Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа
Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их деятельные способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. На это направлены и модернизация образования, и введение курса по информатике, и результаты поисков учителей-новаторов - В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, удивляющие педагогическую общественность раскрывающимися возможностями детей, - все это и многое другое, что представляет собой педагогическое наследие в новых условиях времени требует нового осознания и оценки.
Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
Контрольные работы по теме проводятся в программные сроки на фоне глубоко, всесторонне изученного материала. И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы). Так осуществляется дифференцированный подход у нас на уроках. И все 45 минут соблюдаем основной принцип - делать все обоснованно, аргументировано. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю», - звучит голос отвечающего
В классе Софьи Николаевны Лысенковой учатся необычно радостно и увлеченно и не только хорошо подготовлены (показывают хорошие знания), но и высоко развиты. В этой школе в 1979 году по новой методике была проверена эффективность «опережающего» обучения методики С.Н. Лысенковой. В 1-м «В» классе было 33 ученика, средний возраст их - 8 лет, а продуктивность их работы оказалась как у 9-летних. Значит, дети ее класса получили за год такое развитие, какое другие приобретают за 2 года. Второе такое измерение в 1984 году, но уже в 3-м «В» классе С. Н. Лысенковой поразило еще больше: 23 ученика, средний возраст которых был 10 лет, показали такую продуктивность, на какую способны дети в 12,5 года. Значит, можно не менее чем вдвое быстрее развивать «творческий компонент» способностей. Значит, современная методика работы в начальной школе может быть усовершенствована и весьма значительно [9].
Дети-дошкольники имеют большую возможность решать «новые» задачи, которым их не обучали, так как могут находить их в жизни, особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое обучение, как количество «новых» задач резко сокращается. В школе ни одному учителю не придет в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как ее решать. Значит, в школе ребенок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится все меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остается. Значит, поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей. Проблемное обучение, которое способствует в какой-то мере развитию творческих способностей учащихся, только начинает разрабатываться, и его значение в школе пока мало ощутимо.
С.Н. Лысенкова отмечает, что получается, если дети разного возраста попадают в одинаковые условия. Когда условия благоприятны для развития - младшие выигрывают больше старших. Вот примеры этого. Сережа и Саша Беленькие в один год поступили в школу, хотя Сережа на два года моложе. Уже в 3-м классе стало заметно превосходство младшего, а в 4-м он значительно ушел от брата. Условия для развития способностей, видимо, были в семье примерно одинаковые для всех, но высших результатов достиг младший. Эти последние факты, видимо, нельзя считать строгой закономерностью, потому что, кроме возраста, на весь ход развития влияет еще и напряженность деятельности, а это уже продукт увлеченности самого ребенка [10].
Суть проблемного обучения в том, что преподаватель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, сделать некоторый вывод и т.п., а не дать в готовом виде. Но каждый раз учитель, зная результат, подводит к нему ученика. Никакой закономерности в постановке вопросов нет. Задача состоит в том, чтобы ребенку дать метод, с помощью которого он мог прийти к результату, которого и учитель не знает. В частности, методика решения исследовательских задач. Какая бы ни была исследовательская задача, вопросы, которые необходимо задать для решения, одинаковы. Этим вопросам и надо научить ребенка. Иначе проблемное обучение превращается в метод проб и ошибок.
Изучив опыт педагогов-новаторов, мы пришли к выводу, что каждый из них использует какой-то изобретательский прием, они дают ученикам творческие задачи.
С.Н. Лысенкова использует два приема:
Таблица 1.1
Согласование ритмики. Он позволяет ей вести весь класс в одном режиме. |
Принцип предварительного действия. Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему. |
Первого сентября на партах у этих детей лежат учебники второго класса: «Родная речь» - 1-я книга. «Русский язык-2». «Математика-2».
Трудно работать с шестилетками. «Не берите их, Софья Николаевна, с ними прыгать надо, играть», - отговаривали меня молодые учителя, когда я набирала свой первый класс шестилеток. А в письмах учителя писали о тех же трудностях: «Рассыпается урок, не складывается общение», «не умеют работать с учебником», «как опережать программу, когда даже палочка с закруглением внизу не получается», «что главное на первых порах», «следите ли за каллиграфией, обходите ли для этого класс?»
Кроме того необходимо упомянуть еще один очень важный прием обучения, используемый С.Н. Лысенковой. Это управление. Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего [9].
Дети принимают то, что понимают. Методический прием становится движущей силой урока. За короткий букварный период для разных групп детей, разных программ (1-3, 1-4) одинаково доступно становится такое трудное задание - набрать в кассе или написать за ведущим предложение: «Юлькой кошку звать мою». При этом ведущий чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем было понятно. В результате у детей хорошая дикция, развитая, выразительная речь:
Понятная, а следовательно, принятая детьми структура слога стала структурой каждого шага управления. И выселила все имевшие место трудности букваря.
А палочка с закруглением внизу обязательно получится. Да она просто отработается вместе с другими элементами в слове - через несколько уроков.
Урок должен сложиться сразу. Время - золото. Сорить им на уроке нельзя.
Конец первой четверти. Все тот же 1-й класс С.Н. Лысенковой. На уроке гости - учителя школы. Урок математики и след на доске от проделанной на уроке работы. Лежащие на столе учителя карточки и сводные таблички показывают, что это материал, задействованный в устном счете. На левом крыле доски выставлены оценки детям.
- Что это за шестерки? - спросили учителя.
- Оценки за ответы сверх программы.
Спросите наших детей, как они хотят учиться: с отметками или без? Они все скажут: «С отметками. Только с теми, которые получаем мы!»
Вторая четверть. Первая самостоятельная работа по математике. «5» - тринадцать, «4» - одиннадцать, «3» - нет!
С.Н. Лысенкова говорит: «Успех, успевающий, успевать - однокоренные слова. Последнее напрямую связано с понятием «время». Успевать - значит получить время, необходимое для успеха дела. Так сам русский язык пришел мне на помощь, подсказав главное направление в борьбе за успех» [9].
Таким образом, опережающее обучение, нацелено преимущественно на развитие формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Предложенный опытным увлеченным своим делом учителем начальных классов Софьей Николаевной Лысенковой педагогический приём «комментированного управления» заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые при выполнении заданий мыслят вслух и тем самым ведут за собой остальных, задавая уроку общий темп. Система специальных тренировок обеспечивает прочное усвоение понятий, вырабатывает автоматизм умений и навыков, Софья Николаевна создаёт педагогические ситуации, дающие ученику возможность высказать своё мнение, принять участие в коллективном поиске ответа. Главное место отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку, терминологии предмета. Постепенно к 4-му классу «комментированное управление» переходит в «доказательное комментирование». Опережение Лысенковой – это не класс вундеркиндов, а самые обычные дети обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей. Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.
Глава
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ С.Н. ЛЫСЕНКОВОЙ
2.1. Классификация опорных схем
Ключевым моментом в методике С.Н. Лысенковой по использованию опорных схем на практике является включение каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, закрепление представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
С.Н. Лысенкова считала, что опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна [10].
Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Надо заметить к тому же, что работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя. Дадим несколько примеров из практики работы С.Н. Лысенковой по применению опор в опережающем обучении.
Математика
Большие опоры-схемы
Малые опоры - карточки
(1 класс).
(2 класс).
Русский язык
Большие опоры - схемы
Малые опоры - карточки
(1 класс).
(1-3 классы).
Информация о работе Софья Николаевна Лысенкова Педагог-новатор