Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:36, дипломная работа
Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
Список литературы
Высокий уровень развития навыка одевания – 37, 5 % детей;
Средний уровень развития навыка одевания – 25% детей;
Низкий уровень развития навыка одевания – 37, 5 % детей
Результаты наблюдения в контрольной группе, выводы
Таня Ш. одевается и раздевается быстро, аккуратно, вешает вещи в шкаф. Вероника М. одевание и раздевание проводит в последовательном порядке, аккуратно складывает вещи, но делает это в ущерб другим детям, толкает, мешает другим. Матвей С. аккуратно убирает вещи в шкаф, расстегивает и застегивает все пуговицы правильно, но не ставит обувь на место. Саша К. правильно и последовательно умеет одеваться и раздеваться, но не приучена убирать вещи в шкаф. Лиза М. на прогулке бывает, не аккуратна, часто пачкает одежду, не умеет правильно застегивать пуговицы. Ангелина Г. самостоятельно застегивает все пуговицы, умеет завязывать и развязывать шнурки, помогает другим детям. Артем Е. не замечает неопрятности в одежде, не аккуратен , не стремиться следить за своим внешним видом. Виолетта Х. одевается и раздевается без помощи взрослых, аккуратно убирает вещи в шкаф, замечает неопрятности и пытается их устранить.
Таблица 6
Результаты наблюдения за процессом одевания в контрольной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
Режимный процесс – одевание | |||
|
|
| ||
Таня Ш. |
+ |
|||
Вероника М. |
+ |
|||
Матвей С. |
+ |
|||
Саша К. |
+ |
|||
Лиза М. |
+ | |||
Ангелина Г. |
+ |
|||
Артем Е. |
+ | |||
Виолетта Х. |
+ |
|||
Всего |
3 |
3 |
2 |
Высокий уровень развития навыка приёма пищи – 37,5% детей;
Средний уровень развития навыка приёма пищи –37,5 % детей;
Низкий уровень развития навыка приёма пищи – 25 %детей.
По результатам наблюдения за приёмом пищи на констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод, что контрольная группа находится в более выгодном положении, чем экспериментальная. Это не противоречит логике опытно-экспериментальной работы.
Таблица 7
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
НАВЫКИ | |||
Умывание |
Одевание |
Прием пищи |
Итого | |
Костя С . |
В |
В |
С |
В |
Дима К. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Влада Г. |
В |
В |
В |
В |
Полина С. |
Н |
С |
С |
С |
Вадим С. |
В |
Н |
Н |
Н |
Настя Ю. |
С |
Н |
Н |
Н |
Егор М. |
В |
В |
В |
В |
Вика О. |
С |
С |
В |
С |
В |
4 |
3 |
3 |
37,5 % |
С |
2 |
2 |
2 |
25% |
Н |
2 |
3 |
3 |
37, 5 % |
Обобщенные результаты наблюдения за уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе помещены в таблицу 8.
Таблица 8
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе на констатирующем этапе
Ф.И. детей |
НАВЫКИ | |||
Умывание |
Одевание |
Прием пищи |
Итого | |
Таня Ш. |
В |
В |
В |
В |
Вероника М. |
С |
Н |
С |
С |
Матвей С. |
В |
В |
С |
В |
Саша К. |
С |
С |
С |
С |
Лиза М. |
Н |
С |
Н |
Н |
Ангелина Г. |
В |
В |
В |
В |
Артем Е. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Виолетта Х. |
В |
С |
В |
В |
В |
4 |
3 |
2 |
37,5 % |
С |
2 |
3 |
3 |
37,5 % |
Н |
2 |
2 |
2 |
25% |
По результатам обобщающих таблиц 7-8 построим диаграммы, показывающие в сравнении уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной и контрольной группах.
Таким образом, уровень
сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей эксперименталь
Сроки: с ………..
Задачи :
Формы работы с детьми:
Формы работы с родителями:
Особая роль в воспитании
культурно-гигиенических
Большое влияние на формирование навыков
оказывают соответствующие иллюстрации,
художественные произведения, фольклор,
уточняющие представления детей о том,
например, как надо умываться, сидеть за
столом, помогать друг другу. Воспитатель
обращает их внимание на иллюстрации из
детских книг, подбирает картины: «Дети
играют», «Дорогие гости», «Новенькая»
и т. п.
Рассмотрим задачи воспитателя при реализации экспериментальной деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков:
1) помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимых для хранения одежды и обуви, одевания на прогулку;
2) помочь детям получить отчетливые представления о предметах одежды и обуви, которые они носят осенью; обогатить словарь за счет слов: куртка, шарфик, шапка, сапоги, ботинки, колготки, рейтузы, комбинезон, перчатки, осенняя, теплая, шерстяная, пушистая, застегнуть, зашнуровать, завязать и пр.;
3) учить детей рассматривать предметы одежды, выделять части и их назначение, определять лицевую (изнаночную) стороны, верх (низ), переднюю и заднюю части, правый (левый) сапог и пр.;
4) сформировать отчетливое представление о последовательности одевания на прогулку;
5) научить самостоятельно ориентироваться в одежде и обуви с помощью меток, выполнять микропроцессы и одеваться на прогулку в рациональной последовательности;
6) поощрять положительные эмоции, связанные с овладением умением одеваться, самостоятельно складывать одежду;
7) проводить работу с родителями воспитанников по формированию культурно-гигиенических навыков, разъяснять важность воспитания самостоятельности и формирования основ гигиенической культуры у малышей.
В каждой представленной далее образовательной ситуации есть раздел для родителей под названием «Дома с ребенком», который отражает содержание сотрудничества ДОУ с семьёй.
“Наша раздевалка”
Цель: обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил и умения ориентироваться в предметном пространстве; познакомиться с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; введение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.
Необходимый материал: игровой персонаж - веселый клоун Бим - большая набивная игрушка, сшитая из ткани. В одежде клоуна использованы пуговицы, кнопки, молнии и другие застежки-пристежки, побуждающие детей к манипулированию с ними для развития мелкой моторики. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречал каждого ребенка, облегчая процесс расставания с родителями.
Организация: небольшими группами, по 3-4 ребенка.
Краткий ход
конструирования
“Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Полина? (на скамеечку) Кто с Полиной рядом сел? (Костя). И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (на скамеечку). Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону). Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (побуждает к проговариванию)”.