагает детям познакомиться с дидактической развивающей куклой, например Мойдодыром, Доктором Айболитом или девочкой Чистотюлей. От лица игрового персонажа воспитатель придумывает увлекательные и полезные игры-истории и конкурсы для детей, например конкурс Мойдодыра «Чистый из чистых» или « Первый приз девочки Чистюли» или « Мисс и мистер Аккуратность».
Привлекает детей совместно с родителями в простейшую проектную деятельность. Например, младшим дошкольникам вместе с папами и мамами предлагается найти и принести из дома полезные для здоровья предметы, которые состоят коллекцию предметов здоровья в группе; оформить рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены. Режима дня и правил безопасного поведения, проиллюстрировать простейшие загадки и отгадки к ним.
Итоги освоения содержания образовательных областей
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасности поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми.
- С удовольствием выполняет культурно - гигиенические навыки, положительно настроен на процессов элементарных процессов самообслуживания, радуется своей самостоятельности и результату ( чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.).
- С интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т.п.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Ребенок не проявляет интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
- Не знаком или имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни.
- Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом. В использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.
2.1. Психолого-педагогические
основы взаимодействия
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» Согласно сравнительно недавним прогнозам академика С.Г.Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома. Получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...» Счастье, что эти прогнозы не подтвердились.