Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа
В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Введение…………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………………………………..….5
1.1 Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей……………………………………………………………………………………………5
1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и педагогов ДОУ……………………………….9
1.3 Этапы становления родителей как активных помощников и единомышленников воспитателей……………………………………………………………………………….…14
1.4 Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………………………………………………………..16
1.5Установление контакта с семьей…………………………………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании детей.22
Заключение……………………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………………………..26
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.[3]
Итак, взаимодействие
семьи и дошкольного учреждения
происходит в различных формах, приемлемых
и для педагогов и для родителе
1.3 Этапы
становления родителей как
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители
стали активными помощниками
и единомышленниками
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".
Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.
Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".
Важнейшим результатом
содержательного и эмоционально
насыщенного общения
Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.
В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.[4]
Главная задача
воспитателя в работе с семьей
— разрушить ныне существующий барьер
между детским садом и
Хотя в последнее
время и наметились новшества, перспективные
формы сотрудничества, которые предполагают
подключение родителей к
1.4 Установление контакта с семьей
Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.
К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы активизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.
Второй вид характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Третий вид связи возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. [14]
В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:
• Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.
• Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.
• Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.[2]
Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:
1.Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;
2.Неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;
3.Непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
4.Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. [14]
Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных групп «трудных» для воспитателя родителей:
1. Родители, не
уделяющие должного внимания
воспитанию своих детей, не
проявляющие
2. Родители высокомерные,
не воспринимающие воспитателя
детского сада как
3. Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;
4. Родители, чрезмерно
опекающие своего ребенка,
5. Родители, недооценивающие роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;
6. Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);
7. Родители с
общей низкой культурой,
Познание родителей воспитанников – важное условие успеха во взаимодействии с семьями не только воспитателя, но и других специалистов дошкольного образования.[6]
Анализ ответов на вопрос «Считаете ли вы нужным присутствовать на занятиях у ребенка в детском саду?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этих посещений. Только 50% опрошенных родителей ответили утвердительно, треть не видит необходимости в этом, 16% родителей не дали ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что 18% родителей говорят об отсутствии такой практики в детском саду, а 24 % — вообще ничего не знают о такой форме сотрудничества. Значит, воспитатели не доводят до сведения всех родителей, что им можно присутствовать на занятиях.
Из этого следует, что далеко не все воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.[14]
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
1.5 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе
Если раньше
детский сад рассматривался многими
семьями лишь как выход из затруднительного
положения, то сегодня уже мало кто
сомневается в его
Рассмотрим формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере детского сада №14 города Йошкар-Олы.
Согласно плану взаимодействия с родителями на 2010-2011 уч. г. (Приложение1), в группе «Васильки» 4-5 год жизни проводится следующая работа:
1. Родительские собрания.
2. Консультации.
3. Анкетирование.
4. Совместные праздники.
5. Совместное оформление газет. Выставки.
6. Работа родительского комитета.
Групповые родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них присутствуют, кроме воспитателей, заведующий, старшая мед. сестра, физрук, психолог. На осуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.
Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп, имеющие одинаковые проблемы.
Информация о работе Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей