Ф 7.02-13 Курсовая работы
Повышенная агрессивность детей,
выступающая как устойчивое качество
личности. Исследования и многолетние
исследования показывают, что агрессивность,
сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой
и сохраняется на протяжении дальнейшей
жизни человека. Гнев перерастает в нарушение
при постоянном, агрессивном поведении
родителей, которым подражает ребёнок;
проявлении нелюбви к малышу, из-за чего
формируется враждебность к окружающему
миру; длительных и частых негативных
эмоций.
Среди причин, провоцирующих
агрессивность детей, выделяются следующие:
привлечение к себе внимания
сверстников;
ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
необходимость овладения желанным
предметом.
Проявления выраженной
склонности к агрессивности:
высокая частота агрессивных
действий – в течение часа наблюдений
такие дети демонстрируют не менее четырёх
актов, направленных на причинение вреда
сверстникам;
преобладание прямой физической
агрессии;
наличие враждебных агрессивных
действий, направленных не на достижение
какой-либо цели, а на физическую боль
или страдание сверстников.
Среди психологических особенностей,
провоцирующих агрессивное поведение,
обычно выделяют недостаточное развитие
интеллекта и коммуникативных навыков,
сниженный уровень произвольности, неразвитость
игровой деятельности, сниженную самооценку.
Но главной отличительной чертой агрессивных
детей является их отношение к сверстнику.
Другой ребёнок выступает для них как
противник, как конкурент, как препятствие,
которое надо устранить. Агрессивный ребёнок
имеет предвзятое мнение о том, что поступками
окружающих руководит враждебность, он
приписывает другим негативные намерения
и пренебрежение к себе. Всех агрессивных
детей объединяет одно общее свойство
– невнимание к другим детям, неспособность
видеть и понимать их чувства.
Обидчивость - устойчивое негативное отношение к
общению. Обида проявляется в тех случаях,
когда ребёнок остро переживает ущемлённость
своего «Я». К этим ситуациям относятся
следующие:
игнорирование партнёра, недостаточное
внимание с его стороны;
отказ в чём-то нужном и желанном;
неуважительное отношение со
стороны других;
успех и превосходство окружающих,
отсутствие похвалы.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Характерной особенностью обидчивых
детей является яркая установка на оценочное
отношение к себе и постоянное ожидание
положительной оценки, отсутствие которой
воспринимается как отрицание себя. Всё
это приносит ребёнку острые болезненные
переживания и препятствует нормальному
развитию личности. Поэтому повышенную
обидчивость можно рассматривать, как
одну из конфликтных форм межличностных
отношений.
Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении
круга общения, уменьшении возможностей
эмоционального контакта с окружающими
людьми, возрастании трудности установления
новых социальных отношений. Причинами
этого нарушения могут быть: длительный
стресс, недостаток эмоционального общения,
индивидуальные патологические особенности
эмоциональной сферы.
Замкнутость качественно отличается от
застенчивости, но в поведенческом плане
они бывают похожи.
Особенности поведения застенчивых
детей:
избирательность в контактах
с людьми: предпочтение общения с близкими
и хорошо знакомыми и отказ или затруднения
в общении с посторонними людьми, что вызывает
эмоциональный дискомфорт, проявляющийся
в робости, неуверенности, напряжении;
страх любых публичных выступлений;
повышенная чувствительность
к оценке взрослого. Удача вдохновляет
и успокаивает, малейшее замечание вызывает
новый всплеск робости и смущения;
дисгармония в общей самооценке.
С одной стороны, ребёнок имеет высокую
общую самооценку, а с другой – сомневается
в положительном отношении к себе других
людей, особенно незнакомых.
Стеснительность является следствием
несформированности социальной компетентности.
Её коррекция заключается в обучении ребёнка
навыкам общения, умению воспринимать
и интерпретировать поведение другого
человека.
Тревожность, патологический страх, которые препятствуют
общению, развитию личности, психики, приводят
к социальной дезадаптации. Среди «негативных»
тактик воспитания ребёнка, вызывающих
состояние тревоги, можно выделить три
основных:
отвержение (неприятие, демонстрация
недоброжелательного отношения);
сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);
гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Чем сильнее эмоциональное
неблагополучие ребёнка, тем вероятнее
возможность возникновения ситуаций,
вызывающий трудности взаимодействия
с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен,
тревожен, испытывает разнообразные стойкие
страхи, либо, наоборот, становится агрессивен
и вспыльчив. Демонстративность как устойчивая
личностная особенность.
Такое поведение детей выражается в стремлении
привлечь к себе внимание любыми возможными
способами. Отношения являются не целью,
а средством самоутверждения. Представления
о собственных качествах и способностях
демонстративных детей нуждаются в постоянном
подкреплении через сравнение с другими.
Ненасыщаемая потребность в похвале, в
превосходстве над другими становится
главным мотивом всех действий и поступков.
Такой ребёнок постоянно боится оказаться
хуже других, что порождает тревожность,
неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя
выявить проявление демонстративности
и помочь ребёнку в её преодолении. Сравнивая
разные типы проблемных детей, можно видеть,
что они существенно отличаются по характеру
своего поведения: одни постоянно конфликтуют,
другие спокойно сидят в стороне, третьи
всеми силами пытаются привлечь к себе
внимание, четвёртые прячутся от посторонних
глаз и избегают всяких контактов.
Однако, несмотря на эти очевидные различия
в поведении, в основе почти всех межличностных
проблем выступают сходные внутриличностные
основания. Суть этих психологических
проблем определяется фиксацией ребёнка
на своих качествах (на оценке себя), он
постоянно думает о том, как его оценивают
окружающие, остро аффективно переживает
их отношение. Эта оценка становится главным
содержанием его жизнедеятельности, закрывая
весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение,
демонстрация своих достоинств или сокрытие
своих недостатков становится ведущим
мотивом его поведения. Дети с гармоничным,
бесконфликтным отношением к сверстникам
никогда не остаются безразличными к действиям
сверстника. Именно они пользуются наибольшей
популярностью в детской группе, так как
могут помочь, уступить, выслушать, поддержать
чужую инициативу. Бесконфликтные дети
не делают защиту, утверждение и оценку
своего Я специальной и единственной жизненной
задачей, что обеспечивает им эмоциональное
благополучие и признание других. Отсутствие
этих качеств, напротив, делает ребёнка
отвергаемым и лишает симпатии сверстников.
Однако в дошкольном возрасте негативные
отношения к сверстникам нельзя рассматривать
как окончательно сложившиеся и закрытые
для каких-либо изменений На этом этапе
возможно преодолеть различные деформации
в отношениях с другими, снять фиксацию
на самом себе и помочь ребёнку полноценно
прожить разные этапы возрастного развития.
Ф 7.02-13 Курсовая ра
Глава II Исследование межличностных
отношений
детей 4 - 7 лет
2.1. Методы изучения межличностных
отношений дошкольников
Каждая исследовательская программа
представляет собой структуру, включающую
2 раздела: методологический, методический.
Первый раздел предполагает формулирование
проблемы исследования, определение цели,
задач, объекта и предмета работы, интерпретацию
основных понятий. Методический раздел
состоит из построения выборки, разработки
основных процедур сбора и анализа исходных
данных, плана исследования.
Программа исследования осуществляется
в три этапа:
С помощью первого этапа происходит тестирование
детей, их родителей, воспитателей. Изучение
личностных особенностей детей проводится
в начале и в конце учебного года, после
завершения годичного практического курса
«Уроки добра». Участие в диагностическом
исследовании воспитателей и родителей
необходимо для определения содержания
будущих занятий, подборе методических
приёмов и материалов в работе воспитателя,
реализации индивидуального подхода к
детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных
проблем. Мы предлагаем использовать констатирующие
методики, позволяющие выявить особенности
межличностных отношений дошкольников,
общий уровень усвоенной социальной информации,
адекватность детской самооценки . Эти
методы можно условно разделить на объективные
и субъективные. К первым относятся те,
которые позволяют зафиксировать внешнюю
воспринимаемую картину взаимодействия
детей в группе сверстников. При этом можно
констатировать особенности поведения
отдельных детей, их симпатии и антипатии
и воссоздать более или менее объективную
картину взаимоотношений дошкольников.
В отличие от этого, субъективные методы
направлены на выявление внутренних характеристик
отношения к другим детям, которые всегда
связаны с особенностями его личности
и самосознания. Качественные и количественные
критерии анализа результатов предоставляют
возможность проверки результатов исследования:
действительно ли своевременное выявление
и коррекция проблемных межличностных
отношений детей дошкольного возраста,
способствует развитию социальной компетентности,
облегчает им прохождение процесса адаптации.
Методические рекомендации по проведению
диагностики межличностных отношений:
Выявление особенностей отношения
ребёнка к своим сверстникам является
достаточно сложной и тонкой областью
практической психологии.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Использование диагностических
методик может дать достаточно надёжные
и достоверные результаты только при соблюдении
следующих условий.
Методики должны использоваться
в комплексе (не менее трёх-четырёх), так
как ни одна из них в отдельности не может
дать достаточно полной и надёжной информации.
Использование проективных методик обязательно
должно дополняться наблюдением за поведением
детей в естественных условиях или в проблемных
ситуациях.
Диагностику лучше проводить
в отдельном помещении, где ничто не отвлекает
ребёнка от решения предложенной задачи.
Присутствие посторонних может существенно
повлиять на поведение и на ответы, исказив
реальную картину отношений.
Все диагностические процедуры
должны представлять собой доверительные
и доброжелательные отношения между ребёнком
и взрослым.
Диагностическое обследование
проводится в естественной и привычной
для дошкольников форме игры или беседы.
Недопустимы оценки, порицания или поощрения.
Результаты диагностического
обследования должны оставаться только
в сфере компетенции диагноста, не сообщаются
ребёнку и его родителям.
Уже в средней группе детского сада существуют
достаточно прочные избирательные отношения.
Дети начинают занимать разное положение
среди сверстников: одни более предпочитаемы
для большинства детей, а другие - менее..
Положение детей в группе в психологии
выявляются социометрическими методами,
которые позволяют выявить взаимные (невзаимные)
избирательные предпочтения. Ребёнок
в воображаемых ситуациях осуществляет
выбор предпочитаемых и непредпочитаемых
членов своей группы. Констатирующий эксперимент,
цель которого заключалась в определении
детей с проблемными межличностными отношениями,
проводился в сентябре-ноябре 2014 года
д./с. комбинированного вида «Арман» г.Шымкента.
В эксперименте приняли участие 93 ребёнка
4-7 лет (2 средние, 1 старшая, 2 подготовительные
группы).
Обследование проводилось на основе
выше перечисленных нами методов изучения
детских взаимоотношений. Во время индивидуальной
работы с каждым ребёнком мы предлагали
задания в следующей последовательности: